Заболело в мире
10,716,063
Умерло в мире
516,726
Вылечилось в мире
5,499,628
Заболело в Украине
45,887
Умерло в Украине
1,185
Вылечилось в Украине
20,053
Топливная экспертиза: где безопасно заправиться дизелем?

Топливная экспертиза: где безопасно заправиться дизелем?

Mind проверил в лаборатории образцы солярки с семи АЗС: «Укрнафта», WOG, «АМИК-Украина», «БРСМ-Нафта», Shell, ОККО и «Гранд-Петрол»

Этот материал также доступен на украинском
Топливная экспертиза: где безопасно заправиться дизелем?
Коллаж Mind
Этот материал был специально подготовлен для участников Mind Club. Если хотите получать качественную аналитику и материалы раньше, подписаться можно здесь.

Крупнейшие поставщики дизельного топлива (ДТ) приостановили ввоз продукции по трубопроводу в Украину из-за спецпошлины, которую в июле 2019 года установил Кабмин.   К началу осени дефицит топлива составил порядка 60 000 т, или 10% от ожидаемого объема потребления. Альтернативную доставку предприятия транспорта и инфраструктуры обеспечить не смогли: «Укрзализныця» традиционно в это время уперлась в нехватку подвижного состава, а в морских портах вдруг возникли сложности с разрешительными документами на ввоз. Например, энергетическая таможня ГФС заблокировала в морском порту Южный 27 000 тонн греческого дизтоплива. Выгруженную в портовые резервуары солярку ГФС проверяла более 10 дней и, несмотря на экспертизы трех международных сюрвейерских компаний, нашла превышение допустимой доли серы на 0,00001 масс. процента, что почти в 20 раз меньше статистической погрешности. Работа порта была сорвана как минимум на ближайший месяц, крупнейший танкерный импортер – эстонский Skywalk Trading – понес убытки, а его клиенты вынуждены были в срочном порядке искать ДТ на внутреннем рынке, что еще больше нагнетало ажиотаж. В итоге только с 4 по 18 сентября вагонные партии дизтоплива подорожали на 11,7% (до 2900 грн/т), автомобильные – на 16,4% (до 24,5 грн/л)

Дефицит и ажиотаж на топливном рынке Украины всегда приводили к злоупотреблениям, из которых самое распространенное – сбыт в опте некондиционной продукции.

Mind решил проверить, как отреагировал рынок на этот раз, и провел собственное исследование качества дизтоплива – 19 сентября мы купили образцы ДТ-Л-Евро5-В0 на семи различных АЗС Киева.

Напомним, летом Mind уже тестировал бензины марки А-95. Результаты этого исследования можно прочитать здесь.

Шесть образцов мы взяли на заправках сетей, через которые реализуется около 60% ДТ. И один образец на АЗС мини-сети «Гранд-Петрол» – эту сеть «УкрАвто» специально создавала под продажу горючего для автомобилей премиального класса.

На всех АЗС, где Mind брал образцы, были сертификаты соответствия и паспорта качества продаваемой продукции.

 Анализ редакция доверила Испытательному центру топливно-масельных материалов (ИЦТММ), аккредитованному в Национальном агентстве по аккредитации Украины.

В лаборатории института не знали, каким АЗС принадлежат пробы – сосуды с образцами мы зашифровали. Экспертиза качества проводилась по восьми параметрам.

Сеть

Кол-во АЗС

Крупнейшие бенифициары

«УкрНафта»

536

НАК «Нефтегаз Украины», Игорь Коломойский

WOG

407

Степан Ивахив, Сергей Лагур

ОККО

402

Виталий Антонов

«АМИК-Украина»

216

Йоханнес Кльоцль-Норберг, Манфред Кунце

«БРСМ-Нафта»

156

Андрей Биба

Shell

134

Royal Dutch Shell

«Гранд-Петрол»

4

Тариэл Васадзе

На глаз

Задача экспертов состояла в том, чтобы визуально определить наличие в топливе воды, смол, осадка и твердых примесей.

На общем золотисто-салатовом фоне выделялась белесостью единственная проба с АЗС «Укрнафты». У всех же остальных образцов совпадал даже оттенок, словно они были разлиты из одной цистерны.

