Ярослав Пахольчук: «Из 1 млн телезрителей 900 000 платят пиратам»

Исполнительный директор и директор по развитию платного телевидения «1+1 media» – о легализации каналов, кодировании сигнала, доходности отечественного ТВ и законе об украинском контенте

Ярослав Пахольчук
Фото: «1+1 media»

Популярные украинские телеканалы, которые сейчас бесплатно транслируются со спутника, уже с 20 января следующего года будут закодированы. Такие планы недавно озвучил исполнительный директор «1+1 mediа» Ярослав Пахольчук. Инициативу также поддержали StarLightMedia, «Медиа Группа Украина», «Интер медиа групп».

Что это означает для рядовых зрителей? Как медиагруппы собираются готовить население к отключению? Сколько зарабатывают пираты и почему в нынешних условиях невозможно производить качественный украинский контент? Mind поговорил с Ярославом Пахольчуком про все, что сегодня действительно беспокоит рынок.

О платном «спутнике» и пиратах

– Недавно компания SES представляла свою статистику по количеству домохозяйств, охваченных телевидением. И получается, что более 4,5 млн из них имеют спутниковые «тарелки». То есть это самый популярный в стране вид приема телесигнала – 34%.

– В стране есть три равнозначных по популярности типа приема телевидения: Т2 (эфирное цифровое), спутниковое телевидение и кабельное/интернет. В последние годы в связи с проникновением интернета существует тенденция, когда с кабельного происходит перетекание в интернет-телевидение.

– Компания BigDataUa тоже проводила исследование. И оказалось, что только 4% людей, которые смотрят спутниковое телевидение, платят за него.

– Эта оценка несколько некорректна, поскольку 4% было на пике популярности спутниковых платформ. Сегодня менее 2% спутниковых домохозяйств платят официальным провайдерам, зато более 20% пользуется платным, но пиратским, спутниковым телевидением. Это и есть то, что мы называем «кардшаринг». То есть где-то 1 млн абонентов платят за спутниковое телевидение, и лишь незначительная часть денег доходит до правообладателей. Другие 900 000 платят пиратам.

– Почему сложилась такая ситуация?

– Думаю, это результат того, что много лет назад отечественные телеканалы ставили на первое место политические амбиции, на второе – коммерческие. После последнего кризиса 2014 года приоритеты стали меняться из-за экономической ситуации в стране. И начали более тщательно считать деньги, я бы сказал.

На самом деле пиком развития спутникового телевидения был конец нулевых, и рост этого сегмента еще продолжался до 2012–2013 годов. Последние шесть лет это достаточно стабильный сегмент, в котором время от времени происходят перетекание с бесплатного спутника в кардшаринг. Мы, откровенно говоря, не видим в этом смысла, по большому счету кардшаринг не такой уж и дешевый – люди платят 80–200 грн в месяц, которые могли бы официально платить правообладателям.

Такому перетоку, кроме прочего, способствует тот факт, что часто мастера, работающие на официальные спутниковые платформы, параллельно подделывают мастерами «кардшары». Мы, со своей стороны, стараемся сдерживать это, и если обнаруживаем факт подключения мастерами кардшаринга – разрываем с ними отношения.


– Как, по вашему мнению, можно стимулировать людей изменить тип приема?

– Во время информационной кампании по кодированию спутникового типа приема мы планируем делать блэк-ауты, то есть маятниковые отключения спутникового сигнала, во время которых отключается сигнал телеканала, и наш зритель видит, что картинка отсутствует.

Блэк-ауты проводятся в течение двух с половиной месяцев в достаточно короткий период времени – от нескольких минут до 15 минут. Цель – стимулировать людей к переменам. Украинцам присущи равнодушие и лень, достаточно часто они все откладывают на завтрашний день. Поэтому, если не побуждать человека что-то изменить, он будет откладывать это до последнего.

