На днях Верховная Рада приняла закон «О виртуальных активах» с предложениями президента (законопроект №3637). Какие правила вводит новый закон и какие налоги ожидают собственников цифровой валюты, рассказал Mind управляющий партнер юридической компании Icon.Partners Вячеслав Устименко.
Что приняли и о чем «забыли» законодатели – в материалах Mind «Кофе за крипту? или Когда ждать легализации виртуальных активов» и «Не все сразу: почему президент ветировал закон о виртуальных активах».
По данным платформы CoinGecko, в мире 12657 криптовалют с капитализацией $2 трлн. Рост рынка привел к тому, что страны принимают специальное законодательство о криптовалюте. Украина не исключение.
До 2021 года специального законодательства не было. Некоторые законы только частично регулировали цифровые активы. Закон «О предотвращении коррупции» обязал декларировать крипту, а Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов...» дал определение виртуального актива, а также включил поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, в перечень субъектов финансового мониторинга.
Из судебной практики понятно, что этих норм недостаточно: «Суд признал криптовалюту виртуальной вещью и отказал в судебной защите» Истец хотел истребовать Bitcoin как оплату за проделанную работу. Суд в иске отказал. По его мнению, криптовалюта – виртуально-цифровая продукция, а не материальный предмет. Она не имеет индивидуальных признаков и ее оборот нормативно не регулируется (Решение Дарницкого районного суда от 24 марта 2016 года).
Без специального законодательства налоги с криптовалюты взимают по общим правилам.
Налогообложение для физических лиц (ФЛ): если вы просто владеете криптовалютой, платить налог не обязательно, налоги начисляются в случае получения дохода от крипты.
Налогообложение для физических лиц-предпринимателей (ФЛП): ФЛП 2-й и 3-й группы единого налога (ЕН) и криптовалюта – вопрос неоднозначный.
Отдельных КВЭДов для операций с криптой нет. Письмо Госстата 2018 года № 14.4-09/435-18 определяет такие КВЕДы для операций с криптовалютой:
Есть письмо Госстата 2011 года № 14/3-12/636, которое говорит, что КВЕДы 64.19 и 66.19 не относятся к финансовому посредничеству, а значит, разрешены на едином налоге.
Выходит, что ФОПы 2-й и 3-й групп могут совершать операции с криптовалютой. На практике налоговая говорит обратное. Инспектора на местах считают операции с криптой финансовым посредничеством, но все же рекомендуют звонить на горячую линию, чтобы «уточнить».
Налогообложение для юридических лиц (ЮЛ): нет перечня документов, которые подтверждают приобретение и продажу криптовалюты. Криптовалюта не подлежит амортизации (вычету расходов), то есть налог должен платиться с общей суммы дохода, а не с прибыли. Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от НДС при продаже криптовалюты, а значит, у продавцов возникают налоговые обязательства уплаты НДС. В таких условиях стремление бизнеса платить налоги близится к нулю.
Закон определяет права и обязанности участников рынка виртуальных активов, устанавливает основные принципы государственного регулирования и полномочия ключевых органов.
Криптовалюта – не деньги: обменять или заплатить ею за товар на территории Украины теперь нельзя. Закон определяет право собственности: собственник тот, кто владеет криптой. А владеет тот, у кого личный ключ. А как быть с передачей личного ключа другому лицу? Например, в состоянии аффекта? По факту право собственности на крипту не передается, а по закону получается обратное.
Участников рынка делят на три категории:
Виды виртуальных активов:
Закон устанавливает минимальный уставной капитал бирж: от $42 000 для резидентов до $210 000 для нерезидентов.
Документ также определяет исчерпывающий перечень видов деятельности бирж:
Участники рынка получат право на судебную и другие способы защиты своих прав.
Биржи смогут открывать счета в банках, но должны будут получать отдельную лицензию на каждый вид деятельности (хранение и администрирование, обмен, перевод, брокерство). Срок действия лицензии – 1 год. Деятельность без лицензии – штрафы от 34 000 грн до 119 000 грн.
Криптовалютные биржи обязаны регулярно подавать отчеты в госорганы и раскрывать информацию о своих владельцах.
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – основной регулятор рынка. Она будет выдавать биржам лицензии, вести реестр и собирать отчеты.
Финмониторинг рынка виртуальных активов будет происходить в соответствии с рекомендациями FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег). Рекомендации содержат международные стандарты, которых государства должны придерживаться. Последние изменения в Руководство по работе с цифровыми активами и виртуальными валютами FATF приняла в октябре 2021 года.
Верховная Рада приняла закон о криптовалюте и поддержала доработки от президента. Осталось внести изменения в Налоговый кодекс Украины, которые сейчас активно обсуждают в комитетах парламента. Планируют следующее:
То есть, как ФЛ, вы сами декларируете полученную за год прибыль (разница между доходом и документально подтвержденными затратами) и платите налог.
Юрлица подают налоговую декларацию и считают налоги сами. Биржи платят 5% при условии, что получают доход только от операций с криптой и от курсовой разницы.
Преимущества урегулирования криптосферы очевидны, и новый закон сделал огромный шаг в этом направлении. Чтобы эти преимущества были реальными, правительству стоит обратить внимание на следующие моменты.
Участники рынка смогут защитить свои права в суде. Будет ли такая защита эффективной до реформы судебной системы? Как быть с бюрократией и коррупцией?
Бизнес сможет работать официально и открывать счета в банках, но при этом должен получать лицензии или платить огромные штрафы. Как будут реагировать банки? Очевидно, что нельзя будет открыть счет в банке и сохранить анонимность. Необходим конкретный порядок регистрации бирж, получения лицензий, четкие критерии для открытия банковских счетов.
Страна получает иностранные инвестиции и дополнительные налоговые поступления в бюджет. Смогут ли национальные биржи конкурировать с иностранными? Как участники рынка будут декларировать активы? Как инвесторам доказать налоговому органу за сколько, где и когда они купили крипту? Как документально подтвердить расходы?
Необходимость в принятии специального законодательства для криптосферы безусловна. Нужны четкие и понятные нормы, простые процедуры, которые будут работать на практике.
В то же время часть рынка все еще не урегулирована. Для инвесторов остается альтернатива выводить деньги вне биржи (напрямую и через трейдеров), а значит, без декларирования и уплаты налогов. Будут ли отслеживаться такие операции? Как? Стоит ли переходить на новую систему или выгоднее по-прежнему оставаться в тени? Вопросы рисков и ответственности. Ключевую роль в таком решении сыграет финальная версия налоговых изменений, процедуры доступа к рынку и то, как принятые нормы покажут себя в украинских реалиях.