Где Mind брал пробы ДТ

Сеть АЗС

Адрес автозаправочного комплекса

Поставщик топлива

Цена, 1 л

«УкрНафта»

Киев, ул. Саперно-Слободская, 6/3

«Укртатнафта», Кременчуг

28,00 грн

WOG

Киев, ул. Саперно-Слободская, 3А

«МозырьНПЗ», Мозырь, Беларусь

29,79 грн

«АМИК-Украина»

Киев, ул. Бажана, 2

«МозырьНПЗ», Мозырь, Беларусь

28,69 грн

«БРСМ-Нафта»

Киев, ул. Светлая, 1

«МозырьНПЗ», Мозырь, Беларусь

25,59 грн

Shell

с. Гора, ул. Бориспольская, 2

«Орлен Летува», Мажейкяй, Литва

28,79 грн

ОККО

Киев, Харьковское шоссе, 203

«МозырьНПЗ», Мозырь, Беларусь

29,79 грн

«Гранд-Петрол»

Киев, ул. Бажана, 19А

«Орлен Летува», Мажейкяй, Литва

33,69 грн

C походом  

Точность налива солярки оценивали с помощью специальной емкости – тарированного мерника.

Точнее всех топливо отпускает «Укрнафта». Колонки на шести других АЗС настроены на небольшой «комплимент от шеф-повара».

Точность отпуска 1 литра ДТ

Сеть АЗС

Объём, л

«УкрНафта»

1,0

WOG

1,03

«АМИК-Украина»

1,01

«БРСМ-Нафта»

1,03

Shell

1,02

ОККО

1,01

«Гранд-Петрол»

1,03

Хитрый индекс

Во времена СССР качество солярки определяли скоростью ее воспламенения в камере сгорания – цетановым числом (ЦЧ).  Чем выше ЦЧ, тем плавней и стабильнее работает мотор. Но на бензоколонках быстро научились «разгонять цетан» присадками и корректорами вроде изопропила или циклогексилнитратов. Такая стероидная солярка не успевает до воспламенения качественно перемешаться с воздухом, то есть окисляется не во всем объеме камеры сгорания. А значит – и расход у нее больше.

Поэтому ИЦТММ  рекомендует определять цетановый индек, отражающий влияние топливных присадок, улучшающих ЦЧ. Рассчитывается он по плотности и средней температуре выкипания 50%-ной фракции топлива.

Все наши пробы с запасом уложились в минимальные 46 единиц, предписываемые отраслевым ГОСТ 27768-88. Удивил лишь разбег величин индекса проб «Гранд-Петрол» и Shell (50,9 и 53,5), хотя обе сети покупают солярку у литовского «Орлена».

Цетановый индекс (марка Л), не менее

Сеть АЗС

ед.

«УкрНафта»

52,0

WOG

54,8

«АМИК-Украина»

54,5

«БРСМ-Нафта»

54,1

Shell

53,5

ОККО

53,6

«Гранд-Петрол»

50,9

Нужный градус

По температуре вспышки ДТ судят о фракционном составе и пожароопасности горючего. По ГОСТ 6356-75, минимальная температура вспышки топливовоздушной смеси в закрытом тигле не должна быть ниже 55 °С.

Все пробы Mind уложились в требуемый норматив, правда, «воговский мустанг» прошелся по самому краю. Полярный результат – у «шелловской» пробы, целых 70 °С.

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже 55 °С

Сеть АЗС

°С

«УкрНафта»

62

WOG

55

«АМИК-Украина»

64

«БРСМ-Нафта»

58

Shell

70

ОККО

67

«Гранд-Петрол»

62

Следы серы 

При сгорании топлива с избытком серы вырабатывается концентрация серной и сернистой кислот, которые быстро выводят из строя топливную аппаратуру, повышают уровень загрязнения окружающей среды и раздражают слизистую оболочку дыхательных органов человека.  И если раньше сера в различных соединениях выполняла роль смазки, то сейчас эту функцию взяли на себя присадки, которые производители добавляют в солярку.  

Экологические требования к топливу повышаются: стандарт Евро-3 допускал наличие 350 ррm (мг/кг) серы, по стандарту Евро-4 – серы должно быть в семь раз меньше, а нынешний уровень, предписанный стандартом EN ISO 13032:2012, разрешает только 10 мг/кг.  

Все отобранные образцы уложились с запасом, а в образцах дизтоплива «мустанга» содержание серы оказалось в два раза ниже максимально допустимого.

Содержание серы (Евро-5), не более 10 мг/кг

Сеть АЗС

мг/кг

«УкрНафта»

8,0

WOG

5,0

«АМИК-Украина»

6,0

«БРСМ-Нафта»

8,0

Shell

7,0

ОККО

8,0

«Гранд-Петрол»

7,0

Из жидкого – в твердое

Пожалуй, главная причина скептического отношения автолюбителей к дизельным моторам – проблемы с их зимней эксплуатацией. Солярка гуще бензина и при низких температурах замерзает – в зависимости от качества она может загустеть до состояния желе или вовсе превратиться в «янтарь». Поэтому необходимо знать предельно низкую температуру, при которой топливо сохраняет способность прокачиваться через фильтрующие элементы (тонкость отсева шторы – микроскопические 3–5 мкм) топливной системы.

