Логистика будущего: зачем Укрзализныци IT-технологии
И как они помогут агропроизводителям

В 2021 году АО «Укрзализныця» должна вернуть почти $ 300 млн кредитов, в 2023 году – почти $ 600 млн. В то же время, в компании упали объемы грузоперевозок за плохих погодных условий и сильные морозы, продолжавшиеся в течение трех недель. С улучшением погодных условий держперевизник планирует наращивать грузоперевозки. Однако, их качество уже давно вызывает вопросы у экспертов и участников рынка, ведь рядом с устаревшим вагонным составом держпервизник НЕ обновляет и другую инфраструктуру. В частности, в УЗ пока не дошли новые технологии, которые могли бы улучшить ситуацию с логистикой на железной дороге.
Как отсутствие современных IT- решений и национальной цифровой инфраструктуры железнодорожных перевозок сдерживает развитие украинского зернового экспорта рассказал Mind основатель ряда транспортно-экспедиторских компаний, член комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации Юрий Щуклин.
Неопределенность железнодорожной логистики и отсутствие общедоступной цифровой инфраструктуры для взаимодействия владельцев зерна и перевозчиков тормозит развитие в Украине цивилизованного экспорта аграрной продукции.
Что не так с железной дорогой?
Украина уже научилась выращивать рекордные урожаи зерна и стала мировым игроком на рынке аграрной продукции. Но в стране до сих пор не внедрены цивилизованные принципы железнодорожной логистики, которая является основным и незаменимым звеном в цепочке доставки украинского зерна к мировым рынкам.
Из года в год повторяется ситуация: располагая более менее точными прогнозами будущего урожая, мы никогда не можем наперед прогнозировать, сколько вагонов-зерновозов будет доступно для гарантированной перевозки урожая к морским портам Украины.
Негативные ожидания рынка на будущий маркетинговый сезон (вопреки оптимистическим прогнозам урожая-2021) связаны с уязвимостью действующей бизнес-модели железнодорожной транспортировки зерновых грузов.
Сегодня не каждый украинский сельхозпроизводитель уверен, что аграрный сезон будет для него успешным и он сможет в полном объёме и в срок перевезти свои грузы и выполнить контракты. Он не имеет возможности заранее знать – обеспечат ли его вагонами, в каком количестве и по какой цене.
Повторяющаяся из года в год неопределенность с обеспечением подвижным составом грузовладельцев и грузоотправителей создавала благодатную почву для образования «ценовых пузырей» в пиковый сезон перевозок зерна к портам.
Будучи в условиях, когда при невыполнении контракта на поставку зерна грузоотправитель теряет лицо и репутацию, он соглашался переплачивать перевозчикам в 2-3 раза выше рыночной цены, чтобы вовремя доставить груз.
Но к 2020 году неопределенность стала напряженной и для перевозчиков: на рынке образовался профицит железнодорожных вагонов, и у перевозчиков тоже появился запрос на долгосрочные и понятные правила игры, которые давали бы им возможность гарантировать себе работу на будущий сезон.
Как решить проблему?
Железнодорожная логистика Украины сейчас выглядит как рынок такси в 90-е годы, куда массово завезли «евробляхи»: владелец такси не уверен, что для него будут пассажиры, а пассажир не знает, что в его районе будут доступные такси и автомобиль приедет вовремя.
Решение этой проблемы возможно исключительно путем модернизации принципов организации перевозки зерновых. Еще в те годы, когда государственный перевозчик «Укрзализныця» владел наибольшей долей в структуре перевозок зерновых грузов, я предлагал компании конкретные меры для улучшения сервиса железнодорожной транспортировки зерна к морским портам (в пределах имеющейся провозной и пропускной способности «Укрзализныци» и портов):
- сформировать расписание движения зерновых поездов с учетом провозной и пропускной способности, потребностей всех регионов и годовой нагрузки на поезд и вагон;
- опубликовать расписание и стоимость перевозки на весь маркетинговый сезон;
- обеспечить аграриям возможность выбора перевозчика.
К сожалению, инициативы модернизации сервиса логистики были похоронены под давлением различных групп влияния и ряда участников логистического рынка, не заинтересованных в прозрачности и предсказуемости железнодорожных перевозок.
