С чистого листа: как оценить стоимость своего бизнеса

Четыре самые эффективные методы определения цены

Фото: shutterstock

В XXI веке начинать бизнес с чистого листа – дело довольно рискованное и хлопотное. Трудно выносить идею и сделать из нее прибыльное дело. В некоторых случаях проще и быстрее купить уже работающую компанию. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Зачастую возникает конфликт интересов, для решения которого нужна методика оценки стоимости имеющегося бизнеса. Она должна быть достаточно простой и понятной и в то же время устраивать как покупателя, так и продавца.

Сегодня более 50% предприятий малого сегмента меняют своих владельцев в течение первых трех лет существования. Оценка осложняется тем, что мнение владельца организации при продаже субъективно. К сожалению, не существует лучшего способа оценки стоимости бизнеса. Есть множество различных подходов к решению данной проблемы. То, какой метод используют заинтересованные стороны в конкретной ситуации, зависит от участников сделки. С просьбой помочь разобраться в этом вопросе Mind обратился к CEO «Высоцкий Консалтинг Киев» Екатерине Балановской.

Для начала необходимо понять, что нужно покупателю. Часть покупателей приобретает готовый бизнес для повторной продажи. Но в основном покупка осуществляется с целью ведения дел и получения прибыли. Поэтому стоит обратить внимание на денежные потоки предприятия, они должны быть стабильны. Это послужит гарантией доходности продаваемой организации.

Основным критерием для оценки считается перспективность бизнеса. Здесь учитывается привлекательность сферы деятельности, пути развития, квалификация персонала, наличие постоянных клиентов и многое другое. Если затраты на создание бизнеса с нуля будут совпадать со стоимостью компании при продаже, то привлекательность будет снижена. Поэтому рассчитайте цену так, чтобы приобретение готового бизнеса было дешевле на 15–20%.

Для покупателя важно знать, какие риски вхождения в отрасль присутствуют. Кроме того, их необходимо рассчитать. При отсутствии этого пункта возникает неопределенность. Продать такой бизнес будет непросто.

Владельцу нужно понять, как оценить бизнес. Чтобы рассчитать стоимость организации, проводится предварительная проверка. Она поможет в определении метода расчета стоимости. Как правило, проводятся следующие процедуры:

Попытаемся показать возможные методы оценки бизнеса, которые помогут выбрать вариант, подходящий для конкретной ситуации.

Чтобы рассчитать ценность готовой организации при продаже, необходимо пользоваться эффективными методами определения цены. При этом все представленные приемы можно комбинировать.

Оценка на основе активов – самый простой метод. Весь бизнес состоит из совокупности активов. Оцениваем каждый актив отдельно, а затем суммируем их стоимость. Учитывается имущество предприятия и его износ. Из этого складывается цена готовой организации. Метод подходит для оценки простых бизнесов. Оценить с помощью этого метода интеллектуальную собственность довольно сложно. Кроме того, могут возникнуть трудности с оценкой эффективности использования активов. Например, бизнес содержит много активов, и стоимость бизнеса высока. Однако при этом доходность самих активов может быть крайне низкой. Поэтому такой метод подходит, если вы планируете продать приобретенный бизнес по частям. На Западе это достаточно распространенный вид бизнеса.

Метод замещения и анализа заключается в следующем: нужно рассчитать сколько будет стоить учредить такого рода предприятие с нуля. Затем сравнить его со стоимостью аналогичной организации. При этом продавец должен предоставить скидку, чтобы покупка была выгодной. Данный метод может использоваться для капиталоемких предприятий.

Рассчитать цену по аналогии можно исходя из стоимости предприятий в той же отрасли. Так  можно установить ориентир, в рамках которого можно незначительно завышать или занижать цену.

Прогнозирование денежного потока – наиболее конкретный и сложный прием оценки. Рассчитать стоимость готовой компании таким методом можно исходя из точки безубыточности, срока окупаемости и финансового прогнозирования. Здесь также используется метод сценариев. Необходимо сравнить оптимистичный прогноз с консервативным. В результате предприятие будет стоить при продаже столько, сколько прибыли оно принесет в дальнейшем с учетом дисконтирования.

Рассчитать и оценить стоимость готового бизнеса для продажи нетрудно. При правильном расчете цены, можно эффективно продать свою компанию в кратчайшие сроки. Выбор метода оценки бизнеса напрямую зависит от целей, с которыми она проводится. В статье показано, что для целей управления стоимостью компании, может использоваться несколько методов оценки и, соответственно, несколько показателей стоимости. Эти показатели не подлежат интегрированию, они анализируются отдельно, сравниваются между собой и служат для принятия различных управленческих решений.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS