В начале октября Украинский фонд стартапов (УФС) провел 13-й Pitch Day, по итогам которого три победителя получат от государства поддержку в размере $50 000. Всего в питчинге участвовали 10 претендентов. Однако в Украине значительно больше проектов и идей. И где бы ни нашел такой стартап поддержку, главное – его запустить и сделать так, чтобы он продолжал работать, если это достойная и интересная идея. И конечно, хотелось бы, чтобы стартапы могли себя реализовать именно в Украине.
Об особенностях развития стартапа в Украине, о собственном опыте, истории проекта, трудностях при разработке IoT-продукта рассказал Mind cооснователь
и CEO украинского стартапа ОМО Вадим Сидоренко.
ОМО – экосистема умного дома для многоквартирных домов. Стартап позволяет создавать интеллектуальные решения контроля и управления пространством, создать умные квартиру, дом или офис под свои предпочтения и бюджет.
Индустрия интернета вещей (loT) существует уже достаточно давно – первые прототипы начали появляться еще в 80-х годах прошлого века, а сама терминология сформировалась ближе к нулевым. Затем начали появляться первые массовые онлайн-сервисы, мобильные устройства (создание iPhone – без преуменьшения историческое событие) и новые стандарты связи. Все это способствовало распространению IoT.
Примерно в 2012 году пришло осознание: следующий этап после «интернета людей» – это интернет вещей. В начале «десятых», как руководитель одного из интернет-провайдеров, я пытался запускать IoT-продукты. Но у компании были другие приоритеты, поэтому направление дальше не продвинулось.
Позже, в 2018 году, в Украине начинает развиваться 4G, индустрия интернета вещей в другом мире бушует, и я понимаю, что время пришло. Я нахожу единомышленников, в том числе соучредителя Гранта Даяна, оставляю провайдерский бизнес, и мы запускаем ОМО – экосистему интернета вещей для многоквартирных домов.
К этому времени у нас уже сложилась в голове примерная картина того, каким мы хотим видеть будущий продукт. Глобально у нас было два пути: создавать и продавать оборудование или оказывать услуги. Ближе было второе направление, поэтому мы остановились именно на нем.
Предоставлять услуги, безусловно, сложнее – в Украине есть только несколько компаний в этой индустрии, которые работают по такой модели. Для этого нужно решить гораздо больше задач: создать инструменты для мониторинга, управления всеми датчиками, «подружить» их между собой. В общем вызовов достаточно. Но мы уже на первых этапах ставили себе цель сделать не просто набор из устройств, а создать полноценную экосистему, которая будет поддерживать различные аксессуары независимо от производителя.
Мы начали с того, что собрали все предложения на рынке и сравнили между собой: датчики, протоколы, программное обеспечение. Это помогло определиться с архитектурой верхнего уровня – то есть с базовой структурой системы – и специалистами, которые нам нужны.
Сначала мы хотели, чтобы продукт состоял из пяти типов услуг: система доступа (к домофону, лифтам, шлагбауму), видеонаблюдение, датчики безопасности (в частности затопления), «умный дом» (управление отоплением, кондиционерами, лампочками и все в этом направлении ) и снятие показаний счетчиков. Как можно понять, для старта проекта это слишком амбициозные планы, поэтому мы решили сфокусироваться на первых трех направлениях.
У подавляющего большинства компаний схема создания продукта выглядит так: 90% времени уходит на тестирование гипотез и поиск Product/Market Fit, то есть ниши на рынке, а остальные – непосредственно на разработку.
Искать наиболее оптимальную нишу на рынке – задача №1 для нас в других странах. Другое дело, что ОМО сначала запускался в Украине, и здесь мы сразу видели финальную цель. Поэтому большая часть времени и ресурсов пошла на подбор вариантов реализации.
Прежде всего нам нужно понять, каким образом создать систему управления датчиками через единый хаб технической точки зрения. Поэтому сначала мы научились управлять сенсорами через устройства различных производителей.
Второй этап – разработка собственного хаба. К его созданию мы подходили с несколькими требованиями:
Через некоторое время мы сделали прототип в офисе и пошли устанавливать его на реальный дом. Но тут выяснилось, что есть серьезная проблема: оказывается, что сила радиосигнала датчиков не позволяет расширить сеть больше чем на одну квартиру – и буквально все устройства на рынке работают на слабых мощностях. Это было серьезным ударом, поскольку вся концепция провайдерского подхода оказалась под вопросом.
