Discuss Discuss
Точки над «і»: что должна предусматривать инновационная стратегия Украины

Точки над «і»: что должна предусматривать инновационная стратегия Украины

Как видят дальнейшее развитие страны в Минэкономики, парламенте и ИТ-секторе

Цей матеріал також доступний українською
Точки над «і»: что должна предусматривать инновационная стратегия Украины
Фото: depositphotos.com

Год назад Украина заняла 45-е место в «Глобальном инновационном индексе», набрав лишь 36,3 балла из 100 возможных. Причина не лучшей позиции – большой перечень барьеров, который делает невозможным развитие сферы. Один из них – недостаточное финансирование, которое за последние три года не превышает 0,3% ВВП, тогда как нормой закона установлено 1,7%. Даже в Зимбабве финансирование инновационной деятельности составляет 0,38%, а в Европе – более 3%.

По статистике, от создания инновации до ее реализации проходит примерно полтора года. В тоже время продолжительность жизни 80% стартапов – менее 12 месяцев из-за нехватки средств для реализации идей. Кроме того, инновационному решению сложно пройти проверку Антимонопольного комитета, ведь инновация по определению является монополистом. А проходить экспертизу в Министерстве образования и науки для квалификации инновационных проектов, да еще и за свой счет, разработчики и не спешат: с 2002 года в МОН было зарегистрировано только 30 заявок.

Такой перечень проблем свидетельствует об отсутствии в государстве инновационной стратегии и, соответственно, продуманного законодательства, регулирующего процессы как в сфере поддержки новых разработок, так и при прохождении их от стадии замысла до продажи госструктурам. Все это дополнительно усложняется тем, что главным критерием в госзакупках остается цена. Требования к инновации прописываются не под решение проблемы, а под видение заказчика, которому хочется получить самое дешевое решение.

При отсутствии взвешенной законодательной базы правила регулирования инновационной деятельности остаются дискуссионными. Чтобы обсудить их и сравнить с европейским опытом, депутат парламента Виктория Подгорная вместе с представителями Всеукраинской инициативы «Активная Община», CICE Institute, KMBS, сообщества kmbs Alumni и платформы открытых инноваций Reactor.ua инициировали круглый стол на тему «Государственные закупки инноваций: практика ЕС». В дискуссии приняли участие народные депутаты, представители Министерства экономики, разработчики инноваций и работники аудиторских компаний. Какие проблемы обсудили и какие решения предложили участники – в материале Mind.

Временные горизонты

Инновации – это обычно долговременные планы и разработки, и не все они могут быть реализованы в короткие сроки, сегодня или завтра. Если мы хотим изменить подходы к разработке и внедрению новых решений, то не стоит ограничиваться сферой госзакупок, чаще всего одним из завершающих этапов в жизненном цикле инновации.

Необходимы изменения в подходах на всех уровнях – от местного до общегосударственного. Создание одного закона не поможет совершить прорыв в инновационной деятельности, утверждают эксперты. Нужен системный подход, который учитывал бы не только необходимость применения уже имеющихся инноваций, но и способствовал бы их разработке и возможности тестирования.

По мнению участников дискуссии, новая инновационная стратегия должна предусматривать изменения трех горизонтов временной перспективы: на завтра, среднесрочной и долгосрочной. Обычно таким планированием в ​​трех горизонтах пользуются все западные компании, внедряющие или разрабатывающие инновации. Распределение усилий и ресурсов между горизонтами осуществляется по следующей схеме:

  • 70% – горизонт 1: реальные улучшения уже завтра. Содержит проекты, дающие результаты в течение 1–3 лет. Решения, попадающие под первый горизонт, оптимизируют то, что уже существует: совершенствуют продукт или улучшают внутренние процессы;
  • 20% – горизонт 2: новые продукты или новые рынки. Предполагает результаты через 2–5 лет;
  • 10% – горизонт 3: прорывные стратегии. Охватывает долгосрочные решения, дающие результаты через 5–12 лет. Обычно это радикальные и прорывные идеи, средства на которые заранее списываются как убытки.

По этой стратегии горизонтов и было решено распределить все предложения изменений в действующее законодательство.

От стратегии к прорывным идеям

Перед тем как говорить об изменениях на трех уровнях, эксперты отметили, что прежде всего государству необходимо создать инновационную стратегию, а в ней определить направление работы в трех горизонтах для каждого из уровней управления: от местного до общегосударственного. Положения стратегии должны найти отражение в новом законодательстве, которое должно решить вопросы определения инноваций, критерии оценки их эффективности, источники финансирования, возможность тестирования и ответственности.

Стратегия позволит разработчикам определить потребности страны в определенных разработках, пути их поиска, стимулирования и поддержки. И это должно происходить на государственном уровне, поскольку не так много государственных учреждений, в том числе и органов местного самоуправления, могут позволить себе финансировать исследования с нуля и планировать на долгосрочную перспективу.

Чтобы привлечь разработчиков и заказчиков к созданию прорывных решений, необходимо внедрить фискальные стимулы и предусмотреть в местных бюджетах отдельную статью расходов на поддержку инноваций. А также проконтролировать их целевое использование, чтобы создание инновационных производств и финансирование их государством не превратилось в способ хищения бюджетных средств.

Кроме того, в стратегии необходимо определить перечень дерегулятивных изменений в законодательство, которые позволили бы инновационным решениям обходить требования различных стандартов (ДСТУ, ДБН и т. д) и обходиться без проверок АМКУ. А местным органам самоуправления – быть свободными в осуществлении инновационной деятельности, учитывая их видение того, в чем нуждается территориальная община. Кроме того, следует стимулировать местные власти поддерживать стартапы на местах – как через публичные закупки, так и через реализацию целевых программ.

После определения всеобъемлющих базовых изменений участники дискуссии перешли к обсуждению неотложных шагов на каждом из горизонтов.

На уровне первого горизонта компания должна иметь возможность закупить за определенный бюджет лучшее технологическое решение. В настоящее время компании в госзакупках конкурируют прежде всего ценой, она весит 70% от всего перечня критериев. Чтобы избежать этого, важно определить ценность инновации – создать критерии и показатели эффективности.

В ЕС заказчик выходит к разработчикам со своей ценой и критериями разработки, главные из которых – эффективность и экономическая доступность. На этом, а также на следующем, втором, горизонте следует стимулировать проведение конкурентного диалога, во время которого заказчик будет иметь возможность ознакомиться с различными решениями проблемы и определиться с требованиями к написанию спецификации.

На втором горизонте это также позволит влиять на критерии и показатели, определяющие разработку решения. Также следует внедрить Pre-Procurement – диалог, определяющий функциональные закупки. Заказчик выходит к разработчикам с проблемой, которую он хочет решить, а поставщики могут предложить свой вариант решения.

На этом этапе открывается доступ к тестовым конкурентным закупкам. В ходе диалога по спецификации определяется лучшее предложение, после чего заказчик может закупить и протестировать разработку.

Чтобы стимулировать развитие третьего горизонта, эксперты предложили создать специальный фонд с определенным бюджетом для предоставления грантов на долгосрочные разработки. Ориентиром для Украины здесь может быть Рамочная программа поддержки исследования инноваций, которая называется «Горизонт Европы».

Проект имеет определенный бюджет, который пополняется за счет вкладов страны – члена ЕС. Программа поддерживает разные проекты – от научных до высокоинновационных крупных и средних предприятий.

Два шага до полноценной программы

Конечно, наработать полноценное решение, которое можно было бы уже внедрять на всех уровнях, всего за несколько часов невозможно. Поэтому участники дискуссии договорились встретиться еще несколько раз, а на встречу пригласить экспертов из других сфер – в частности, Антимонопольного комитета и Государственной аудиторской службы Украины.

Когда же проект полноценной программы изменений будет готов, для его продвижения понадобятся амбассадоры, которые будут представлять программу на общегосударственном уровне.

Вторую встречу решили посвятить проработке барьеров, которые делают невозможным развитие инноваций, а уже во время третьей – создать полноценную программу на основе обсужденных решений.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате