Проблемой логистики на железной дороге никого не удивишь. Все промпредприятия, агропроизводители или компании-перевозчики неоднократно отмечали сложности с подачей необходимого числа вагонов их главным распорядителем – государственной «Укрзализныцей». Многие участники рынка уже давно используют собственные составы и готовы оплачивать закупку локомотивов. Mind неоднократно поднимал эту тему ранее. Однако, это только часть проблем, с которыми сталкиваются грузоперевозчики на железной дороге. Так, ранее эксперт в сфере логистики рассказал Mind о сложностях внедрения новых технологий на «Укрзализнице». Сегодня же речь пойдет о малоизвестных возможностях государственного перевозчика, которые позволят обеспечить комфортную логистику заинтересованным участникам. Что же может предложить в этой сфере госкомпания и, что уже сейчас могут предпринять ее заказчики, пояснил Mind эксперт по вопросам автоматизации ГК «Арт Софт» Александр Тодуров.
Сказать, что «Укрзализныця» совсем плохо занимается автоматизацией отношений со своими клиентами, нельзя. Да, бизнесу хочется, чтобы все происходило быстрее и удобнее для клиентов. Хочется видеть все процессы в реальном времени и безбумажных технологиях.
Однако вопрос не только в автоматизаторах железной дороги. Очень часто продвижение новых IT-технологий упирается в самих клиентов УЗ, которые либо не знают об их существовании, либо просто не хотят внедрять их. Тем более «когда за это еще и деньги платить нужно».
Что касается распространения информации о новых программных продуктах, то это проблема как для УЗ, разработчиков, так и для их потенциальных пользователей. Разработчики представляют свои продукти на выставках и конференциях, но не все туда ездят. Они проводят вебинары и презентации, но у потенциальных клиентов в условиях нынешних карантинов и локдаунов «сейчас другие проблемы», «нет времени» или же они считают: «Ну что нового вы мне можете показать – все, что нужно, у меня уже есть».
Помимо того логика некоторых нанятых директоров: «Мы так жили 10–15–20 лет и дальше проживем» – тоже имеет право на существование. Да, не всегда менеджмент компании заинтересован привносить какие-либо новшества в ее работу. Некоторые расценивают их как дополнительные и лишние для себя обязательства. Другим проще показывать прибыли, а не просить денег на необходимые инновации. Третьи пришли в компанию, разобрались что к чему и поняли, что не останутся там надолго. В таких случаях менеджмент просто не доносит нужную информацию до собственника, и процесс внедрения новых технологий стоит на месте.
Существует и другая позиция: «Никто не должен знать, как мы работаем и какие продукты внедряем» или «Я не собираюсь учить конкурентов». В этом случае разработчики и интеграторы проектов подписывают соглашение о конфиденциальности и помалкивают. И это не удивительно, ведь люди платят деньги, развивают свой бизнес, хотят работать долго и эффективно. Почему они должны помогать конкурентам?
В итоге одни компании активно используют новые IT-технологии, другие – либо вообще не задумываются, либо считают процессы не поддающимися автоматизации.
Несмотря на все вышеупомянутые препятствия и нарекания на неповоротливость, УЗ уже может предложить новые IT-технологии для своих клиентов.
Кроме новшеств, которые уже работают на УЗ, также все еще используется дорогостоящий разовый запрос на дислокацию вагонов. К последнему давно привыкли менеджеры стивидоров, которым часто все равно сколько он стоит для компании. Кроме того, они могут попросту не знать о существовании новых возможностей. И здесь снова встает вопрос мотивации. Менеджменту может быть не выгодно или не важно то, что можно изменить систему и платить в разы меньше за ту же услугу, а также экономить время на ее получение.
В свою очередь УЗ меняет подход в ценообразовании. Госперевозчик предлагает сниженный тариф для вагонов, следующих в припортовые станции. И уже сейчас есть возможность получать их дислокацию на порядок дешевле и удобнее – прямо у себя в мобильном телефоне или на компьютере в любое время.
Новые программные комплексы, разработанные ДН-5 УЗ (отдельная дирекция УЗ по обслуживанию припортовых железнодорожных станций) совместно с коммерческими компаниями-разработчиками, позволяют отследить дислокацию вагонов и решать многие другие проблемы логистики:
Однако такая система есть и уже внедрена в той же ДН-5 УЗ. Называется она Art:Direct UZ и подключиться к ней можно бесплатно! Клиент в этом случае платит УЗ за возможность получать данные о дислокации своих вагонов. Некоторые стивидоры уже активно с ней работают, правда, не особо это афишируя.
При этом они могут подогнать вагоны, например с зерном, в порт прямо под подход судна и оперативно разгружают их. Также выгружают зерно из вагонов непосредственно на судно, экономя на его транзитном хранении в портовых элеваторах.
Таким образом, внедрение новых IT-технологий на УЗ – задача решаемая. Главное, чтобы у всех сторон этого процесса совпали желания и возможности.