Международный валютный фонд заявил: нынешний кризис – худший со времен Великой депрессии, то есть за последние сто лет. По подсчетам организации, мировая экономика упадет на 3% по итогам 2020 года. Для сравнения, во время кризиса 2008–2009 годов падение составило всего 0,1%.
И хотя будущее крайне неопределенно, бизнесу нужно делать все возможное, не дожидаясь окончания кризиса. О том, как маркетологи могут помочь компаниям выйти из кризиса, рассказала Mind Managing Director Havas Ukraine Татьяна Сахнюк.
Маркетологи играют важную роль в кризис-департаментах компаний, которые обычно состоят из топ-менеджеров, юридического и HR отделов. Во время кризиса первостепенная задача сотрудников – понять, что происходит на рынке и определиться со своей реакцией.
Нужен краткосрочный план, определяющий ближайшую стратегию.
Сценариев, к слову, может быть много. Чем больше их будет, тем быстрее и легче будут приниматься решения, и, как результат, – будет снижаться риск потерь. Не стоит бояться делать даже самые пессимистичные стресс-тесты.
Эта стратегия актуальна как для всего кризис-департамента компании, так и для отдела маркетинга.
Бренд должен оставаться на связи со своими клиентами. Но, учитывая психологическое состояние многих людей в условиях карантина и экономической неопределенности, важно сменить в своем тоне энергичность и напор на эмпатию и сострадание – не пытаться продать товар, а поговорить, как человек с человеком. Это также подтверждают данные исследовательской компании Globalwebindex. Самые высокие рейтинги одобрения, почти 90%, получают бренды, предоставляющие практическую информацию о коронавирусе, советы, которые помогают людям справиться с ситуацией.
У бренда могут измениться миссия и добавиться новые ценности. Не упускайте эту возможность. Хороший пример – реклама Guinness ко Дню святого Патрика. Компания выпустила ролик, где выразила сожаление об отмене празднований, но призвала людей не падать духом: «Мы промаршируем снова!».
Анализ AceMetrix показал, что реклама получила хороший отзыв аудитории, а 7 из 10 любителей пива выразили желание купить Guinness.
Проявлением эмпатии может служить образование. Бренд Dove выпустил видео с советами о том, как правильно мыть руки, чтобы предотвратить распространение вируса. Другие компании предоставляют финансовую помощь. Автопроизводитель Ford предложил клиентам, которые пользуются кредитными программами фирмы, улучшенные условия. В то же время сотни компаний жертвуют миллиарды долларов, медицинское оборудование и препараты нуждающимся.
Сейчас многие компании не могут проводить подробные анализы рынков, как в обычное время. Именно поэтому важно внимательнее прислушиваться к отклику аудитории и меняться под ее запросы.
Кроме того, кризис можно рассматривать как долгожданную паузу для анализа направления движения компании и ее ценности. Стоит переосмыслить амбициозные планы, которые казались слишком рисковыми, или отложенные в долгий ящик и сделать ставку на самые перспективные. Сейчас многие открыты к новым неожиданным коллаборациям.
Важно понять то, что из-за пандемии меняется поведение потребителей. Исследовательская компания Nielsen рассказывает, какие изменения ждут мир, на примере жителей Сингапура. Такие медицинские и гигиенические препараты как маски, санитайзеры и пищевые добавки будут и дальше пользоваться популярностью.
Растет доля онлайн-покупок. Если в 2019 году на e-сommerce приходилось 6% продаж FMCG-рынка Сингапура, то сейчас этот показатель составляет 8%. В интернете люди чаще покупают товары для гигиены и дома, а в офлайне – еду и продукты.
Нужно проанализировать уже сейчас, как компания будет возвращать свои позиции. Для этого важно честно ответить на вопросы вроде:
Исследовательская компания McKinsey приводит следующие советы:
Бизнесу не стоит пускать ситуацию на самотек. Сейчас важно искренне общаться с аудиторией, следить за реакцией рынка, быстро адаптироваться и готовиться к восстановлению.