Топливная экспертиза: на каких АГЗС качественней автогаз

Mind проверил в лаборатории образцы газа с 11 заправочных станций, среди которых Shell, WOG, OKKO, БРСМ, KLO и другие

Фото: Shutterstock
Этот материал был специально подготовлен для участников Mind Club. Если хотите получать качественную аналитику и материалы раньше, подписаться можно здесь.

Рост цен на бензин и солярку превратил автогаз в популярный вид топлива – каждый третий литр топлива, проданный на АЗС, приходится на LPG (Liquefied petroleum gas – сжиженный углеводородный газ). Как минимум последние 10 лет он стоит вдвое дешевле литра А-95, а последний год – почти втрое – около 11 грн/л. При такой стоимости автогаза у активного водителя установка газобаллонного оборудования (ГБО) окупается менее чем за год.

По данным главного сервисного центра МВД Украины, пять лет назад в связи с установкой ГБО было переоформлено 44 700 автомобилей, в 2016 и 2017 годах – соответственно 105 300  и 134 200.

Сейчас в общем автопарке Украины как минимум у четверти машин есть ГБО.

Растет и количество нелегальных заправок, цены на которых заметно ниже, чем даже у дискаунтеров вроде «Авиас» и Sun Oil. По данным онлайн-ресурса perevirazs, который собирает данные об АЗС, работающих с нарушением законодательства, по состоянию на 1 сентября в Украине зафиксировано 767 таких «бочек», в октябре – уже 817.

Считается, что именно на таких заправках продают «бодягу», а качественное топливо – прерогатива АЗС из высшего ценового диапазона.

Так ли это, разбирался Mind вместе с представителями общественной организации «Институт потребительских экспертиз», которая с 2003 года занимается топливной экспертизой.

Пробы топлива взяли на безымянной заправке, расположенной в центре Киева и еще десяти АГЗС, принадлежащих крупнейшим сетям всех ценовых диапазонов: «Авиас», БРСМ, Avantage7, Glusco, KLO, Marshal, OKKO, Sun Oil, Shell и WOG.

Напомним, несколько ранее мы публиковали результаты проверок качества бензина марки А-95 и дизельного топлива.

АГЗС, на которых брали образцы автогаза

Сеть АГЗС Адрес заправочного комплекса Цена ПБА, 1 л
NoName АГЗС Киев, пр-т Тычины, 22 Б 11,00 грн
«Авиас» 10-й км трассы Киев – Одесса 11,10 грн
Marshal Киев, ул. Ольжича, 53 11,40 грн
БРСМ Киев, пр-т Маяковского, 54 11,50 грн
SunОil Кагарлык, ул. Каштановая, 52 А 11,60 грн
KLO Бровари, ул. Киевская, 2 А 11,79 грн
Shell Подгорцы, Межигорская,1 11,80 грн
Glusco Киев, Днепровская набережная, 13 10,95 грн
Avantage7 Киев, Большая Кольцевая, 98 А 10,96 грн
WOG Киев, Днепровская набережная, 17 Е 11,98 грн
OKKO Киев, Харьковское шоссе, 203 11,98 грн


Исследованием образцов занималась сертифицированная лаборатория компании «Инспекторат Украина». Для контроля качества выбрали два самых востребованных у автовладельцев параметра: точность отпуска и состав.

Качество на вес

Пробы автогаза отбирали в специальный протоотборник, после чего емкость взвешивали в лаборатории. В нормативные 99% уложились лишь образцы с БРСМ и КLО. Самыми жадными оказались – NoName-заправка и сетевые Marshal и Avantage7. Они сэкономили в свою пользу 10–15% топлива.

Точность налива, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
97,9 98,5 98,0 99,1 99,0 98,0 90,8 97,4 96,5 95,8 85,5

Ничего лишнего

Второй тест – на соответствие проб автомобильной и технической маркам.  

До февраля 2018 года соответствие этим стандартам регламентировал ГОСТ 27587-87 («Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта»). Главный недостаток этого норматива в том, что он уравнивал две марки – пропан-бутан автомобильный (ПБА) и смесь пропан-бутана техническую (СПБТ). Но если ПБА – это очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, то СПБТ – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления).

Однако ГОСТ допускал использование на заправках обоих вариантов.

С 1 февраля 2018 года соответствие автомобильной и технической маркам определяет ДСТУ EN 589:2017 («Топлива автомобильные. Газ нефтяной сжиженный»), который оговаривает все небезопасные для двигателей внутреннего сгорания величины массовой доли серы, непредельных углеводородов и др.

Еще один важный показатель качества автогаза – соответствие сезонности. Зимой и летом соотношение главных ингредиентов – пропана и бутана – должно меняться. Летом это приблизительно 40:60 (пропана к бутану), зимой наоборот – 60:40. Изменение соотношения в соответствии с сезоном необходимо для лучшей работы автомобиля. В зимний период эксплуатации пропана в газе должно быть больше, чем бутана – это улучшает запуск и работу двигателя.

Самые щедрые на пропан пробы оказались у БРСМ и KLO, а антирекорд – у NoName заправки. Ненамного лучше ситуация с образцом у официального трейдера Avantage7.

Сумма пропана и пропилена, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
58,3 61,8 59,8 62,20 61,9 59,8 36,6 55,7 57,8 56,9 31,84

Сумма бутанов и бутиленов, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
39,6 37,6 38,9 36,5 36,0 38,9 61,7 42,6 42,5 43,0 65,7

Действующий с 1 февраля 2018 года  ДСТУ EN 589:2017 не допускает наличия в ПБА так называемой  свободной воды – при нулевой температуре в нем не должно быть жидкого остатка. Накопление жидкости в баках ведет к засорению фильтров, сбою калибровок и неисправностям топливной аппаратуры.

В пробе из «бочки» оказалось больше 1,6% жидкого остатка, а значит, полученный образец нельзя отнести даже к бытовому, техническому газу, для которого стандарты допускают наличие жидкого остатка в пределах 1,6%.

Помимо образца из «бочки» с этим тестом не правилась и проба с Avantage7.

Объемная часть жидкого остатка

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
Нет Нет Нет Нет Нет Нет Есть Нет Нет Нет Есть

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS