VoLTE от «большой тройки»: сколько абонентов уже пользуется технологией и в чем подвохи
Как она поможет избавиться от 3G и будет ли доступна в роуминге
В этом году «Киевстар», «Vodafone Украина» и lifecell хотят полноценно запустить VoLTE. Не только для контрактников, а и абонентов предоплаты. Кто из игроков уже на финишной прямой? Сколько смартфонов в сетях операторов VoLTE-ready? В чем разница между обычной голосовой связью и VoLTE? Почему «большая тройка» хочет перевести на VoLTE всех абонентов? На эти и другие вопросы постарался найти ответы Mind.
Немного истории. Впервые технологию запустил сингапурский оператор SingTel еще в 2014 году. Сегодня VoLTE используется в более чем 45 странах мира. Даже в непризнанном Приднестровье. Украина попала в этот список стран в конце 2020 года.
Что это? VoLTE (Voice over LTE) – технология передачи голоса по 4G-сети. Она преобразует голос в поток данных: позволяет пользователю звонить и принимать вызовы через высокоскоростной IP-канал.
В чем разница между обычной голосовой связью и VoLTE? У новой технологии три преимущества:
- Более четкое звучание голоса и низкий уровень фонового шума. «Это как HD-качество, только в мире звука», – поясняют в «Киевстар».
- Передача данных по интернету не замирает во время разговоров. «Абонент за рулем и пользуется навигацией на смартфоне. Ему звонят по телефону. Он принимает вызов и продолжает следить за маршрутом. Еще пример: пользователю звонят, но он не хочет отрываться от котиков в соцсети. Принимает звонок и продолжает пользоваться интернетом», – поясняют в lifecell.
- Более оперативное соединение. Смартфон не тратит время на переключение с 4G в 3G или 2G. Тогда как без VoLTE гаджет автоматически переходит на использование более ранних стандартов связи.
Есть ли подвохи? А как же без них:
- Название технологии «подсказывает», что ей можно пользоваться только в зоне действия 4G-сети.
- Пока далеко не все модели смартфонов поддерживают VoLTE.
Как «большая тройка» запускает VoLTE? Мобильные операторы дружно заявили о желании протестировать технологию еще в 2019 году. Первым на рынок вышел «Киевстар» в декабре 2020 года. Тогда оператор «включил» VoLTE только для контрактников. Для препейд-абонентов VoLTE может стать доступной в течение 2022 года. «Мы работаем над этим», – уточнили в пресс-службе «Киевстар».
В «Vodafone Украина» Mind сообщили, что внедрение VoLTE сейчас идет полным ходом. Тестирование запланировано на осень 2022-го, а запуск – к концу года. Ранее топы компании несколько раз заявляли о старте в 2020 и 2021 годах.
Почему переносили запуск? «Мы сконцентрировались на разработке определяющего параметра – качества будущего сервиса, ради чего пришлось пожертвовать сроками запуска», – поясняет руководитель направления цифровых коммуникационных платформ «Vodafone Украина» Артем Оксененко.
Оператор lifecell начал тестировать технологию в декабре 2021-го и хочет в «включить» VoLTE ближайшее время. «После официального запуска VoLTE будет доступна всем абонентам, чьи смартфоны позволяют совершать голосовые звонки с помощью скоростного мобильного интернета», – говорят в пресс-службе.
Каков потенциальный спрос? В «Киевстар» рассказали Mind, что сейчас в их сети около 15 млн смартфонов с поддержкой VoLTE, из них около 5 млн гаджетов, выпущенных в 2020-2021 годах. У контрактных абонентов «на руках» около 300 000 смартфонов VoLTE-ready.
По итогам третьего квартала их было 200 000. Интересно, что тогда VoLTE пользовались только более 30% владельцев таких смартфонов – около 60 000 контрактников «Киевстар». После запуска VoLTE для абонентов предоплаты оператор надеется, что те в этом году хнологию «распробуют» еще около 2 млн абонентов.
В сети «Vodafone Украина» сейчас свыше 8 млн абонентов с VoLTE-ready терминалами.
«В базе lifecell доля смартфонов– 83%, а совершать VoLTE-звонки с них сегодня могут около 15% (около 1 млн гаджетов). Но эта цифра может колебаться и зависит от договоренностей с производителями смартфонов, активирующими функционал для определенных категорий терминалов», – рассказывает руководитель департамента сети коммутации lifecell Владимир Яренко.
При чем здесь договоренности с производителями смартфонов? Для запуска этой технологии оператору недостаточно модернизировать свои продуктивные системы под VoLTE. В «игре» должны принять участие и вендоры.
Артем Оксененко из «Vodafone Украина» поясняет, как это происходит на практике:
- Оператор связывается с производителем терминалов и заявляет о желании запустить VoLTE на его девайсах.
- Производитель присылает на заполнение опросник параметров VoLTE (в нём прописывается техническая часть параметров ядра IMS оператора для активации VoLTE).
- После передачи параметров от оператора производитель готовит тестовую прошивку для своих моделей телефонов.
