В конце февраля в парламенте зарегистрирован законопроект №10093, который позволит телеком-операторам снизить себестоимость международной связи, роуминга и других услуг, завязанных на международном трафике. В теории это может повысить привлекательность Украины как международного хаба по транзиту трафика, а также повлиять на снижение абонентских тарифов. Как это будет работать на практике и каковы шансы, что парламент поддержит инициативу, разбирался Mind.
Чтобы абоненты украинских операторов могли звонить за рубеж или пользоваться роумингом в других странах, операторы закупают трафик у зарубежных партнеров или на «бирже». Затем этот трафик перепродается абонентам в составе тарифов на роуминг и международной связи.
Эта же схема работает и в обратную сторону. Если иностранный оператор хочет, чтобы его абоненты смогли звонить в Украину или пользоваться роумингом здесь, он должен закупить украинский трафик. И затем продать его своим абонентам. То есть украинский оператор выступает экспортером услуг связи и в то же время оказывает абонентам своей сети услугу приема звонка из-за границы, или роуминга.
Также операторы в разных странах, в том числе и в Украине, могут на коммерческих условиях предоставлять свои сети для транзита трафика – то есть через них звонок пойдет в страну назначения.
В первом случае, когда украинский оператор поставляет трафик в Украину, он платит НДС. Кроме того, НДС (20%) потом включается и в абонентские тарифы. Чтобы избежать двойного налогообложения, в стране действует процедура налогового кредита: оператору компенсируется НДС, уплаченный при импорте.
С экспортом услуг связи дела обстоят иначе. Согласно Налоговому кодексу, он не является объектом налогообложения. Из-за такой формулировки операторы не могут использовать налоговый кредит пропорционально доле экспортных операций в общем объеме реализации.
Законопроект предусматривает введение НДС на экспорт телеком-услуг по ставке 0%. Соответственно, это позволит операторам сохранить налоговый кредит.
В первую очередь это повлияет на межоператорский бизнес. Операторы говорят, что смогут продавать больше трафика. Пока же им тяжело конкурировать с коллегами из других стран, где экспорт телеком-услуг включается в налоговый кредит. По разным оценкам, из-за двойного налогообложения экспорта рынок теряет около 172 млн грн в год. Эти деньги «вымываются» из бизнеса, а не работают на него.
Директор по регуляторному обеспечению «Киевстар» Александр Когут уверен, что Украина в силу своего географического положения и развитой кабельной инфраструктуры является альтернативным маршрутом для транзита и обмена трафиком со странами, входящими в Евросоюз, и другими соседними государствами. Но сейчас перенаправлять трафик через украинских операторов невыгодно.
«Если украинские компании будут мотивированы развивать этот бизнес, речь может идти, например, о создании на территории Украины телеком-хаба для транзита международного трафика», – считает он.
Инициаторы законопроекта – 11 народных депутатов во главе с руководителем комитета по вопросам информатизации и связи Александром Данченко. В течение многих лет он работал в компании «Датагруп» и хорошо понимает операторский бизнес. Сейчас «Датагруп» – один из крупнейших транзитных операторов в Украине. Однако, как объяснил гендиректор компании Михаил Шелемба, значительного эффекта компания не ожидает, так как у нее в основном расчеты с внутренними контрагентами, даже если им предоставляется доступ в Лондон или Франкфурт. Похожая ситуация и у «Укртелекома» – крупнейшего фиксированного оператора: доля экспорта в его услугах очень низкая. Поэтому в компании полагают, что больше выгоды от нововведений получат мобильные операторы. При этом «Укртелеком» приветствует предложенный законопроект.
Юристы lifecell считают, что от принятия законопроекта выигрывают не только операторы, но и абоненты. «Это положительно повлияет на стоимость, объем и перечень предоставляемых операторами услуг», – говорится в сообщении компании.
Как рассказали в пресс-службе «Vodafone Украина», тарифы на международную связь и роуминг состоят из нескольких компонентов. Помимо платы зарубежному провайдеру и НДС, в них входит еще и сбор в Пенсионный фонд, «навар» оператора и его общепроизводственные затраты – на фонд оплаты труда, электроэнергию, лицензии, амортизацию.
В теории тарифы могут снизиться как раз на размер НДС, который сейчас не подлежит возмещению. Но операторы избегают конкретных прогнозов и больше акцентируют на общем экономическом эффекте: росте прибыли, налогов, инвестиций в телеком-сети и новых технологиях. Например, по оценкам «Киевстар», за счет сэкономленных средств операторы смогут дополнительно подключать к 4G связи не менее 250 новых населенных пунктов в год, прежде всего в сельской местности. Также прогнозируют рост валютных поступлений в страну – ведь расчеты с зарубежными партнерами ведутся в иностранной валюте. Регуляторщики lifecell и Vodafone говорят об увеличении экономического потенциала страны, качества и доступности услуг.
Операторы прогнозируют, что возможный компенсаторный эффект для бюджета страны в случае установления нулевого НДС на экспорт телеком-услуг может составить около 247 млн грн ежегодно.
Впрочем, по словам Александра Данченко, любые законодательные инициативы, связанные с уменьшением налоговой нагрузки, сталкиваются с противодействием. «Будет сопротивление, и мы к этому готовы», – говорит он. Данченко уже представлял проект Еврокомиссии и в дальнейшем собирается апеллировать к тому, что эта инициатива максимально приближена к нормам, действующим в Европе.