Анонсированная в середине мая пенсионная реформа наконец попала в парламент. 21 июня Кабмин утвердил на своем заседании пакет из четырех законопроектов. Одним из них – документом №6614 – предусматривается повышение пенсий и пересмотр трудового стажа. Еще три проекта законов вносят изменения в Бюджетный, Таможенный и Налоговый кодексы.
Mind уже анализировал изменения, которые вводит пенсионная реформа, и узнал, насколько ощутимым будет рост соцстандартов, если она будет завершена. В частности, увеличится размер пенсий – с 1 октября 2017 «минималка» вырастет на 61 грн: с 1312 до 1373 грн. По данным Пенсионного фонда, такую пенсию получают около 8 млн человек. При этом схема начисления будет изменена – Кабмин планирует провести ее «осовременивание» и привязать суммы пенсионных выплат к текущему размеру средней зарплаты. Последний раз такой перерасчет производился в 2012-м по средней зарплате 2007 года. В 2017 году минимальная зарплата выросла до 3200 грн, а средняя зарплата, по данным Минсоцполитики, достигает 3764 грн.
Но все эти новации еще не способны преодолеть тренд обнищания стареющего населения Украины, большая часть которого в случае реализации реформы окажется за чертой бедности. Об этом и об отношении украинцев к запланированным изменениям специально для Mind рассказал Михаил Вулах, основатель и директор Центра помощи и социальной защиты пенсионеров «Пенсион», эксперт по вопросам пенсионного обеспечения, реформирования банковской системы и финансового сектора.
Уже несколько недель идут ожесточенные дискуссии вокруг правительственного проекта пенсионной реформы. Эксперты, политики, чиновники, депутаты, госслужащие – все взялись комментировать предложенные Кабинетом министров изменения в пенсионном законодательстве. Многие напрямую агитирует поддержать правительственные инициативы, многие – наоборот, критикуют. Однако все единодушны: пенсионная реформа крайне необходима. Чем быстрее она будет принята за основу, тем лучше. Потому что украинские пенсионеры получают одну из самых низких пенсий в Европе. В то же время существует парадоксальный дисбаланс: 7,5 млн пенсионеров находятся под страхом голода, получая меньше 1500 грн пенсии ежемесячно, а 2000 пенсионеров каждый месяц кладут в карман более 20 000 грн.
Работники социальных служб иногда не слишком осведомлены об их истинные потребности. И когда раз за разом видишь ужасные условия, в которых оказались одинокие пенсионеры, а тем более – инвалиды, начинаешь задумываться над справедливостью. Впрочем, новый закон под условным названием «Пенсионная реформа», кажется, не совсем осознает это понятие.
Кому поможет, а кому повредит реформа? С 1 октября 2017 года размер пенсии увеличат (в случае осовременивания средней заработной платы до 3764,40 грн) на сумму от 200 до более 1000 грн ежемесячно. И ежегодно будут индексировать эти суммы. Для этого вводится новая формула вычисления.
Не тронут (потому что закон не имеет обратной силы) пенсии тех, кто получил их по специальным условиям. То есть бывшие прокуроры, силовики, депутаты, ученые и другие привилегированные пенсионеры могут спать спокойно.
Но в новом проекте закона эти привилегированные категории работающих будут получать пенсии уже на общих основаниях.
Зато, что не может не вызывать уважение, расширяется перечень «особых» пенсионеров, имеющих право выходить на пенсию раньше. К этой категории отнесли и матерей пятерых детей, работниц текстильного производства, водителей городского пассажирского транспорта, женщин-доярок, сталеваров и тому подобное.
Для работающих пенсионеров тоже приятная новость – со дня вступления закона в силу они будут получать полную, а не уменьшенную на 15%, пенсию.
На этом такие важные, но немногочисленные приятности заканчиваются. А дальше мы поговорим о том, что ждет ныне работающих граждан в возрасте 35–49 лет в недалекой перспективе.