– Мне кажется, что схема, которую вы предлагаете, будет работать, если люди не согласятся пожертвовать своим комфортом. Эти отключения создают определенный дискомфорт и должны стимулировать к переходу на другие источники. Но теоретически зрители могут это пережить, выкрутиться.

– Не могут. Они могут просто откладывать приобретение спутникового декодера или изменение типа просмотра телевидения до последнего, пока вообще исчезнет картинка с экрана телевизора. Два года назад группа «1+1 media» меняла переход на другой спутник, который длился два с половиной месяца. За 10 недель информирования абонентов только 15% изменили настройки, чтобы продолжить смотреть ТВ. На телевизоре были размещены очень некомфортные плашки, но люди продолжали смотреть телевидение на старом спутнике. За последнюю неделю перешло еще процентов 60% абонентов, а остальные – уже после этого события.

Поскольку кодирование приближается, мы уже ведем работу со спутниковыми операторами, чтобы они уже сейчас предлагали комфортные тарифы для людей. Нам важно сделать процесс перехода на закодированный спутник максимально простым и безболезненным для населения, а также показать людям, что никаких манипуляций не происходит.

Одновременно мы решаем другую важную проблему – наличие коллективных антенн и активную деятельность провайдеров, желающих продавать бесплатный сигнал с таких антенн абонентам за деньги. В конце девяностых и в начале нулевых было нормальной практикой ставить на крыше одну коллективную антенну, которая принимала сигнал спутника. К антенне были подключены кабели, по которым, собственно, расходился сигнал по всем квартирам.

Сегодня часть местных кабельных операторов, которые обычно работают нелегально, манипулируют своими абонентами, утверждая, что смогут также принимать сигнал медиагруппы с бесплатной цифровой антенны и распространять его по домам.

Необходимо понимать, что абоненты могут и самостоятельно подключаться к антенне и принимать сигнал без участия посредника-провайдера. Мы еще раз подчеркиваем, что эфирное телевидение является бесплатным, поэтому когда оператор за услугу трансляции начинает брать деньги – это просто способ нажиться.

– Можете назвать конкретные компании, которые ведут такую риторику?

– Называть компании пока не стоит. Есть несколько провайдеров, которые уже заявляют, что будут работать именно по такому принципу, а также есть и первые попытки предоставлять такую услугу в Одессе, а также в центральной Украине (Днепр, Запорожье).

– Вы с ними ведете диалог и пытаетесь урегулировать этот вопрос?

– Можно и так сказать.

– О планах кодирования спутникового сигнала: говорят об этом давно, но на каком этапе все находится?

– Если несколько месяцев назад мы были на низком старте, то сейчас мы уже бежим. На телекоммуникационной конференции ДЭK («Дни электронных коммуникаций») 31 мая медиагруппы очень подробно заявили о своих планах, то есть дали статус реализации проекта кодирования, который находится в активной фазе. На прошлой неделе был заключен контракт на кодирование транспортного спутникового сигнала «Зеонбуда», которой доставляет наш сигнал в регионы. За кодированием транспортного сигнала последует кодирование спутника, которое состоится 20 января 2020 года.

– И вы вкладываетесь в этой план?

– Да. Систему для перехода на закодированный спутник мы разработали в прошлом году, и сейчас у нас уже готовы к запуску два сигнала: один – для зрителей, второй – для провайдеров. Мы готовы закодировать сигнал хоть завтра, но думаем в первую очередь о 4,5 млн абонентов, которые в случае такого отключения физически не готовы принимать сигнал. Поэтому ближайшие месяцы будут посвящены подготовке к кодированию, а также и информированию украинцев об этом.

– Кардшаринг можно будет делать после кодирования?

– Нет. Мы используем одну из самых качественных систем кодирования – Verimatrix. Прецедентов ее взлома не было.

– Можете рассказать о каких-либо успешных операциях с киберполицией по противодействию пиратству?

