Когда Кейси Фентону было 25 лет, он взломал внутреннюю сеть Университета Исландии, чтобы пообщаться со студентами и попроситься у них переночевать. Из 1500 исландцев свое жилье ему предложили около 100.
Возвращаясь домой в Бостон, он решил создать сервис гостеприимства под названием Couchsurfing, которым через почти 20 лет пользуются более 12 млн человек по всему миру. Во время фестиваля Connect Ukraine Mind удалось пообщался с Кейси Фентоном и узнать у него больше о Couchsurfing и других проектах, связанных с шеринговой экономикой, которыми он занимается.
– Каковы были ваши ожидания, когда вы запустили сайт Couchsurfing?
– Сначала я подумал: «Вот было бы замечательно, если бы я мог путешествовать и общаться с местными», потому что когда я это делал, происходили действительно удивительные вещи. Но тогда я сказал: «Знаете, что было бы еще круче? Если бы все могли это делать». Тогда я начал рассуждать, как может работать Couchsurfing – может, как социальная сеть с профилями, в которых будет отображаться репутация и рекомендации? Но я был уверен, что другие люди сочтут эту идею такой же интересной. как я.
Прошло пару лет, и тогда я наконец сказал: «Хватит, нужно это выяснить раз и навсегда». Таким образом, я оставил все другие проекты и начал программировать во всю силу. Это было в 2003 году. Когда я запустил Couchsurfing, в первый год зарегистрировалось 6000 человек, в следующем году – еще 20 000, каждый следующий год количество пользователей потроивалось.
– Понимали ли вы с самого начала, как сможете коммерциализировать этот проект и сделать его прибыльным?
– Я больше был озабочен тем, как удержать его на плаву. Думал не с точки зрения прибыли, а, скорее, с точки зрения стабильности. Я подумал, что это должна быть некоммерческая организация – это же как идея для общества. Тогда я очень мало знал о неприбыльных организациях и о том, насколько трудно им существовать в США, особенно в том штате, откуда я родом. В конце концов нам сказали: «Вы же вроде технологическая компания, а технологические компании не могут быть неприбыльными».
Пожалуй, можно сказать, что мы стабильно развивались с самого начала. Наша прибыль генерируется платой за верификацию – примерно $25 с человека, и компания всегда росла ровно настолько, насколько у нас хватало денег. Мы вышли на годовой доход в $2,5 млн в 2010 году, этого хватает на заработную плату сотрудникам, но не очень высокую, к сожалению. Мы разрабатываем технологически очень сложный сайт, а для этого нужны настоящие профессионалы. Постоянно стараемся удержаться несмотря на все трудности. Проект приносит прибыль, но она никогда не была фантастической.
– Сколько раз вы меняли бизнес-модель Couchsurfing?
– Не очень много раз. Наша начальная бизнес-модель «Знакомься, делись жильем, путешествуй». Затем появилась функция встреч или местных сборов. Да и все. Бизнес-модель не менялась с самого начала, мы расширяем функционал, но основная идея та же.
– Couchsurfing – это прекрасный пример рыночной экономики. Работали ли вы еще над какими-нибудь проектами этого типа?
– Да, конечно. Сейчас я работаю над проектом, который называется Mastly. Его можно назвать шеринговым, так как он помогает людям делиться своими компаниями с другими. Обычно передача доли компании – это очень трудный процесс: нужен адвокат, несколько тысяч долларов, люди подписывают юридические и технические документы, которые даже не понимают. Мы как предприниматели хотим создавать что-то необычное, разделять наш запал с миром, чтобы люди работали вместе с нами над этим проектом.
Последнее очень трудно сделать, если вы не заключили правильных сделок. Нужно быть исключительным лидером и пользоваться доверием многих людей, чтобы построить бизнес на рукопожатии или соглашении на салфетке. Сначала вам говорят: «Я обещаю, что ты получишь 30% компании», а затем все летит кувырком, потому что детали сотрудничества были не вполне согласованы.
– Возвращаясь к Couchsurfing, как вы относитесь к другим сервисам (вроде Airbnb), помогающим решить вопрос жилья во время путешествий?
– Я думаю, чем больше компаний, которые помогают людям открывать окружающий мир и познавать себя и других людей, – тем лучше. Такие компании, как Airbnb, на мой взгляд, ставят удобства на первое место: есть ли телевизор, фен или стиральная машина? Тогда как для Couchsurfing люди в приоритете: хочу ли я встретиться с этим человеком или с другим? И только когда вы ответили на этот вопрос, то можете спросить, какое у них жилье.
Конечно, это зависит от ваших туристических предпочтений и хотите ли вы общаться с местными жителями во время путешествия. Но Couchsurfing – это прежде всего люди, потом удобства, а Airbnb – это прежде удобства, а потом люди (или без них вообще). Они частично совпадают, и иногда могут заменять друг друга, но они имеют две разные цели: один – чтобы познавать мир и людей, а другой больше похож на гостиницу.
– А где вы остановились во время этого путешествия в Киев?
– В доме вашего бывшего президента (в резиденции Януковича «Межигорье». – Mind). Организаторы проекта Connect Ukraine Fest устроили нам там жилье. Я живу в летнем домике.
– Вы почти «закаучсерфили» бывшего президента Украины! А путешествовали вы с помощью своего сервиса когда-нибудь?
– Когда я впервые запустил Couchsurfing, ирония заключалась в том, что мне приходилось так много работать над серверами, что я не мог путешествовать. Теперь я с удовольствием делаю несколько недельных каучсерфингових поездок в год. Недавно я был на острове Пасхи. Даже там есть аж 52 каучсерфера.
Еще ездил на север Чили, а два года назад ездил в Барроу, это самая северная точка Аляски и соответственно США. Там в основном живут эскимосы и белые медведи. Еще «каучсерфил» в Инсбруке, Мюнхене, Осло. Это всегда очень весело!