Кофе за крипту? или Когда ждать легализации виртуальных активов

Кофе за крипту? или Когда ждать легализации виртуальных активов

И какие правила их обращения, предложенные президентом, намерена сегодня утвердить Верховная Рада

Цей текст також доступний українською
Кофе за крипту? или Когда ждать легализации виртуальных активов
Фото: depositphotos

Сегодня, 17 февраля, в Верховной Раде, согласно повестке днядолжны рассмотреть предложения президента к закону «О виртуальных активах» (№3637). Документ был принят ВР еще в сентябре прошлого года, однако глава государства не подписал эту редакцию и предоставил свое видение этого закона. Пока депутаты готовятся к рассмотрению документа, попробуем разобраться, когда украинцы смогут легально пользоваться криптовалютами. Когда можно будет купить кофе за крипту и возможно ли это будет осуществить по принятому закону, рассказала Mind юрист практики технологий и инвестиций Juscutum Эльмира Арутюнян.

Что еще не учли законодатели в профильном законе – в материале Mind «Не все сразу: почему президент ветировал закон о виртуальных активах».

Элементы мира digital assets постепенно становятся частью бытовой жизни украинцев. В столице появляются криптоматы, реклама обмена криптовалюты и даже специализированные заведения для «криптокомьюнити». И это неудивительно, потому что международные профессиональные эксперты определяют украинцев как одну из ведущих наций криптохолдинга. Спрос рождает предложение, поэтому законодатели Украины сделали первый шаг для легализации этой сферы. Верховная Рада рассмотрела законопроект о виртуальных активах, но в настоящее время  он не вступил в силу. К чему следует подготовиться бизнесу и локальным юристам, рассмотрим далее.

Что такое виртуальный актив по-украински?

Следует отметить, что пока не каждая страна мира имеет определение понятия «виртуальный актив», не говоря уже о существовании требования к лицензированию этой деятельности. Даже если такое определение имеет место, то восприятие «виртуальных активов» каждой из стран неоднозначно. Да, некоторые классифицируют их как альтернативное средство платежа, другие – как товар, некоторые не конкретизируют статус, давая определение «нематериального блага».

Украина переняла опыт других стран, осуществив разделение на обеспеченные и необеспеченные виртуальные активы. В основе такого разделения был положен критерий содержательной нагрузки, что значительно шире, чем только критерий их функциональной принадлежности.

Обеспеченный виртуальный актив имеет базовую составляющую как имущественные права. Это тот же вид «токена», имеющий соответствующую обеспеченность активами (денежными средствами, имуществом, имущественными правами в целом), в частности внимание уделено праву требовать указанный актив.

Представьте, что вы продавец яблок и хочете продать весь свой товар до конца сезона. Прежде всего вы подсчитываете количество ваших яблок, чтобы перевести данные в цифровой вид. Далее вы нанимаете разработчиков для оцифровки права приобретения вашего яблока в пропорции 1/1 в виде виртуального актива. Пусть такой актив будет называться «эплокоин». На выходе вы будете иметь 100 «эплокоинов», которые обеспечены вашими 100 яблоками. Затем вы должны продать ваши так называемые цифровые яблоки неопределенному кругу лиц. Вы можете продать их публично или в контексте private sale, например, аккредитованным дегустаторам яблок. С того момента, как вы продали «эплокоин», вы обязаны предоставить такие яблоки держателям вашего виртуального актива.

Самыми яркими примерами из практики являются stablecoin, токенизированные ценные бумаги. В случае последних такая деятельность может дополнительно иметь специальное регулирование.

Необеспеченный виртуальный актив характеризуется отсутствием обеспеченности имущественным или неимущественным правом. Наиболее яркими примерами являются разнообразные виртуальные активы, в которых отсутствует эмитент, предоставляющий получателям такого виртуального актива права требования. Например, биткоин (BTC).

Общество до сих пор не знает его разработчика Satoshi Nakamoto, в лице одного или нескольких человек. К этой же группе может также относиться governance tokens, эмитентами которого является автономное децентрализованное объединение, как DAO, которые, как ОПФ, не являются традиционным субъектом права во многих государствах.

