История Украины сложилась так, что более 70 лет гражданам здесь не давали создавать и вести собственный бизнес. Полностью отсутствовала возможность, которая должна быть в демократической стране у каждого человека... Когда в начале 90-х украинцы наконец получили шанс, у них не было адекватных примеров для подражания, не у кого было спросить, как создать цивилизованную модель бизнеса. Появились дикие капиталисты, которые побеждали в игре без правил.
Сейчас как никогда четко ощущается, что десятилетий для накопления нужного опыта нет. Надо быстро учиться, и не только на собственных ошибках. Наиболее доступный способ получить эти знания – книги. В рамках проекта Mind Рейтинг книг по экономике СЕО «Нашего формата» Антон Мартынов поделился впечатлениями от пяти книг, которые, по его мнению, помогут каждому предпринимателю усовершенствовать собственное дело.
Что прочитать: «Скарга – це подарунок. Як зберегти лояльність клієнтів», Джанель Барлоу та Клаус Мьоллер
Сегодня побеждает только честность. Информация распространяется со скоростью света, поэтому сверхважно – соответствовать тому уровню качества продуктов и сервиса, о котором вы заявляете. А постоянно совершенствоваться помогут клиенты, которые являются непосредственными потребителями вашего продукта. Вернее, помогут их жалобы.
Истории успеха Безоса, Джобса, Гейтса или Маска можно смело назвать историями «факапов». Потому что прежде чем достичь нынешнего уровня они набили немало шишек. Поэтому не следует бояться делать ошибки, но всегда надо идти дальше, если есть желание достичь чего-то серьезного.
Как собственные ошибки и факапы коллег превратить в плюсы к карме компании, подскажут Джанель Барлоу и Клаус Меллер в книге «Скарга – це подарунок». Авторы утверждают, что жалобы – это лучшие маркетинговые исследования. Лучше, если клиент говорит, чем молчит или уходит равнодушным. В книге подробно объясняются шаги, которые нужно сделать, чтобы недовольный клиент стал другом вашей компании. Главное – не бояться делать ошибки и подходить конструктивно к решению проблем.
Что прочитать: «Успішні виступи на TED. Рецепти найкращих спікерів», Кріс Андерсон
Умение представить свой бизнес – ключевая компетенция любого предпринимателя. Это особенно важно на старте, когда материальный ресурс еще небольшой и главное преимущество – это хорошая идея. На данном этапе нужно уметь объяснить ее ценность, заинтересовать проектом, убедить потенциальных партнеров или сотрудников работать с вами и достигать цели вместе. Но если в разговоре тет-а-тет вы чувствуете себя более или менее спокойно, то у работі с аудиторией – совершенно другая специфика. Это нелегкая задача – не краснеть, не показывать волнения, не бояться говорить о себе и своем проекте. Для этого советую прочитать книгу «Успішні виступи на TED. Рецепти найкращих спікерів» – она подскажет, как эффективно и уверенно доносить свои мысли до любой аудитории.
Что прочитать: «Стартап на $100. Як перетворити хобі на бізнес», Кріс Ґільбо
Идеального момента никогда не будет, забудьте. Вам никогда не будет достаточно денег, чтобы начать собственное дело именно так, как вы того хотите. У вас не будет больше свободного времени, когда дети подрастут. Ситуация в стране никогда не будет на 100% благоприятной для предпринимателя. А большой опыт работы в чужой компании не гарантирует вам отсутствия ошибок в собственной. Идеального момента никогда не будет, поверьте. Только 100% риска дает вам 1000% мотивации... и результат.
«Стартап на $100. Як перетворити хобі на бізнес» – идеальное чтение для тех, кто хочет начать собственное дело. Это своего рода пошаговая инструкция по созданию бизнеса, пособие, которое расскажет вам о поиске идей и формировании миссии, о работе с клиентами, маркетинге продукта, исследовании рынка и остальных бизнес-процессах.
Отсутствие ресурсов не должно останавливать. Они гораздо быстрее найдутся, если вы сможете показать результаты своей работы. Крис Гильбо посетил более 190 стран и на реальных примерах доказывает, что начать собственное дело вполне возможно. Пробуйте, не останавливайтесь!
Что прочитать: «Філософія Toyota. 14 принципів роботи злагодженої команди», Джефрі Лайкер
Трудно поверить, но ситуация на японском рынке, когда «Тойота Мотор Корпорейшн» только начинала свой путь, была еще хуже, чем сегодняшние дела в Украине. Тогда ситуация не позволяла японцам замораживать деньги в виде складских запасов, но требовала дать рынку автомобили различных конфигураций и цветов, быть конкурентным.
Именно тогда владельцы «Тойота Мотор Корпорейшн» ввели в постоянное пользование на предприятии инструмент работы со складскими остатками kanban и технологию «вытягивания». Затем – постепенно, настойчиво и грамотно – «Тойота» имплементирует в работу промышленную философию непрерывных усовершенствований kaizen, а также выделяет свои собственные 14 важнейших принципов менеджмента на предприятии, которые подробно и увлекательно описаны в книге «Філософія Toyota. 14 принципів роботи злагодженої команди» американского журналиста и профессора Мичиганского университета Джеффри Лайкера.
Я лично разделяю большинство принципов, описанных в книге, и вместе с командой использую их в работе. Обязательно к прочтению всем, кто занимается разного рода производством.
Что прочитать: «Антикрихкість. Про (не)вразливе у реальному житті», Насім Талеб
Если вы думаете, что все знаете и можете прогнозировать свое финансовое «завтра», то вы просто обязаны прочитать книгу Насима Талеба «Антикрихкість. Про (не)вразливе у реальному житті». Талеб учит критически относиться к событиям, которые происходят в жизни и уметь извлекать пользу даже из хаоса. Талеба стоит воспринимать как искусного собеседника: с ним можно не соглашаться, спорить, но игнорировать его невозможно.
В условиях неопределенности мы стремимся к устойчивости, однако именно она становится препятствием на пути к развитию. Удивительно, но благодаря неопределенности и влиянию изменений люди, вещи и цели, системы могут эволюционировать и становиться лучше. Вы же действительно хотите стать лучше?