- Далее производитель и оператор совместно тестируют новую прошивку и работу VoLTE на терминалах.
- После тестов и принятия решения о готовности к запуску VoLTE, производитель удаленно обновляет прошивку на своих терминалах (путем FOTA – firmware over-the-air).
- VoLTE становится готовым к использованию в сети мобильного оператора.
В «Киевстар» уточняют: такая работа проводится с каждым вендором. «Для успешного функционирования VoLTE в сети конкретного оператора производитель должен сделать соответствующие настройки своего ПО для определенных моделей смартфонов. После тестов абоненты получают эти настройки вместе с очередным обновлением ПО смартфона.
В lifecell дополняют: производители могут активировать VoLTE двумя способами. «Поддержка VoLTE с базовыми параметрами может быть интегрирована в смартфонах по умолчанию. В таком случае оператору нужно сотрудничать с поставщиком только при кастомизации параметров под конкретную сеть. Другие производители активируют поддержку VoLTE только после основательного сотрудничества между оператором и поставщиком. Соответствующая прошивка готовится производителем по запросу оператора, тщательно тестируется специалистами оператора и производителя. И только после успешного тестирования добавляется в новый производительный софт для каждой модели в отдельности», – говорит Яренко.
Какие модели смартфонов уже активированы в сетях «большой тройки»? В «Киевстар» говорят, что сейчас VoLTE доступна для смартфонов Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi. Всего около 90 моделей. «Чаще всего это более новые модели последних 2-3 лет выпуска. К сожалению, на более старых моделях, даже если в них есть функция VoLTE, вендоры могут не устанавливать нужное обновление, так как ориентируются на продвижение последних моделей. А оператор не может влиять на итоговый список устройств. Но мы работаем с партнерами над тем, чтобы охватить максимально возможное количество моделей каждого производителя», – поясняют в пресс-службе «синего» оператора.
В «Vodafone Украина» рассказывают, что процесс создания новых прошивок под VoLTE активно ведется с производителями. Список конкретных моделей гаджетов компания огласит во время запуска VoLTE.
У lifecell в тестовом режиме работают более 60 моделей смартфонов Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi и General Mobile.
Для связи по VoLTE нужно, чтобы смартфоны обоих абонентов (звонящего и принимающего вызов) поддерживали эти технологию? «Если VoLTE-ready абонент общается с пользователем, у которого эта технология не активна, то она будет работать для первого. Чтобы в полной мере ощутить преимущества новой технологии, нужно чтобы оба абонента были пользователями услуги», – поясняют в «Киевстар».
Поддерживается ли VoLTE при звонках между абонентами разных операторов? Пока нет. «Нужно чтобы и коллеги запустили этот сервис. После этого мы начнем соответствующие взаимоподключения», – говорят в «Киевстар».
В lifecell надеются, что в дальнейшем – при наличии необходимых настроек – такая связь будет.
А что с роумингом? Схожая история. «Сейчас мы работаем над запуском этой услуги», – сообщили в пресс-службе «синего» оператора. В lifecell говорят, что в ближайшее время VoLTE не будет работать в роуминге.
Операторы взимают дополнительную плату за VoLTE? Нет. Такие разговоры тарифицируются как обычные звонки по условиям тарифа абонента. Мегабайты интернета не списываются.
Почему игроки хотят перевести на VoLTE всех абонентов? У этой технологии преимущества не только для абонентов. Она выгодна и игрокам, так как позволяет более эффективно использовать спектр. В идеальной картине мира, операторы могли бы отключить 3G и 2G, а выкупленные частоты в этих диапазонах использовать для 4G/5G.
Но есть нюансы. «Развитие VoLTE – важная часть для дальнейшего перехода на 5G. Однако в ближайшие годы не планируем отключать или сокращать частоты для 2G или 3G-сетей. Это объясняется как готовностью клиентов, так и ростом популярности других сервисов. Например, растет количество устройств M2M (IOT), 98% из которых используют 2G. Также остаются еще определенное количество смартфонов, которые не работают в LTE (только с 2G и 3G)», – поясняют в «Киевстар».
В «Vodafone Украина» говорят, что в долгосрочной перспективе такая цель есть. «Перевод голоса в VoLTE позволил бы провести рефарминг радиочастотного спектра и использовать высвободившиеся частоты в 2G/3G для мобильного интернета. В идеале картина выглядит таким образом. При этом мы понимаем, что полный переход абонентов на VoLTE зависит от множества параметров, в том числе от наличия коврового покрытия LTE, проникновения терминалов с поддержкой VoLTE. Поэтому говорить о переходе на VoLTE в ближайшие годы вряд ли можно», – уточняет Оксененко.
Яренко из lifecell приводит такие же аргументы и дополняет: «Наличие свободного частотного спектра очень важно для каждого оператора. Частоты – ограниченный ресурс, а мобильные технологии стремительно развиваются. С развитием технологий «умных городов» и интернета к сетям подключаются сотни и тысячи «умных» устройств, растет скорость доступа к сети. Поэтому операторам необходимо распределять частоты между сетями с разными технологиями, чтобы оказывать качественные услуги своим абонентам».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].