Мы приняли сложное решение: создать свой модуль ZigBee с большей мощностью. Это стандарт связи, как, например, Wi-Fi и Bluetooth, который имеет свои преимущества и недостатки. Но в нашем случае он подошел идеально. Во-первых, ZigBee в отличие от Wi-Fi потребляет мало энергии – а для нас важно, чтобы датчики работали на собственном аккумуляторе. Во-вторых, мы сделали его достаточно мощным, чтобы покрыть весь многоквартирный дом.
Но трудности на этом не закончились. В дальнейшем мы пришли к тому, что нужно создать полноценную ZigBee-сеть, чтобы сенсоры взаимодействовали со смартфонами, а также систему ее мониторинга. Представьте себе ситуацию: человек установил датчик у себя в квартире, а он не может подключиться к общей сети дома. Что делать?
Мы с командой создали сканер, который подключается к сети здания и показывает параметры ZigBee-сети: какие датчики видит, какой уровень качества покрытия в этом месте и т. д. В итоге мы можем видеть, в которой локации стоит устанавливать девайс, а где – нет.
Финальный этап разработки – мобильное приложение и административная панель для управления датчиками. Здесь особенность была в том, что в наших приложениях люди могут взаимодействовать друг с другом – например, поделиться ключом для входа в дом. И поэтому могут возникать проблемы, в частности, когда версии мобильных клиентов у людей разные. Секретных ингредиентов здесь не было – просто пришлось больше программировать, чтобы учесть подобные ситуации.
Глобальный вывод о разработке IoT-продукта звучит так. Сначала мне казалось, что создание основных функций займет 80% от общего фронта работ, а на все остальное будет приходиться 20% времени и сил. Я ошибался: когда мы подошли к вопросам стабильности, безопасности, масштабирования и удобства, стало понятно, что базовые функции – это всего 1% работы.
Когда мы создавали продукт в Украине, то, честно говоря, удивились, насколько разноплановые и качественные специалисты у нас есть.
Сейчас штат ОМО насчитывает чуть более 60 человек, и всех их мы набрали именно здесь. Другое дело, конечно, что украинский IoT-рынок серьезно отстает от Европы и Северной Америки – на услугах мы банально заработаем меньше денег, чем могли бы.
Еще одна важная особенность – распространение интернета вещей в стране. Мы видим, что за рубежом активно покупают умные колонки, термостаты и даже холодильники. В Украине проникновение интернета хорошее (чего стоит наш финтех), но вот с IoT-решениями сложнее, пока к ним относятся настороженно.
Сначала одна из идей ОМО заключалась в том, чтобы люди могли самостоятельно устанавливать умные устройства в квартирах. Но на практике это все еще сложно: пользователи хотят получить эффект от покупки «здесь и сейчас», и их можно понять. Поэтому мы в ОМО добавили подразделение мастеров, а также начали обучать партнеров, чтобы они могли взять на себя роль мастеров для установки в квартирах. Умный дом все еще находится на этапе понимания – людям нужны эксперты, пока технология не станет массовой.
Другой важный момент, который могу отметить, – это глобальное мышление в процессе разработки. В этом году мы в ОМО запустили тестовые проекты в других странах мира: Грузии, Греции, США, Кипре. Но во время установки осознали, что, например, на Кипре более соленый воздух и высокие температуры. Это означает, что оборудование должно поддерживать другие характеристики – теперь мы учитываем этот факт для выхода на другие рынки.
В целом во время развития стартапа я бы советовал сразу мыслить глобально, даже если планов по экспансии за рубеж нет, это поможет обратить внимание на все нюансы.
На этом этапе мы уже достаточно успешно оказываем услуги по трем направлениям, о которых писал выше, – это система доступа, видеонаблюдение и безопасность. Они работают так, как мы задумывали. Далее будем расширять спектр возможностей для элементов умного дома и снятия показаний счетчиков.
Сейчас мы проводим проект «100 домов», в рамках которого бесплатно подключим ОМО в 100 жилых домах в Киеве до конца 2020 года. Этой инициативой мы хотим показать возможности умного дома, а также сделать современные технологии более доступными.
На 2021 год также имеем амбициозные планы: мы нацелены выйти на десять новых рынков, а также масштабироваться в Украине, для этого будем договариваться с партнерами и привлекать инвестиции. Мы довольны своими темпами, но хотим не только идти по графику, но и существенно набирать обороты.