– Для эффективного противодействия пиратству нужно научиться или договариваться с пиратами или действенно им противостоять. Это довольно сложный процесс, поэтому ожидать быстрых результатов может только альтруист или неопытный человек. В нашем случае вода камень точит, поэтому, если долго и точечно обрабатывать проблему, начинаешь получать нужный результат.
Из моей практики, чтобы раскачать тему по выбранному направлению, надо 2–2,5 года. На самом деле законодательных норм для борьбы с пиратством вполне достаточно. Самое сложное – это бюрократические процессы между государственными органами, которые замедляют процесс: блокирование разбирательств дел на определенных этапах, коррупционные или индивидуальные составляющие.

С 2012 года в Украине действует инициатива «Чистое небо», в состав которой, в частности, входит группа «1+1 media». Первым направлением работы инициативы была борьба с несанкционированным контентом в интернете, с 2016 года – борьба с несанкционированным использованием линейных каналов (когда кабельный или IPTV-оператор транслирует наши каналы, и мы об этом не знаем).

По результатам работы в 2018 году благодаря совместным усилиям участников инициативы и киберполиции было открыто около 50 дел по фактам нарушения прав. И это очень хороший результат, который показывает, что противодействие пиратству происходит системно.

С прошлого лета мы вместе с инициативой начали активно заниматься противодействием системам кардшаринга, и первые значимые результаты ожидаем получить в І квартале следующего года. Вместе с кодированием на нарушителей увеличится влияние правовых рычагов, появится более четкий объект защиты и, соответственно, более четкое понимание наказания.

Тем не менее даже сейчас уже ведутся первые дела по правонарушителям, которые заводят «кардшару» в дома – за нарушение авторского права в таких масштабах их ждет уголовная ответственность. В целом люди, которые этим занимаются, прекрасно понимают ответственность, поэтому, чтобы избежать наказания, стали больше прятаться и переносить серверы «кардшары» за границу, где их не так просто заблокировать.

Ярослав Пахольчук: 	«З мільйона телеглядачів 900 тисяч платять піратам»
Фото: «1+1 media»

О стоимости контента «1+1 media»

– Сколько стоит контент «1+1 media»? Как стоимость коррелируется между платформами?

– Вообще стоимость уже произведенного контента для абонента спутникового или кабельного телевидения условно одинакова. На нее может влиять разве что технологическая специфика доставки сигнала и его обслуживания. Сейчас мы идем к тому, чтобы достичь так называемой технологической нейтральности – то есть чтобы права всех участников рынка платного телевидения были равными.

Наибольшую часть прибыли за последние три года нам обеспечили OTT-операторы, которые работают на всей территории Украины. Однако наша цель на следующий год – получать равный доход от провайдеров всех типов. Сегодня ОТТ платят за контент медиахолдинга около 6 грн за абонента, остальные провайдеры – на уровне 3 грн. В следующем году мы постараемся сделать так, чтобы каждый чувствовал себя ценным для нас и чтобы цена для абонента была равной с учетом специфики доставки контента по той или иной технологии.

– Как формируется стоимость?

– Ценообразование индивидуальное. Каждый канал оценивается отдельно. Понятно, что мы заинтересованы в максимальной пенетрации рынка и дистрибуции всех наших телеканалов, поэтому иногда в индивидуальном порядке продаем каналы пакетами, за что слышим обвинения в свою сторону. Но это манипуляция, не больше.

Украинский рынок платной дистрибуции даже не молодой, а юный. Принципы определения стоимости контента для той или иной технологии только формируются. Если взять какие-то глобальные международные образцы, то, например, стоимость прав на Discovery или на Fox для того или иного рынка определяется в индивидуальном порядке, так как для каждого рынка есть своя цена. В первую очередь на нее влияет зрительская популярность.