Для «летней» солярки (марка Л) ГОСТ 22254-92 предписывает предельный температурный порог подвижности топлива в -5 °С, для «зимней» в -20 °С. И именно с этим тестом у взятых образцов – самые большие сложности.

Едва столбик термометра миновал нулевую отметку, «окоченел» образец с «Укрнафты». При -3 °С к нему присоединилась проба с «БРСМ-Нафты». Остальные пять «замерзли» как по команде при достижении предписанного минимума.

Предельная температура фильтруемости (марка Л)

Сеть АЗС

°С

«УкрНафта»

-1

WOG

-5

«АМИК-Украина»

-5

«БРСМ-Нафта»

-3

Shell

-5

ОККО

-5

«Гранд-Петрол»

-5

Золотой стандарт

Фракционный состав (ФС) определяет температуру, при которой топливо переходит в газообразное состояние из жидкого. Чем ниже градус, при котором это происходит, тем лучше воспламеняемость ДТ. Согласно ГОСТ 2177-99, при температуре 250 °С должно испаряться не более 65% объема, а при 350°С – не менее 85%.  И все образцы с этим экзаменом справились.

Испаряемость

Сеть АЗС

%, при t250°С

%, при t350°С

«УкрНафта»

25

93

WOG

42

92

«АМИК-Украина»

44

93

«БРСМ-Нафта»

44

92

Shell

37

94

ОККО

42

92

«Гранд-Петрол»

40

92

Чем лучше испаряемость – тем выше показатели мощности и экономии ДТ. Согласно все тому же ГОСТ 2177-99, минимум 95% жидкой фракции должно преобразовываться до температуры, не превышающей 360 °С. Это единственный параметр, по которому идеальные показатели – у всех проб, взятых Mind для экспертизы.

Плотность «тяжелого»

Плотность топлива определяет выделяемое им количество энергии. У солярки с более высокой характеристикой плотности в процессе сгорания выделяется больше энергии и, соответственно, КПД двигателя будет выше, а расход самого горючего – более экономичным. Но очень высокая плотность указывает на присутствие в ДТ тяжелых фракций, которые снижают испаряемость топлива и образуют нагар в двигателе.

По ГОСТ ДСТУ 31072:2006, плотность «летнего» (марка Л) дизтоплива при температуре 15 °C должна оставаться в рамках 820–845 кг/куб. м.  

Все экзаменуемые прошли тест. В граничных пределах оказались пробы WOG и «Укрнафты».

Плотность при t 15° C (марка Л)

Сеть АЗС

кг/м3

«УкрНафта»

842,4

WOG

826,5

«АМИК-Украина»

828,8

«БРСМ-Нафта»

826,0

Shell

832,7

ОККО

828,1

«Гранд-Петрол»

835,1

Проверенные образцы, несмотря на небольшое количество поставщиков, оказались весьма разными по свойствам – от минимально допустимых величин до чуть ли не стандартов Евро-6. Исключение – лишь в плане морозоустойчивости. И это повод провести еще и зимнюю экспертизу дизтоплива.

Итоговая таблица

«Укрнафта»

WOG

«АМИК-Украина»

«БРСМ-Нафта»

Shell

OKKO

«Гранд-Петрол»

Отпуск топлива (1 л)

1,0

1,03

1,01

1,03

1,02

1,01

1,03

Цетановый индекс (не менее 46 ед.)

52,0

54,8

54,5

54,1

53,5

53,6

50,9

Температура вспышки в закрытом тигле (не ниже 55 °С)

62

55

64

58

70

67

62

Содержание серы (не более 10 мг/кг)

8,0

5,0

6,0

8,0

7,0

8,0

7,0

Предельная температура фильтруемости (от -5 °С)

-1

-5

-5

-3

-5

-5

-5

Испаряемость   при t 250 °С, % (Не более 65% объема)

25

42

44

44

37

42

40

Испаряемость   при t 350 °С, % (Не менее 85% объема)

93

92

93

92

94

92

92

Плотность при t 15 °C,

кг/куб. м (820–845 кг/куб. м)

842,4

826,5

828,8

826,0

832,7

828,1

835,1

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате