Discuss Discuss
Прыжок в будущее: как бизнес развивает инновации в Украине

Прыжок в будущее: как бизнес развивает инновации в Украине

И где компании берут технологии

Цей матеріал також доступний українською
Прыжок в будущее: как бизнес развивает инновации в Украине

Украина в глобальном инновационном индексе 2020 года находится на 45-м месте. По сравнению с 2019 годом в этом рейтинге наша страна поднялась на две позиции. В этом году эксперты оценивали 131 страну по 80-ти параметрам. Составители индекса выделяют группу стран с низким и средним доходом, в которых инновационная деятельность развивается быстро. Среди таких стран в этом году Украина заняла 2-е место, обойдя Индию, Филиппины и Монголию.

В целом денег на инновации в нашей стране тратят немного. По этому показателю Украина находится на 71-м месте. Однако при этом мы занимаем 37-ю строчку в рейтинге стран, которые получили самый большой профит от использования инновационных решений. Бизнес является главным двигателем инновационных процессов.

Как именно это происходит, Mind выяснял на примере четырех крупных компаний: «Киевстар», ДТЭК, «Нова Пошта» и ОККО.

Зачем компаниям инновации?

Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса компании «Киевстар»:

– Компания видит потенциал в развитии нетелеком-продуктов и услуг для бизнес-абонентов. Это обусловлено глобальными трендами в сфере телекоммуникаций – доля нетелеком-доходов в общей структуре доходов телеком-компаний в мире показывает устойчивый рост. Так, из традиционного мобильного оператора мы превращаемся в поставщика комплексных, комплементарных, конвергентных сервисов, которые решают глобальные и стратегические задачи бизнеса.  

Эмануэле Вольпе, директор по инновациям ДТЭК:

– Декарбонизация, быстрое развитие новых технологий, рынка альтернативных источников энергии, энергоэффективных и энергосберегающих технологий привели мир к глобальной трансформации. Для того чтобы справиться с этими вызовами, в 2018 году ДТЭК создал новое направление – Innovation DTEK. 

Сергей Суханов, директор по развитию и инновациям группы компаний «Нова Пошта»:

– У нас маркетинг-ориентированная инновационная стратегия. То есть главная цель для внедрения инноваций – улучшение клиентского опыта (решение главных болей клиента). Главные инновации у нас в разработке и внедрении – это изменения наших процессов взаимодействия с клиентом. Эти изменения влекут за собой и изменения поддерживающих их бэк-процессов.

Александр Ляшенко, вице-президент по технологиям и бизнес-процессам сети ОККО:

– Большинство реализуемых инноваций внутри компании связано или с оптимизацией бизнес-процессов или с созданием новых сервисов/продуктов для клиентов.

Каждый из озвученных выше типов инноваций имеет свою ценность для компании. Запуск новых бизнес-моделей позволяет компаниям первыми занять принципиально новые бизнес-ниши.

Решения, связанные с оптимизацией и оцифровкой бизнес-процессов, позволяют существенно оптимизировать и снизить операционные издержки, лучше управлять рисками и контролировать бенчмарки процессов и ключевых операций.

Вывод новых клиентских сервисов позволяет одновременно удерживать существующих требовательных клиентов и привлекать новых, соответствовать современным потребительским трендам и просто больше предлагать разнообразных услуг покупателям.

Фото rawpixel.com

Что лучше: купить инновационную технологию или разработать свою?

Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса компании «Киевстар»:

– Я бы не заявлял так категорично: купить или создавать самостоятельно. Мы оцениваем проект с точки зрения возможностей телекома и экономической целесообразности, отталкиваясь от потребностей клиента. Например, в конце 2019 года «Киевстар» подписал Меморандум о сотрудничестве с корпорацией Microsoft, цель которого создавать и развивать проекты в сфере интернета вещей, аналитики данных, искусственного интеллекта и облачных решений на основе технологии Azure. В рамках партнерства планируем расширять портфель облачных сервисов и продуктов (современные вычислительные сервисы, оптимизация клиентской инфраструктуры – миграция в облако, интеграционные сервисы) с учетом требований украинских компаний и украинского законодательства, а также развивать edge-решения, которые предполагают перенос части вычислительной мощности ближе к клиенту.

Эмануэле Вольпе, директор по инновациям ДТЭК:

– Мы определили для себя шесть основных стейкхолдеров, с которым работаем для поиска решений под запросы наших бизнесов. Это стартапы, клиенты, поставщики, фонды, университеты и даже другие корпорации. Чтобы наладить работу с ними, 1 июля этого года мы запустили платформу открытых инноваций https://openinnovation.dtek.com/. Каждый желающий может зарегистрироваться, узнать наши challenges и подать свое решение. Также, если у вас есть решение, но вы не нашли под него подходящий запрос, вы можете подать его в разделе «У меня есть проект». В этом году мы получили больше 70 решений.