Фактически мы ориентируемся на рейтинги каналов, оцениваем общую симпатию и интерес зрителя к конкретному телеканалу, Учитываем его региональные особенности. Современные цифровые платформы вообще позволяют в любой момент времени определить, сколько зрителей смотрят определенный канал или контент. Также есть мощные инструменты, благодаря которым владелец платформы может оценить – нужен ему конкретный канал или нет. К сожалению, не все операторы могут (или хотят) этими преимуществами пользоваться, в частности операторы аналогового телевидения.

– Это те, кто андеррепортингом занимается (то есть умышленно занижают цифру количества абонентов, чтобы меньше платить правообладателю)?

– Да, или еще и такие, кто не занимается подсчетом и действительно не знает этой информации. Пока все это работает на довольно примитивных принципах.

– Какой из каналов в «1+1 mediа» самый дорогой? У вас же есть и Paramount?

– У нас в группе семь собственных телеканалов. Самый дорогой и самый рейтинговый – «1+1». Но конечная стоимость всех каналов группы вместе составляет 3 грн. Много это или мало – судите сами. Например, премиальный канал с фильмами стоит 75 центов, то есть ориентировочно 20 грн за один канал. Для сравнения, научно-популярный канал в среднем стоит 7–15 центов, то есть от 2 до 4,5 грн. А мы предлагаем за 3 грн получить группу каналов с самым популярным и премиальным контентом.

На всех технологиях каналы украинских медиагрупп смотрят от 55% до 85%. То есть даже в самых больших цифровых пакетах, где присутствуют 150–200 каналов, 55% абонентов смотрят 20 украинских каналов. При этом их цена и цена остальных каналов довольно сильно отличается. Поэтому говорить, что медиагруппы «душат» кабельный рынок тем, что непомерно дорогие, – совершенно несправедливо.

– У вас постоянно идет процесс легализации провайдеров, которые раньше «пиратилы» ваш контент. А вы с ними договариваетесь – и они начинают вам платить.

– С подавляющим большинством – да, но есть провайдеры, с которыми мы не договариваемся принципиально. Мы за то, чтобы каждый работал в равных условиях и зарабатывал больше за счет того, насколько эффективно он выстраивает свои процессы, маркетинговую стратегию и насколько качественные услуги предоставляет.

– Со сколькими бывшими «пиратами» вы за последний год заключили договоры?

– По состоянию на 2018 год мы заключили 48 соглашений с такими провайдерами программных услуг.

– Какие они используют аргументы для того, чтобы не платить? Удалось ли хоть кому-то из них доказать свою правоту через суд?

– Никому. Абсолютно все судебные процессы мы выиграли. Аргументов у нарушителей нет, они просто избегают объяснений. Часто такой нарушитель – это СПД или ЧП, осуществляющий свою деятельность без лицензии. Мы его выявляем, обращаемся к регулятору, фиксируем правонарушение.

Ранее фиксация одного нарушения нам стоила более 50 000 грн, а сам процесс был очень сложным, взвесьте сами: для фиксирования правонарушения нужно официально арендовать квартиру, оформить подписку на услугу провайдера, зафиксировать факт оплаты услуги и сделать это при свидетелях, после чего доказать регулятору факт нанесения нам, как правообладателям, убытков. Далее судебный процесс со всеми адвокатскими «историями».

А сегодня, когда есть контрактная база, это делать уже проще. Мы научились проводить процедуру в пределах нескольких тысяч гривен. Ранее это были десятки, сегодня это уже тысячи.

– У вас были случаи, когда экономика не сходилась? Когда вы понимали, что на фиксирование нарушения потратите больше денег, чем составляют ваши убытки?

– Мы работаем для установления равенства прав, поэтому вопрос экономии в контексте борьбы с пиратством не стоит в целом. Сейчас на рынке условия не равные: предположим, что в районе, где я живу, есть пять операторов, которые отчисляют роялти правообладателю, отчитываются о своей деятельности и количестве абонентов. Но появляется шестой провайдер – конкурент, который принципиально не платит правообладателям и фактически демпингует, нарушая весь баланс на рынке. Это возмущает наших партнеров, и мы должны системно этим заниматься.

Поэтому мы поддерживаем здоровый тонус работы в каждом отдельном районе, подъезде или городе для того, чтобы наши партнеры чувствовали себя комфортно и защищенно. Если они делятся с нами информацией о том, что их сосед действует незаконно – мы не считаем, выгодно нам это или нет, а сразу обрабатываем обращение. Это вопрос чести и принципов, поэтому, если ты последователен и не отступаешь от них, ты достигаешь своего результата.

– Это какой-то избирательный подход.

– Возможно, но опять же – в таких принципиальных вопросах мы не считаем выгоду. Конечно, медиагруппа хочет компенсировать расходы в судебном процессе, но главная цель – отстоять свои права и дать понять другим, что наказание за пиратство реально.

Конечно, всю территорию Украины не охватишь в один момент, но когда нас информируют, то процесс борьбы с пиратством набирает большие обороты. Люди на местах лучше владеют информацией, поэтому мы работаем с народным мониторингом, который состоит из более чем 600 человек, которые нас информируют. У нас с ними есть диалог, так сказать «стукачество», и он развивается.

– Своевременное информирование.

– Зачем бояться слова «стукачество»? Стукачество – это нормально.

– В Украине не было стукачей, поэтому нет такого слова.

– Они были во всем цивилизованном мире. Возьмите Германию. Кто-то не так припарковал авто или заехал на газон – «добрые» люди сообщат куда следует, и нарушитель понесет ответственность.

– Это правда. В Штатах, Канаде и та же история.

– Почему? Там люди уважают друг друга, ценят то, что имеют. У нас пока не так, но надо меняться.

– Как распределяются доходы «1+1 media» от различных каналов – как от ретрансляции, так и от рекламы. Я так понимаю, что доходный у вас «1 + 1»?

– Да, самый доходный и самый рейтинговый.

– А как насчет интернет-трансляций контента – Youtube и собственного плеера? Можно сказать, что там какие-то значительные доходы? В рамках «Чистого неба» вы позволяли пользоваться своим контентом при использовании вашего медиаплеера и соответственно рекламы, которая там прокручивается. Доходы шли вам?

– Чем дальше, тем зритель становится все более требовательным. Впервые, пожалуй, года четыре назад, начали говорить о том, что в Украине появляется тенденция к тому, что платить за контент – стыдно. Теперь мы видим, как стремительно растут продажи билетов в кинотеатры, подписка на платных сервисах, платформах. Действительно, зритель, попробовав раз качественную платформу или сервис, готов отдавать деньги за доступ к ней регулярно, и это нормально.

Если сравнить, сколько было способов раздачи контента 10–20 лет назад, и сколько сегодня – это небо и земля. Сегодня существуют уже десятки способов доставки контента до зрителя. Раньше их было ориентировочно три: снятое кино сначала показывали в кинотеатре, потом выпускали на DVD, и наконец – показывали по телевизору. То есть правообладатель имел три источника поступления прибыли за свой контент. Когда сегодня ты продаешь его на внешние рынки, размещаешь на Youtube или в интернете, отдаешь онлайн-платформам и сервисам, то количество каналов коммуникации возрастает в разы. Однако рынок остается таким же, как, собственно, и количество зрителей.

Мы часто слышим о многомиллионных просмотрах тех или иных видео на платформах, но монетизация сегодня уже совсем иная, чем раньше. У диджитал огромные перспективы, вопрос в том, когда он начнет занимать фундаментальные позиции в структуре доходов и отчетности.

Наша группа плодотворно работает. «1+1 media» тоже соответствует требованиям времени и уже имеет свою VOD-платформу, такую себе брендовую площадку контента группы – «1+1 video». Наша цель – сосредоточить зрителя именно там, чтобы он не искал контент плохого качествагде-либо еще.

– Он все равно будет искать.