Украинский бизнес, которому нужна возможность выполнять свои форвардные контракты и подтверждать репутацию добросовестных контрагентов, ищет и находит другие решения, как смягчить влияние неопределенности логистики зерновых грузов в будущем маркетинговом сезоне.
Уже сейчас в Украине есть такие тренды зернового рынка:
- Прагматичные грузовладельцы самостоятельно находят перевозчиков и фиксируют обоюдные обязательства «я гарантирую тебе стабильное наличие груза, ты мне гарантируешь перевозку по стабильной экономически обоснованной цене».
- Некоторые грузовладельцы и перевозчики уже пробуют такие методы фиксации обязательств, как слияние и поглощение, и покупают доли капитала друг друга.
- Союзы грузовладельцев и перевозчиков создают на рынке новые правила экспорта и отгрузки зерна, и трейда, с целью повышения эффективности работы их активов и обеспечения их работой не 3-6 месяцев в году, а все 12 месяцев.
Бизнес-модель союзов производителей и перевозчиков: приоритет форвардных контрактов трейда и доставки, т.е.продать на год зерно и его плавно за год перевезти.
Выполнение целей и задач бизнес-союзов грузовладельцев и перевозчиков невозможно без содействия государственного оператора перевозок «Укрзализныци», который контролирует локомотивную тягу, инфраструктуру и располагает данными, которых нет ни у одного участника рынка.
Как продавать "билеты" на перевозку заранее?
Мы снова приходим к необходимости мер, о которых говорилось выше: рынку необходим такой график движения зерновых поездов, который учитывает провозную способность «Укрзализныци» и пропускную способность портов, потребности всех регионов и годовые нагрузки на поезд и вагон.
Имея доступные данные, сколько раз на каждую станцию в течение года могут приехать локомотивы с какими-либо вагонами, грузовладельцы могли бы заранее «купить билеты в порт», и соответственно, планировать продажи, бронировать погрузку элеваторов в определенное время и тд.
Почему компании до сих не могут заранее купить для своих грузов такие «билеты в порт» – потому что в стране нет системы, где это возможно осуществить. В Украине до сих пор управление железнодорожной логистикой происходит в ручном режиме, с помощью телефона, электронной почты и Excel, в лучшем случае – в модернизированных 1С. Какое-либо цифровое взаимодействие частных железнодорожных перевозчиков с владельцами груза тоже отсутствует.
Отправляя в порт грузы, их собственники не располагают данными о динамике продвижения грузов по стране, о логистических процессах своих грузов по железной дороге и элементарно не могут отслеживать местонахождения вагонов со своим зерном.
Переход от ручного режима к современным информационным технологиям даст мультипликативный эффект: прозрачность и прогнозируемость всех цепочек поставок зерна повысит эффективность каждой единицы транспорта, снизит затраты на перевозку, и, что немаловажно, привлечет в Украину других мировых игроков, которые начнут влиять на рынок, вносить сюда свои цивилизованные рыночные правила.
С внедрением инструментария автоматизированного взаимодействия перевозчиков и грузовладельцев, серый рынок зерна неизбежно начнет проигрывать тем, кто работает в белую, и такие компании либо перестроят свою бизнес-модель, либо покинут рынок. Производитель зерна начнет получать больше дохода, начнут развиваться понятным образом элеваторы, а узкие места логистической инфраструктуры будут модернизироваться на условиях государственно-частного партнерства. И бизнес на это пойдет, потому что прозрачная бизнес-модель перевозок даст возможность планировать деятельность на годы и десятилетия.
Для перехода бизнес-модели украинских железнодорожных перевозок из аналогового мира в цифровой нужна политическая воля – принять в приоритет интересы государства и его валового экспорта, а не интересы отдельных групп влияния, монетизирующих дефекты и проблемы железнодорожной логистики.
Реализация современных IT- решений и создание национальной цифровой инфраструктуры железнодорожных перевозок потребует дополнительных усилий в разработке, имплементации необходимых изменений в законодательство о железнодорожном транспорте. Но результат может стать реальным драйвером изменений, которые улучшат бизнес-климат в стране и обеспечат украинской аграрной продукции доступ к мировым рынкам.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.