На двух этажах Довженко-Центра открылся оригинальный музей, который призван погрузить посетителей в атмосферу авангардного украинского кино 1920-х годов, раскрыв феномен ВУФКУ – Всеукраинского фотокиноуправления, объединившего студии Одессы, Ялты и Киева. ВУФКУ называли «украинским Голливудом», оно просуществовало с 1922-го по 1930-й. В те годы национальная кинопродукция поставлялась в Германию, Францию, Нидерланды, Великобританию, США и Канаду. Здесь были сняты такие шедевры, как «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова и «Земля» (1930) Александра Довженко, изменившие направление развития мирового кино. Mind побывал в новом музее и рассказывает, ради каких экспозиций стоит спланировать поход туда.
На первом этаже музея красуется легендарный трактор СХТЗ 15/30 – «звезда» украинского кино того времени. Авторы экспозиции посчитали его главным символом национального кинематографа. Пиар-менеджер музея Мария Шевченко рассказала Mind: «Этот трактор нам дал в пользование Музей КПИ. Доставляли его на специальной платформе несколько часов, она двигалась со скоростью 2 км/час».
Главная оригинальность музея в том, что он оформлен как арт-пространство и в первую очередь воздействует на зрителя эстетически: рядом с трактором можно найти стильно оформленные стенды с мониторами, демонстрирующими хронику и отрывки из фильмов.
На втором этаже расположились несколько масштабных арт-инсталляций, рассказывающих о прошлом через необычные образы. «У нас пространство-трансформер, где главное – образы, конструкты, стереотипы, явления, феномены, которое были отражены в кино. Назначение этих арт-объектов – стать пространством для коммуникации и взаимодействия», – отметила Елена Гончарук, руководитель Музея кино.
Впечатляет «двухэтажная» конструкция, посвященная творчеству Александра Довженко. Она словно иллюстрирует путь мастера: в верхнем «ярусе» идут его картины в режиме онлайн. Эффектно смотрится и стена афиш, где развешены цветные оригиналы постеров, посвященных фильмам 1920-х годов.
Афиша «Человека с киноаппаратом» – шедевр под стать фильму: женские ножки шагают по перевернутой стене небоскреба. Художник-супрематист Казимир Малевич, который в конце 20 годов прошлого века жил и преподавал в Киеве, писал об этой ленте: «Я обнаружил в «Человеке с киноаппаратом» огромное количество элементов (кадров) кубофутуристического порядка».
А автор этого материала в Музее кино обнаружил, что визуальное решение знаменитого полотна Малевича «Скачет красная конница» (1928–1932), где крошечные всадники преодолевают супрематическую плоскость, взят из кадра фильма ФУФКУ про Конармию.
Малевич увлекался теорией четвертого измерения и по-простому он объяснял ее так: «Как созерцающий художник я помещаю свой глаз по ту сторону трех измерений, в четвертом». Четвертое измерение – это воображение, которое символизирует глаз художника. Или оператора, если речь идет о кино. Дзига Вертов так и назвал свой фильм 1924 года – «Киноглаз». В нем впервые родился знаменитый на весь мир образ – глаз оператора, который виден через объектив. Конечно, «киноглаз» появляется и в ленте «Человек с киноаппаратом».
В музее стало понятно: авангардная живопись «перетекала» в фильмы, а кино в свою очередь обогащало новую живопись. Вертов разрабатывал поэтический «абсолютный киноязык» (как он сам указал в титрах): сменяющиеся в кадре образы, ракурсы и революционный монтаж – «Человек с киноаппаратом» и спустя 90 лет смотрится как продвинутый видеоклип.
Тут уместно вспомнить, что фильм «Земля» Довженко разозлил Иосифа Сталина эпизодом, где селяне мочатся в радиатор, чтобы завести трактор, заглохнувший посреди поля. Но это не помешало картине завоевать ряд наград и стать поворотным явлением в киноискусстве.
ВУФКУ активно привлекало к работе писателей, журналистов, драматургов, фотографов и художников-декораторов. В качестве сценаристов тут работали литературные гранды – Николай Бажан, Владимир Маяковский, Исаак Бабель. Последний написал сценарий по своим «Одесским рассказам» для фильма «Беня Крик». Маяковский дважды приезжал в Украину: в 1922 и в 1927 году. ВУФКУ заказало поэту 10 сценариев, но экранизировало всего два, и то детских: «Трое» и «Октябрюхов и Декабрюхов»: Маяковский и для ВУФКУ оказался слишком новаторским.
В музее рассказали, что в жанровом отношении первый экшен (вестерн) – о революционной борьбе на востоке тоже был снят здесь – это «Алим» Георгия Тасина по сценарию Николая Бажана. Алим Айдамак – справедливый разбойник – легенда крымско-татарского народа. Можно сказать, что «Алим» стал предтечей «Белого солнца пустыни».
Экзотично в Музее кино выглядит история создания утраченного фильма «Гонорея» (1927) – это профилактически-художественная лента должна была предотвращать венерические заболевания у трудящихся, чтобы они не пользовались услугами «женщин пониженной социальной ответственности» и вовремя обращались к врачам. Художники нарисовали «раскадровку» этой ленты.
С начала 1930-х Сталин свернул бурную региональную кинодеятельность, сосредоточив все силы в центре. В мае 1935 года генсек подарил Александру Довженко патефон – намек на то, что он хочет побольше музыкальных комедий. Этот патефон находится в инсталляции под названием «Красный коридор террора». Сужающееся пространство красного цвета можно расценивать как метафору того, что государство в 1930-е загоняло кинотворцов в жесткие идеологические рамки соцреализма.
Но, надо сказать, вспышка левого авангардного творчества тоже была красного цвета и пропитана коммунистическим пафосом тех лет.
«Каково место этого периода в новейшей украинской идентичности? Нужна ли здесь «декоммунизация»? Корректно ли представлять национальный коммунизм 1920-х как своеобразную форму национализма, а украинский авангард – как чисто эстетическую систему, вынося за скобки их политический смысл? Правильно ли поколение 1920-х награждать только термином «расстрелянного возрождения», игнорируя очевидные и продолжительные успехи многих мастеров?» – задаются авторы экспозиции справедливыми вопросами. И оставляют их открытыми.
Адрес: Музей Кино (Довженко-Центр, Васильковская, 1)
Часы работы: 12:00 – 20:00
Входной билет – 80 грн, льготный – 50 грн; экскурсии – 100 грн, запись по тел.: 093 013 22 98.