ДТЭК не инвестирует в стартап-команды и не покупает их. Мы готовы сотрудничать в качестве индустриального партнера, а также поделиться нашим опытом и пропилотировать решение в нашем бизнесе, если оно будет нам интересно.   

Сергей Суханов, директор по развитию и инновациям группы компаний «Нова Пошта»:

В процессе инновационного управления всегда есть соблазн пойти по «быстрому» пути и взять готовое решение, но, как показывает наша практика, такой подход часто не дает нужных результатов, поскольку процессы компании имеют свою уникальность.

Только зная хорошо все нюансы работы изнутри, можно предложить инновации для решения проблем. Сделать такое внешними силами будет затруднительно и долго (так как нужно будет погружать в процессы внешних экспертов). Более эффективно – интегрировать готовые решения как часть проекта, привлекая и вовлекая сторонних партнеров в процессы выработки и реализации решений совместно с нашими внутренними экспертами.

Александр Ляшенко, вице-президент по технологиям и бизнес-процессам сети ОККО:

– Редко можно купить готовый цифровой инструмент и подключить к организации. Во-первых, его подключение чаще всего требует трансформации, внесения изменений и очистки уже существующего диджитал-ландшафта компании. Зачастую затраты на подключение «технологии» к компании могут превысить стоимость самой подключаемой технологии и существенно ограничить ожидаемый позитивный экономический эффект. Во-вторых, ни одна технология сама по себе не работает. Она требует интеграции с бизнес-процессами, а самое главное с людьми – их навыками, привычками и предпочтениями.

Но самое главное – любой цифровой инструмент, кроме технологий, включает в себя и бизнес-логику, которая и определяет потребительскую и бизнес-ценность такой технологии. А исключительной компетенцией относительно бизнес-логики компании владеет только она сама. Если резюмировать: технологию гораздо эффективнее покупать, затем наложить на нее дополнительные компетенции вместе со своей бизнес-моделью и получить собственную инновацию, которую будет не так просто кому-то скопировать в чистом виде.

Фото: freepik.com

Кто отвечает за развитие инноваций?

Илья Польшаков, директор по развитию новых направлений бизнеса компании «Киевстар»:

– Над проектами работают около 80 человек – это команда по развитию новых направлений бизнеса, которую я возглавляю. Команда работает над тремя основными задачами: удовлетворением потребностей клиентов в высокоинтеллектуальных цифровых сервисах, решением бизнес-задач клиентов с помощью уникальных конвергентных продуктов и над развитием долгосрочных отношений с партнерами.

Эмануэле Вольпе, директор по инновациям ДТЭК:

– Сейчас Innovation DTEK – окно инноваций для всей компании. Наша команда состоит из 15 человек. В своей работе мы фокусируемся на таких основных аспектах, как формирование культуры открытых инноваций, внедрение новых технологий и новых бизнес-моделей.

Сергей Суханов, директор по развитию и инновациям группы компаний «Нова Пошта»:

– В компании инновации мы разделяем на два уровня: «верхний» – фундаментальные изменения и «нижний» – быстрые улучшения. Для управления инновациями верхнего уровня мы создали специальное централизованное подразделение – инновационный хаб (IHUB). В ІHUB поддерживается творческая атмосфера, в которой все равны и все решения принимаются коллегиально.

Понимая, что процессы управления инновациями сильно отличаются от операционных процессов, мы создали уникальное пространство в философии Agile c поддержкой двух взаимосвязанных подсистем управления: подсистема выработки решений (EI – предпринимательство и интеграция) и подсистема выполнения решений – предназначена для максимально быстрого и эффективного выполнения решения.

Александр Ляшенко, вице-президент по технологиям и бизнес-процессам сети ОККО:

– Мы отказались от создания отдельного подразделения. На мой взгляд, более эффективной является трансформация культурной ДНК всей компании в умение работать одновременно в трех режимах: операционном, проектном, а также в режиме поиска и тестирования инновационных гипотез. Именно такую модель мы выстраиваем у себя в компании.

Особенно это касается диджитал-подразделений. Уже несколько лет мы активно трансформируем IT-организацию из вертикально иерархической в плоскую структуру, где должности заменены различными ролями.  Наши сотрудники могут в разное время себя испытать в роли и операционного исполнителя, и проектного менеджера, и скаутера инновационной идеи. Безусловно, в этой модели не могут жить все 100% сотрудников, но что касается наших IT-лидеров – все они живут исключительно в ней.

Также мы проповедуем партнерскую модель сотрудничества и кооперацию, не претендуем на исключительные авторские права на инициированные нами разработки. Активно сотрудничаем с различными платформами по поиску идей и стартап-средой для их реализации.