Бизнес – это еще один ребенок: 6 правил предпринимательства от Глеба Загория
О смелости, деньгах, семейном деле и настоящем партнерстве

Отличия семейного бизнеса от личного, созданного с нуля "в первом поколении", велики. Они касаются не только общей философии ведения дел, но и расстановки сил в семье. Также большое значение имеет то, есть ли у конкретного человека способности к предпринимательству. А оно, по мнению совладельца фармацевтической фирмы «Дарница» Глеба Загория, передается на генетическом уровне. Почему это так, что означает вхождение в семейное дело и как измерить свой успех – Глеб Загорий рассказал Mind.
1. Предпринимательство заложено в генах
Раз уж принял это решение – стать предпринимателем – ты встал на очень рисковую стезю. Ты рискуешь всем, что у тебя есть. В первую очередь, собой, не говоря уже о деньгах.
Зависимость – это определенная скованность. Способность представить себя независимым – именно представить, потому что, повторюсь, человек всегда зависим – это и есть показатель бизнесовой смелости.
Дух предпринимательства – это «ген неуспокоенности». Этому невозможно научиться.
Если его нет, то лучше и не начинать. Если ты не осознал и не прочувствовал, что в тебе есть этот ген, тогда ты еще просто не вырос, и бизнесом заниматься рано. Тогда ты интерпренер, а не предприниматель высшего уровня.
2. Бизнес не меряется деньгами
Собственник – это, в первую очередь, визионер. Визионер – это мечтатель. То есть, человек, не меряющий деньгами глубину мечты.
Правят ли деньги миром? Конечно. Сегодня ми живем в век финансов. Все меряется ими. Но я бы не стал разделять это на силы добра и зла в каком-то сказочном формате. На самом деле все зависит от того, в чьих руках находятся деньги.
А вот бизнес больше не меряется деньгами. Он меряется способностью осознать в момент вхождения в дело то, как ты будешь выходить. Причем, не с чем ты будешь выходить, а как ты будешь выходить, какие ценности приобретешь на самом деле.
Да, конечно, существуют каноны, связанные с безопасностью ведения бизнеса, с глубиной падения и способностью держать удар, с наличием той «подушки» и устойчивости, которая позволит даже в тяжелые времена подольше удерживать то состояние, к которому ты пришел.
Но сам по себе принцип и смысл бизнеса заключается, скорее, в личностном росте и в удовлетворении личных амбиций, нежели в достижении показателей. Хотя, конечно, никто не отменял цель предпринимательства – получение прибыли.
3. Не нужно бояться рисков
Не бойся падать, потому что если ты начнешь оценивать идеи по принципу «это сверхрисково», а это «менее рисково» – ты не сможешь добиться большого успеха. Любой финансист скажет, что «сверхрисково» – это большой доход, а «низкий риск» – это маленький доход.
Бизнес – рисковая среда. И надо быть как минимум психологически готовым к тому, что не все время будет рост, не всегда прибыль, возможны и убытки. Знаменитый Генри Форд, мнению которого можно доверять, говорил следующее: «Не воспринимайте потери в бизнесе как поражение. Воспринимайте это как фазу, из которой можно начать что-то новое, но с большим количеством мудрости». Причем, мудрость он воспринимал как категорию, которую можно измерять и заложить в формулу.
Не зацикливайся на том, чтобы сохранить капитал. Если ты создал систему, при которой этот бизнес в нормальных условиях удерживается, тогда не бойся экспериментировать, вкладывай деньги, будь чистым предпринимателем. И какой-то из проектов из части развития принесет тебе дополнительные средства.
4. Кичиться благотворительностью недопустимо
Первое правило меценатства: благотворительностью и меценатством нужно заниматься с чистым сердцем.
Второе: не следует рассматривать это как инвестицию. Меценатство не имеет цены, это просто мерило возможностей, которые ты можешь предоставить – то есть кому-то помочь.
Третье правило меценатства: постарайся меньше говорить о том, что ты делаешь. Человек, который много рассказывает всем, что он этим заниматься, во-первых, нескромен, а во-вторых – пытается сам себя убедить в правильности своих поступков.
5. В семейном бизнесе предприятие – это еще один ребенок
Ответственность в семейном бизнесе всегда выше, чем в обычном. Когда ты в ответе не просто за свое дело, а то, что создал твой отец, это серьезнее, чем ответственность за бизнес, который создан лично тобой.
Я работал в классической семейной модели бизнеса, когда в семье, кроме меня и моей родной младшей сестры, есть еще третий ребенок по имени «предприятие». Для моего отца оно всегда было членом семьи. Он так к нему и относился.
Самым важным было привить мне это понимание. Прививать можно по-разному. Можно мягко, а можно жестко. Со мной поступили жестко. Мне просто сказали: «У тебя нет вариантов. Ты будешь реализовывать себя здесь. Как – придумывай сам».
И ничего более ценного, кроме как идти с самого начала карьерной лестницы, с позиции рядового менеджера в отделе, я не придумал. Причем, мотивация была тоже очень простая – забраться на самый верх лестницы.
6. Партнерство актуально не только в прибыли
Если мы все-таки говорим о партнерстве, то должно быть определенное равенство не в смысле количества ценных бумаг или участия в капитале в тех или иных процентных ставках. У всех должны быть одинаковые возможности.
А дальше уже, в зависимости от того, какое у кого количество акций, определяется уровень ответственности. Речь не идет о «большем» или «меньшем» праве голоса при обсуждении или утверждении каких-то идей. Этот тезис я пытаюсь донести даже своему сыну.
Я говорю о том, что партнерство – это очень сложно, потому что оно должно быть и в горе, и в радости. Мы в жизни привыкли к тому, что партнеры есть только в радости. В бизнесе это имеет другое звучание – «партнеры только в прибыли». Не так много партнерств можно увидеть, когда партнеры остаются и в убытках. Вот это – на самом деле самое ценное.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.