Ранее в трудовом законодательстве были прописаны нормы, которые регламентировали условия выхода на пенсию работников медицинской отрасли, педагогов, работников служб социальной защиты, то есть сотрудников бюджетной сферы. Особенно в маленьких городах и поселках, где сложно с рабочими местами, люди хватались за такую работу, зная, что на пенсию они пойдут раньше. Медиков и педагогов заманивали возможностью получить жилье и особые условия выхода на пенсию. Но сегодня, после 10–20 лет отработанного стажа, условия изменились – и «пряник уже не такой сладкий».
Что делать людям, которые некоторое время работали по трудовому договору или контракту? С их зарплат далеко не всегда делались соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. А по новым нормам основанием для начисления пенсий является только страховой стаж. То есть стаж, во время которого с зарплаты высчитывались деньги для будущих пенсий.
Законопроектом предусматривается возможность докупить страховой стаж, но не более двух лет. И обойдется он будущему пенсионеру в копеечку: за два года стажа придется отдать почти 30 000 грн. А если к тому времени человек не заработает таких денег или останется один на один со своей проблемой?
Если «докупить» страховой стаж не получится? Людям, которым в 2018 году и позже должно исполниться 65 лет и которые будут иметь недостаточный страховой стаж – менее 13 лет –предусмотренная законопроектом возможность «докупить» стаж не поможет.
Зато авторы законопроекта предусматривают так называемую государственную социальную помощь, размер которой регламентирует уже существующий закон «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам». Эта помощь составляет 30% от прожиточного минимума. При сегодняшнем прожиточном минимуме в 1624 грн – это 487,20 грн в месяц. Что такое прожиточный минимум? Это сумма, достаточная для того, чтобы не умереть с голоду. А что такое 30% от прожиточного минимума? Это когда человеку предлагают есть не каждый день, а только во вторник и пятницу... Итак, допустить такую катастрофу будет преступлением против соотечественников.
Как дела с социальной справедливостью? Справедливость не свойственна новому проекту пенсионной реформы. После вступления в силу этого документа большая часть людей сразу окажется за чертой бедности – потому что у них нет достаточного страхового стажа и они не смогут его докупить. Кроме того, следует признать – постепенное повышение размера необходимого страхового стажа является ничем иным как повышением пенсионного возраста, просто более завуалированным способом. Такой подход отдаляет перспективу жить по накопительной системе пенсионного обеспечения, и лишь на недолгое время облегчит нагрузку на Пенсионный фонд при старой солидарной системе.
Поможет ли этот шаг в то время, когда у Пенсионного фондат дефицит в 145 млрд грн? Сейчас, чтобы заплатить пенсии даже по старым нормам, государство вынуждено ежегодно перекраивать бюджет.
Чего хотят люди? Незадолго до того, как был обнародован новый текст законопроекта, Центр Разумкова провел исследование во всех регионах Украины. Опрос выявил, что 86,1% украинцев не поддерживают повышение пенсионного возраста или страхового (пенсионного) стажа. Наибольшей поддержкой (79,7%) среди возможных новаций пенсионной реформы пользуется отмена специальных пенсий для госслужащих, депутатов, прокуроров, судей. 61,5% украинцев согласны с тем, что работающим пенсионерам нужно платить пенсию в том же размере, что и неработающим. 57,1% опрошенных пенсионеров не имеют других источников дохода, кроме пенсии. Для 80,4% участников опроса, которые достигли пенсионного возраста, основным источником дохода является пенсия. 52,2% украинских пенсионеров пенсии не хватает даже на самое необходимое.
Такие данные говорят лишь об одном: пенсионеры, пожилые люди испытывают очень острое социальное неравенство в обществе и хотят, чтобы государство защитило их. Не бросала на произвол судьбы за ненадобностью, а понимая заслуги, обеспечило скромную, но достойную старость.