– Да, но на том же Youtube такого контента становится все меньше. Фактически в будущем Youtube будет использоваться в качестве площадки для промо готового продукта – с тизерами и анонсами.

– То есть люди заходят целенаправленно за этим контентом, а в случае с Youtube вам приходится делиться рекламными доходами.

- Да, рынок новый, но цена рекламы уже совершенно другая. Поэтому до сих пор мы учимся и экспериментируем, ориентируясь на настроения, предпочтения, культуру потребления контента у зрителя, которые чрезвычайно быстро меняются. 5 лет назад никто не смотрел кино на телефоне, а сегодня это уже нормальная практика.

– У вас большая часть зрителей с телефонов? Вы отслеживаете девайсы?

– Мы ожидаем, что в ближайшие годы у нас появится единый измеритель того, сколько какого контента, с какого устройства и кто смотрит. Сейчас это разные базы. Учитывая, что сегодня в Украине 17 млн смарт-устройств, считайте, что каждый второй взрослый уже имеет смартфон – не просто мобильный телефон, а смартфон, который позволяет просматривать видео. Кстати, на «1+1 видео» уже есть возможность платной подписки за доступ к нашим отдельных продуктам, а в ближайшее время появится и за доступ к платформе в целом.

– Это вы тестируете?

– Нет, мы уже запускаем такие сервисы на постоянной основе. Ключевой вопрос состоит в монетизации контента – через рекламу, подписку, транзакцию, в каком качестве, в каком комфорте, с каким окружением. Это основа того, куда будут перетекать средства.

Ярослав Пахольчук: 	«З мільйона телеглядачів 900 тисяч платять піратам»
Фото: «1+1 media»

О запуске новых телеканалов

– Вы видите перспективы для запуска еще каких-то иностранных каналов в рамках медиагруппы «1+ 1»? Ведете переговоры с иностранными правообладателями?

– Да, конечно, мы видим перспективу, поэтому переговоры по запуску новых нишевых телеканалов продолжаются постоянно. Так сразу не могу назвать четкую дату запуска следующего канала, но это вопросы текущего, максимум следующего, года. Мы всегда держим руку на пульсе и стремимся предоставлять зрителю именно тот контент, в котором он нуждается. Сегодня у нас в дистрибуционном портфолио уже 23 канала, среди которых 8 собственных.

– Это экономически выгодно?

– Да. Зритель готов платить за то, что ему интересно. Возьмите, например, телеканал Paramount Comedy – он транслирует культовые зарубежные сериалы в украинской озвучке, поэтому если бы на него не было спроса, это было бы странно.

Мы очень тщательно выбираем каналы, которые войдут в наше дистрибьюторское портфолио, поэтому экономически невыгодных каналов у нас нет. Другое дело, когда меняются требования к наличию национального контента на законодательном уровне, и нам приходится инвестировать много денег, чтобы им соответствовать.

Тот самый Paramount Comedy, который имеет украинскую лицензию, после принятия нового законодательства столкнулся с тем, что, несмотря на полностью локализованный украиноязычный контент, должен был  транслировать еще и 50% контента украинского производства, а это, сами понимаете, дополнительные расходы. Кроме того, рейтинги канала стремительно падают, потому что люди, которые привыкли смотреть зарубежные сериалы в режиме нон-стоп, теперь видят 50% контента украинского производства, который резонирует с основной частью контента канала.

– А какой на Paramount контент украинского производства?

– Мы добавляем в эфир блок «Paramount Comedy Кадры». По сути, он представляет собой нарезку шуток из сериалов, которые идут на канале, но поскольку их производит «1+1 Продакшн», то он считается собственным производством.

– Когда он идет? Ни разу не видела.