Что еще нужно урегулировать?

Следует обратить внимание на удобство четкой классификации видов виртуальных активов и их разделение по функциональному назначению.

В дальнейшем ожидаем введения понятия «токена» и его видов (utility, governance, NFT, debt, security и т. д), в частности понятия «криптовалюта». Необходимость такого разъяснения регуляторами политики обращения виртуальных активов прежде всего облегчит восприятие нового социального института и поможет четко определять тип бизнеса, который планирует использовать виртуальные активы.

В настоящее время проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налогообложении операций с виртуальными активами в Украине» предусматривает понятие «майнинга», «криптовалюты», «токен-активы», блокчейна в форме «распределенного реестра записей в цифровой форме».

Можно ли будет рассчитаться за кофе криптой?

Законодатель выбрал интересную позицию в вопросе соотношения виртуальных активов с обычной жизнью украинцев – прямой запрет не только на расчет виртуальными активами, но и на обмен последних на другие объекты:

«7. Виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины и не могут являться предметом обмена на имущество (товары), работы (услуги).»

Такая позиция обоснована – это установит препятствия для возможного уклонения от уплаты налогов. Но этот запрет может замедлять развитие инновационного общества в государстве.

А значит, традиционный расчет в криптовалюте в аспекте Customer to Business не будет являться общераспространенным явлением. Но, если кофейня будет осуществлять токенизацию своего кофе, мы, как держатели «кофе-токенов», можем претендовать на получение кофе не путем традиционного приобретения, а обменяв его на наш кофе-токен.

Почти по такому принципу наши бабушки и дедушки обменивали талоны на товар в советские времена.

Что еще нужно урегулировать?

Связь между прямым запретом обмена с ЗУ «О виртуальных активах» и другого мнения, указанного в проекте ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о налогообложении операций с виртуальными активами в Украине»: «…операции по обмену виртуальных активов на другие объекты гражданских правоотношений, отличные от виртуальных активов, считаются операциями по продаже виртуальных активов по стоимости, равной договорной стоимости объекта (объектов) гражданских правоотношений, подлежащих обмену на виртуальные активы».

К чему следует готовиться бизнесу и другим участникам правовых отношений?

Переходными положениями закона предусмотрено:

  • обязанность субъектов декларирования включать в представление данные об имеющихся виртуальных активах, принадлежащих субъекту декларирования (в том числе членам его семьи). Нужно будет указывать вид актива, его наименование, размер, стоимость на дату обретения права в денежной единице Украины и другую необходимую информацию;
  • для субъектов первичного финансового мониторинга – четкие требования к операциям по переводу виртуальных активов и процессу верификации таких субъектов транзакций;
  • банкам следует подготовиться к открытию счетов для осуществления расчетов по операциям с виртуальными активами;
  • для бизнеса будут установлены временные ставки налогообложения в зависимости от вида активов и операций с ними;
  • для физических лиц прибыль (доходы) от операций с виртуальными активами облагается налогом по ставке 5%;
  • киберполиции и другим властям нужно будет вводить образовательные программы для исследования нового вида общественных отношений;
  • нотариусам следует подготовиться к удостоверению договоров о фигурировании виртуальных активов.

Нужна ли лицензия на деятельность с виртуальными активами?

Да, такое разрешение на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, выдается по установленной форме центральным органом регулирования политики обращения виртуальных активов – Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (на основе сотрудничества с НБУ). Основные условия получения такого разрешения также указаны в законопроекте «О виртуальных активах» и могут быть дополнены принятием локальных актов Комиссией по ценным бумагам.

Следовательно, изменения претерпевают не только физические лица, имеющие на балансе криптовалюту, но и другие участники рынка виртуальных активов. Однако есть ряд преимуществ по сравнению с другими странами:

стоимость получения разрешения дешевле, чем в европейских странах;
налогообложение в первые годы планируется по сниженной ставке;
пока нет четких требований для economic substance;
предусмотрена возможность создания отношения crypto friendly со стороны банков к такому типу бизнеса.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно