Заболело в мире
155,918,548
Умерло в мире
3,258,269
Вылечилось в мире
133,382,771
Заболело в Украине
2,097,024
Умерло в Украине
45,451
Вылечилось в Украине
1,711,709
Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации

Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации

И помогут ли эти IT-решения наладить логистику для бизнеса

Цей матеріал також доступний українською
Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Фото: Fb-страница «Укрзализныци»

Проблемой логистики на железной дороге никого не удивишь. Все промпредприятия, агропроизводители или компании-перевозчики неоднократно отмечали сложности с подачей необходимого числа вагонов их главным распорядителем – государственной «Укрзализныцей». Многие участники рынка уже давно используют собственные составы и готовы оплачивать закупку локомотивов. Mind неоднократно поднимал эту тему ранее. Однако, это только часть проблем, с которыми сталкиваются грузоперевозчики на железной дороге. Так, ранее эксперт в сфере логистики рассказал Mind о сложностях внедрения новых технологий на «Укрзализнице». Сегодня же речь пойдет о малоизвестных возможностях государственного перевозчика, которые позволят обеспечить комфортную логистику заинтересованным участникам. Что же может предложить в этой сфере госкомпания и, что уже сейчас могут предпринять ее заказчики, пояснил Mind эксперт по вопросам автоматизации ГК «Арт Софт» Александр Тодуров.

От кого зависит внедрение новых технологий

Сказать, что «Укрзализныця» совсем плохо занимается автоматизацией отношений со своими клиентами,  нельзя. Да, бизнесу хочется, чтобы все происходило быстрее и удобнее для клиентов. Хочется видеть все процессы в реальном времени и безбумажных технологиях.

Однако вопрос не только в автоматизаторах железной дороги. Очень часто продвижение новых IT-технологий упирается в самих клиентов УЗ, которые либо не знают об их существовании, либо просто не хотят внедрять их. Тем более «когда за это еще и деньги платить нужно». 

Что касается распространения информации о новых программных продуктах, то это проблема как для УЗ, разработчиков, так и для их потенциальных пользователей. Разработчики представляют свои продукти на выставках и конференциях, но не все туда ездят. Они проводят вебинары и презентации, но у потенциальных клиентов в условиях нынешних карантинов и локдаунов «сейчас другие проблемы», «нет времени» или же они считают: «Ну что нового вы мне можете показать – все, что нужно, у меня уже есть».

Помимо того логика некоторых нанятых директоров: «Мы так жили 10–15–20 лет и дальше проживем» – тоже имеет право на существование. Да, не всегда менеджмент компании заинтересован привносить какие-либо новшества в ее работу. Некоторые расценивают их как дополнительные и лишние для себя обязательства. Другим проще показывать прибыли, а не просить денег на необходимые инновации. Третьи пришли в компанию, разобрались что к чему и поняли, что не останутся там надолго. В таких случаях менеджмент просто не доносит нужную информацию до собственника, и процесс внедрения новых технологий стоит на месте.

Существует и другая позиция: «Никто не должен знать, как мы работаем и какие продукты внедряем» или «Я не собираюсь учить конкурентов». В этом случае разработчики и интеграторы проектов подписывают соглашение о конфиденциальности и помалкивают. И это не удивительно, ведь люди платят деньги, развивают свой бизнес, хотят работать долго и эффективно. Почему они должны помогать конкурентам?

В итоге одни компании активно используют новые IT-технологии, другие – либо вообще не задумываются, либо  считают процессы не поддающимися автоматизации.

Несмотря на все вышеупомянутые препятствия и нарекания на неповоротливость, УЗ уже может предложить новые IT-технологии для своих клиентов. 

Как управлять вагонами в смартфоне

Кроме новшеств, которые уже работают на УЗ, также все еще используется дорогостоящий разовый запрос на дислокацию вагонов. К последнему давно привыкли менеджеры стивидоров, которым часто все равно сколько он стоит для компании. Кроме того, они могут попросту не знать о существовании новых возможностей. И здесь снова встает вопрос мотивации. Менеджменту может быть не выгодно или не важно то, что можно изменить систему и платить в разы меньше за ту же услугу, а также экономить время на ее получение. 

В свою очередь УЗ меняет подход в ценообразовании. Госперевозчик предлагает сниженный тариф для вагонов, следующих в припортовые станции. И уже сейчас есть возможность получать их дислокацию на порядок дешевле и удобнее – прямо у себя в мобильном телефоне или на компьютере в любое время.

Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Принтскрины мобильного приложения с функцией отслеживания дислокации вагонов по Украине (RWL)
https://ru.artport.pro/configurations/artrwl/

Новые программные комплексы, разработанные ДН-5 УЗ (отдельная дирекция УЗ по обслуживанию припортовых железнодорожных станций) совместно с коммерческими компаниями-разработчиками, позволяют отследить дислокацию вагонов и решать многие другие проблемы логистики:

  1. Автоматизация документооборота с УЗ в рамках работы с Единой автоматизированной системой управления грузовыми перевозками УЗ.
  2. Оформление подачи и уборки вагонов. Обычно на оформление бумаг для этих двух опций уходит много времени. Стивидору приходится платить лишние деньги за простой вагонов, пока они оформляются. В тоже время только на этих двух опциях можно сэкономить время и деньги как грузоперевозчиков, так и УЗ. Соответствующее мобильное приложение позволяет оформить «бумаги» буквально за несколько минут прямо у вагона – и все документы сразу уйдут в АСУ стивидора и УЗ.
  3. Работа с пломбами ЗПУ (запорно-пломбировочными устройствами): быстрый ввод правильных номеров пломб, проверка их целостности и документирование нарушений.
  4. Учет движения вагонов на основании данных дислокации (слежения), а также учета собственного и арендованного подвижного состава.
  5. Покупка «билета в порт». Как сетует автор материала на Mind: «Почему компании до сих не могут заранее купить для своих грузов такие «билеты в порт» – потому что в стране нет системы, где это можно осуществить».
Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Копия экрана компьютерной системы Direct_UZ с функцией отслеживания дислокации вагонов по Украине

Однако такая система есть и уже внедрена в той же ДН-5 УЗ. Называется она Art:Direct UZ и подключиться к ней можно бесплатно! Клиент в этом случае платит УЗ за возможность получать данные о дислокации своих вагонов. Некоторые стивидоры уже активно с ней работают, правда, не особо это афишируя.

Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Копия экрана модуля (Direct_UZ) планирования точной подачи вагонов в порты Украины под заход судна

При этом они могут подогнать вагоны, например с зерном, в порт прямо под подход судна и оперативно разгружают их. Также выгружают зерно из вагонов непосредственно на судно, экономя на его транзитном хранении в портовых элеваторах.

Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Выгрузка зерна из вагона на судно
Скрин видео на https://www.youtube.com/watch?v=2ES_bJVR-D4&ab_channel=TBIGROUP

Чего не хватает для полноценного функционирования системы

  1. Обратной связи от стивидоров. «Укрзализныця» в своем распоряжении имеет множество вагонов, каждый из которых необходим отдельным стивидорам в конкретное время и в конкретном месте. При этом железная дорога, предоставляя информацию о дислокации вагона, не получает эффективную обратную связь от перевозчиков и в большинстве случаев планы подачи вагонов формируются вручную.
    Если же объединить эти данные в одной системе и обеспечить возможность стивидору подавать электронные запросы в УЗ о своих нуждах, то можно будет уйти от бумажной волокиты и лишнего простоя вагонов. При этом эффективность работы всей этой системы, как для УЗ, так для стивидоров и трейдеров будет зависеть от количества ее участников. Чем их больше, тем эффективнее система и лучше формируются планы перевозок.
Цифровые рельсы: как «Укрзализныця» внедряет инновации
Принтскрин сформированного плана перевозок вагонов в порты Украины
  1. Отсутствие своевременного обмена данными. Как интегрировать новые технологии в существующие АСУ стивидоров? Существует важный вопрос в автоматизации отношений с УЗ – интеграция новых мобильных приложений и программных продуктов с уже существующими и работающими системами учета (АСУ) стивидоров и других участников ж/д перевозок.
    Каждый из них ведет систему учета на разных платформах, таких как «1С:Предприятие», Business Automation Framework, SAP, Oracle, Microsoft и т. д. Для полноценного функционирования общей системы и налаживания процесса обмена данными между УЗ и стивидорами необходимо интегрировать новые решения в уже работающие платформы стивидоров. Последние смогут видеть сколько вагонов и куда подает УЗ в соответствии с их запросами. Как показывает существующий опыт интеграции новых продуктов в существующие платформы, это выполнимая задача.
  2. Нежелание инвестировать в автоматизацию. Практически все украинские бизнесмены и участники ж/д перевозок теоретически согласны, что для того, чтобы сэкономить в будущем, к примеру, 100 000 грн, иногда нужно в настоящем вложить 10 000 грн. Но как только дело доходит до оплаты реальных затрат, часто процесс внедрения останавливается. Ведь деньги нужно отдать сейчас, а «жалко», «нет свободных денег», «это сильно дорого» и т. д. Однако затраты на внедрение IT-технологий и их экономическую эффективность всегда можно посчитать, например сопоставив стоимость простоя судна в порту из-за того, что состав с зерном подадут на сутки позже.

Таким образом, внедрение новых IT-технологий на УЗ – задача решаемая. Главное, чтобы у всех сторон этого процесса совпали желания и возможности.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате