Будь то мрачный начальник или коллега, который все время жалуется, – в жизни каждого из нас встречаются люди, излучающие негатив. Те, кто оказывает токсическое влияние на коллектив, могут даже стать причиной финансовых потерь или ухудшения производительности в компании.
Устали от постоянного нытья? Если не можете его избежать, то вот несколько советов от Гвен Моран, которые она дает в своей колонке на Fast Company.
1. Выслушайте, если действительно необходимо.
Некоторые люди превращаются в хронических нытиков, потому что думают, что их никто не слышит. Они будут говорить о своих проблемах пока с ними не согласятся. Если в вашем окружении постоянно кто-то жалуется, можете воспользоваться фразой «На твоем месте я чувствовал бы то же самое». Возможно, на короткое время это подействует.
2. Измените их отношение к ситуации.
Иногда людям, переполненным негативом, необходимо лишь несколько изменить точку зрения. Попробуйте изменить их взгляд на ситуацию или действие, которое они подвергают критике. Например, если сотрудник критикует политику компании, предложите подумать, для чего ее создали в первую очередь и чем она полезна. Попробуйте использовать фразы вроде «Давай посмотрим на это с другой стороны» или «Давай сначала проанализируем, почему все происходит именно так». Возможно вам удастся изменить характер диалога.
3. Измените свое отношение.
Нытики – это энергетические вампиры для своих слушателей. Негативные разговоры как бы наполняют их силами, они как будто переводят вину за все на других и тем самым повышают свою самооценку. Посмотрите на это как на один из стилей коммуникации и не принимайте это на свой счет. Чего не стоит делать, так это просить их быть более позитивными. Исследования показывают, что это будет их только истощать. Люди должны быть настоящими и искренними, поэтому вынужденная позитивность – это не выход. Лучшим вариантом будет подтолкнуть их к разработке собственного плана решения проблемы.
4. Спросите, как решить проблему.
Иногда у нытика даже есть предложения, касающиеся улучшения ситуации. Задайте следующие вопросы: «Как бы ты решил эту проблему?» Или «Чтобы ты сделал по-другому?». Если человек настроен на перемены, у него могут быть неплохие идеи.
5. Выразите свое отношение.
Если другие тактики не сработали, иногда стоит просто назвать вещи своими именами. Говоря человеку, что у него есть привычка все оценивать негативно, вы рискуете сделать его отшельником. Но, возможно, он просто не осознает, что у него есть такая привычка, и иногда переходит границы. Можно только надеяться, что человек подумает над тем, чтобы изменить свое поведение. Сконцентрируйтесь на собственных чувствах, а не на обвинениях. Попробуйте сказать что-то вроде: «Я чувствую себя неудобно, когда слышу подобную критику» вместо «Ты всегда такой негативный». Немного юмора может также разрядить ситуацию.
6. Переведите разговор в другое русло.
Когда кто-то постоянно жалуется по любому поводу и не хочет улучшать ситуацию, надежда все же есть. Тактика, которой десятилетиями пользуются тренеры руководителей и политиков, называется «мост». Она заключается в том, чтобы признать то, что только что было сказано, и перейти к другой теме. Например: «Спасибо, что задали этот вопрос. На самом деле, у меня нет на него ответа, но есть определенные мысли по этому поводу». Продолжайте до тех пор, пока не выпутаетесь из предыдущей темы.
Конечно, эти тактики не помогут, если сотрудник слишком негативно влияет на коллектив. В этом случае вам придется попросить руководителя вмешаться. Но если попробовать понять причины постоянного нытья, то можно увидеть, что, реагируя на такое поведение правильно, вы сможете значительно облегчить себе жизнь.