Ни для кого не секрет, что миллениалы меняют подход к корпоративной культуре. «Дети 90-х» сейчас стремятся работать на себя, а молодые специалисты все чаще отказываются «хранить верность» одной компании. Почему современная молодежь склонна менять профессию и что заставляет поколение Y находиться в постоянном поиске путей самореализации, выяснял Mind.
Почему Y не сидится на месте? В отличие от предыдущего поколения миллениалы не хотят проработать всю жизнь на одном месте.
Свобода выбора. «Мы живем в относительно стабильное время. Наше общество находится в довольно благоприятных условиях. Нет дефицита продовольствия, да и в целом ресурсов достаточно. При этом существует огромная свобода выбора и множество возможностей. Все это способствует, с одной стороны, стремлению развиваться, экспериментировать, искать свое место в жизни, а с другой – исключает острую необходимость в стабильности, что было присуще прошлым поколением», – рассказала в комментарии Mind практикующий психолог, основатель психологического центра Selena Group Надежда Маньковская.
Принцип последовательности. Директор Киевского Института Тренинга, дипломированный психолог, сертифицированный тренер и консультант по организационному развитию Петр Холявчук напоминает о «принципе последовательности», который отличает людей более старой закалки от нынешнего поколения. «Например, вы поступили в университет, учитесь. И через три года понимаете, что это совершенно не ваше. Ориентируясь на принцип последовательности, человек старой закалки продолжает получать образование, которое ему совсем ненужно, ведь если он бросит – он станет недоучкой. Избегая неуважения к самому себе, он сначала получает диплом, потом думает, нужен ли он», – объясняет Холявчук.
По мнению Петра Холявчука, люди часто не понимают, что именно их мотивирует. По его словам, можно быть мотивированными двумя вещами:
Потребность в адреналине. Эксперт объясняет частую смену профессий необходимостью в развитии и ощущении новизны. В качестве примера он приводит людей, которые любят экстремальные виды спорта, потому что там есть адреналин. По его словам, это может быть связано с тем, что жизнь не воспринимается ярко, и они искусственно пытаются «вприснуть» себе гормоны, чтобы сделать жизнь ярче.
«Так же и с профессией: если жизнь хорошо согласована с чувствами и стремлениями, в том числе способностью видеть новизну, сохранять свежесть восприятия, – это нормально. Если с этим проблемы, то можно менять места работы постоянно», – подчеркивает Петр Холявчук.
Изменение внутренних ориентиров. Частую смену профессий поколением Y эксперт объясняет также и изменением внутренней позиции и отсутствием вышеуказанного принципа: если меняются внутренние ориентиры – логично принимать определенные решения. Нелогично – жить по инерции, в конфликте с самим собой. Важно больше ориентироваться на свои внутренние интересы и потребности, чем на ситуацию на рынке. Если они меняются – логично менять то, чем занимаешься.
Миллениалы скорее индивидуалисты: их акцент смещен не на общность, группу, а на собственную личность.
Благодаря такой позиции отношение к смене коллектива стало намного проще. Молодому специалисту не нужно искать группу, чтобы обеспечить себе комфортное существование или выживание.
По исследованиям, средний период работы миллениала в компании составляет всего два года, и часто рекрутер может повесить клеймо «джоб хоппера» – «летуна», который на одном месте работы долго не задерживается. Однако с изменением времени меняются взгляды на определенные вещи.
Может ли работодатель удержать миллениала от увольнения? Если раньше сотрудник задавался вопросом «Чем я могу быть полезен компании?», сейчас акцент смещен, и вопрос скорее звучит так «Чем компания может быть полезна для меня?», или «Чем мы можем быть полезны друг для друга?».
«Миллениалы растут в организации подобно цветку в горшке, но в отличие от растения, когда им становится тесно (они не могут реализовать весь свой потенциал), они просто меняют горшок на более просторный (другая компания), или совсем переселяются на открытую местность (фриланс), что позволит им создавать что-то новое и, главное, быть свободными от внешних рамок, диктуемых организацией, и опираться только на свои внутренние. Стремление найти свое место в жизни, максимально раскрыть свой потенциал и заниматься интересной и полезной работой приводит к тому, что молодые специалисты могут менять вид деятельности несколько раз, пока не найдут свою нишу», – рассказывает Надежда Маньковская.
Современный человек в целом гибкий и легко приспосабливается к новым условиям. Он находит возможность извлечь выгоду из любой ситуации.
В качестве примера Маньковская приводит работающих студентов и мам в декрете, которые с помощью интернета часто зарабатывают больше многих офисных сотрудников. Такой специалист интересуется огромным количеством смежных профессий и направлений, понимая, что это способствует выживанию в профессиональной среде, где большая конкуренция, поскольку формирует специалиста с уникальным опытом и базой знаний. Это специалисты, максимально приспособленные к условиям высокого темпа жизни. Их цель – успеть все с минимальным уровнем затрат и максимальным результатом. Они понимают, что в современном мире поток информации и нагрузка на личность во всех сферах настолько велики, что невозможно выложиться везде на 100%.
«Именно поэтому современные молодые специалисты «сохраняют верность» скорее себе – своим взглядам, интересам и потребностям, чем компании. Они заботятся о своем комфорте и понимают, что далеко не каждая цель (например, уровень дохода) может оправдывать средства ее достижения. Процесс работы для них не менее важен, чем результат, так как жизнь состоит из процесса», – резюмирует Маньковская.