– Он транслируется преимущественно утром. На самом деле новое законодательство существенно усложняет работу каналов, таких как Paramount Comedy. Для сравнения: подобные каналы, транслируемые в Европе, предоставляют контент фактически без всякой адаптации, и это не является проблемой. Аналогичная ситуация с детскими телеканалами: в Украине вещали два канала-лидера – «Плюсплюс» и «Пиксель», которые полностью работали в соответствии с требованиями законодательства и вместе имели, грубо говоря, 9% детского телепросмотра. Впоследствии появляется закон о том, что 50% контента каналов должно быть украинского производства. Возникает вполне логичный вопрос – сколько мультиков снимают в Украине?

– Ну, какие-то снимают.

– Ну, какие-то. Сколько? 100 часов? Нет.

– Разве что старые доставать.

– Действительно, можно транслировать мультики, произведенные много лет назад, но кто сегодня смотрит, например, «Ну, погоди»? Да, но каждый ребенок их уже видел, и не раз. Очевидно, что современных детей интересуют современные мультфильмы.

У украинских производителей нет достаточного финансирования и поддержки со стороны государства, чтобы производить то количество отечественных мультиков, которое удовлетворяло бы детей. Получается, что  каналы, имеющие украинскую лицензию и полностью адаптированные на украинский язык, показывают это минимальное количество мультиков украинского производства десятки раз в год. Будет ли ребенок смотреть один и тот же мультик столько раз? Не будет.

При этом что происходит? Детям нужно постоянно что-то новое, поэтому часто из-за недостатка контента, который их интересует, они переходят на русскоязычный контент в YouTube или смотрят спутниковые каналы, не адаптированные на украинском языке. Какая выгода от этого закона – судите сами.

В целом мы за адаптацию контента на украинском. Сегодня технологии позволяют каналам иметь несколько звуковых дорожек, и проблемы договориться с правообладателями нет. По моему мнению, зритель должен сам выбирать язык, на котором ему комфортно просматривать. Присутствие «контента национального производства», безусловно, должно быть, но также должен быть и адекватный переходный период для этого. Скажем, пять лет. Пока же есть закон, который обязывает всех срочно произвести сотни часов украинского контента без какой-либо государственной поддержки. Производить качественный украинский контент в такой срок и в таких условиях просто невозможно.

Чтобы канал был рейтинговым и интересным, он должен показывать 600–700 часов эксклюзивного контента и 200–300 часов – премиального. Сейчас, по оценкам экспертов, всего детского контента в Украине производится не более 100 часов в год. Если создать действительно качественный мультик, то каждый эпизод будет стоить миллионы долларов. Гораздо дешевле взять простые сериальные мультфильмы, такие как российские «Смешарики» или «Лунтик», и адаптировать их.

– А в России они делались при государственной поддержке?

– Да, много проектов. И на развитие аналогичных в Украине нужно время. А пока благодаря таким «патриотическим» законам государство фактически перевело детей на неконтролируемые ресурсы с неадаптированным контентом. К слову, после принятия нового законодательства доля просмотра каналов «Плюсплюс» и «Пиксель» снизилась до 2,5% (втрое за полгода действия закона). Поэтому лично я ожидаю, что Верховная Рада нового созыва учтет этот опыт с нишевыми телеканалами.

– Когда принимали этот закон, вы, наверное, входили в рабочие группы? Как-то коммуницировали?

– Осенью мы пытались в очередной раз донести до власти понимание того, что законы, разработанные на эмоциях, на практике не полностью будут работать в интересах общества. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать отечественное производство, и будем принимать непосредственное участие в нем. Но также мы как никто видим реальную картину и понимаем, что процесс создания украинского контента очень сложный, а потому наскоро принятые законы никак не способствуют его прогрессу. Опять же есть большие надежды на новое правительство, чтобы этот паритет восстановился.

– Но пока он не восстановится, вы начинаете вводить украинский контент и выполнять закон?

– Мы соблюдали требования лицензии с самого начала и продолжаем сегодня это делать. Создание нового контента – это очень сложная история. В Украине, к сожалению, нет соответствующей инфраструктуры, графических, технологических и человеческих ресурсов. Эта практика была утрачена, и она должна сформироваться заново.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS