Топливная экспертиза: на каких АГЗС качественней автогаз

Топливная экспертиза: на каких АГЗС качественней автогаз

Mind проверил в лаборатории образцы газа с 11 заправочных станций, среди которых Shell, WOG, OKKO, БРСМ, KLO и другие

Цей текст також доступний українською
Топливная экспертиза: на каких АГЗС качественней автогаз
Фото: Shutterstock
Этот материал был специально подготовлен для участников Mind Club. Если хотите получать качественную аналитику и материалы раньше, подписаться можно здесь.

Рост цен на бензин и солярку превратил автогаз в популярный вид топлива – каждый третий литр топлива, проданный на АЗС, приходится на LPG (Liquefied petroleum gas – сжиженный углеводородный газ). Как минимум последние 10 лет он стоит вдвое дешевле литра А-95, а последний год – почти втрое – около 11 грн/л. При такой стоимости автогаза у активного водителя установка газобаллонного оборудования (ГБО) окупается менее чем за год.

По данным главного сервисного центра МВД Украины, пять лет назад в связи с установкой ГБО было переоформлено 44 700 автомобилей, в 2016 и 2017 годах – соответственно 105 300  и 134 200.

Сейчас в общем автопарке Украины как минимум у четверти машин есть ГБО.

Растет и количество нелегальных заправок, цены на которых заметно ниже, чем даже у дискаунтеров вроде «Авиас» и Sun Oil. По данным онлайн-ресурса perevirazs, который собирает данные об АЗС, работающих с нарушением законодательства, по состоянию на 1 сентября в Украине зафиксировано 767 таких «бочек», в октябре – уже 817.

Считается, что именно на таких заправках продают «бодягу», а качественное топливо – прерогатива АЗС из высшего ценового диапазона.

Так ли это, разбирался Mind вместе с представителями общественной организации «Институт потребительских экспертиз», которая с 2003 года занимается топливной экспертизой.

Пробы топлива взяли на безымянной заправке, расположенной в центре Киева и еще десяти АГЗС, принадлежащих крупнейшим сетям всех ценовых диапазонов: «Авиас», БРСМ, Avantage7, Glusco, KLO, Marshal, OKKO, Sun Oil, Shell и WOG.

Напомним, несколько ранее мы публиковали результаты проверок качества бензина марки А-95 и дизельного топлива.

АГЗС, на которых брали образцы автогаза

Сеть АГЗС Адрес заправочного комплекса Цена ПБА, 1 л
NoName АГЗС Киев, пр-т Тычины, 22 Б 11,00 грн
«Авиас» 10-й км трассы Киев – Одесса 11,10 грн
Marshal Киев, ул. Ольжича, 53 11,40 грн
БРСМ Киев, пр-т Маяковского, 54 11,50 грн
SunОil Кагарлык, ул. Каштановая, 52 А 11,60 грн
KLO Бровари, ул. Киевская, 2 А 11,79 грн
Shell Подгорцы, Межигорская,1 11,80 грн
Glusco Киев, Днепровская набережная, 13 10,95 грн
Avantage7 Киев, Большая Кольцевая, 98 А 10,96 грн
WOG Киев, Днепровская набережная, 17 Е 11,98 грн
OKKO Киев, Харьковское шоссе, 203 11,98 грн


Исследованием образцов занималась сертифицированная лаборатория компании «Инспекторат Украина». Для контроля качества выбрали два самых востребованных у автовладельцев параметра: точность отпуска и состав.

Качество на вес

Пробы автогаза отбирали в специальный протоотборник, после чего емкость взвешивали в лаборатории. В нормативные 99% уложились лишь образцы с БРСМ и КLО. Самыми жадными оказались – NoName-заправка и сетевые Marshal и Avantage7. Они сэкономили в свою пользу 10–15% топлива.

Точность налива, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
97,9 98,5 98,0 99,1 99,0 98,0 90,8 97,4 96,5 95,8 85,5

Ничего лишнего

Второй тест – на соответствие проб автомобильной и технической маркам.  

До февраля 2018 года соответствие этим стандартам регламентировал ГОСТ 27587-87 («Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта»). Главный недостаток этого норматива в том, что он уравнивал две марки – пропан-бутан автомобильный (ПБА) и смесь пропан-бутана техническую (СПБТ). Но если ПБА – это очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, то СПБТ – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления).

Однако ГОСТ допускал использование на заправках обоих вариантов.

С 1 февраля 2018 года соответствие автомобильной и технической маркам определяет ДСТУ EN 589:2017 («Топлива автомобильные. Газ нефтяной сжиженный»), который оговаривает все небезопасные для двигателей внутреннего сгорания величины массовой доли серы, непредельных углеводородов и др.

Еще один важный показатель качества автогаза – соответствие сезонности. Зимой и летом соотношение главных ингредиентов – пропана и бутана – должно меняться. Летом это приблизительно 40:60 (пропана к бутану), зимой наоборот – 60:40. Изменение соотношения в соответствии с сезоном необходимо для лучшей работы автомобиля. В зимний период эксплуатации пропана в газе должно быть больше, чем бутана – это улучшает запуск и работу двигателя.

Самые щедрые на пропан пробы оказались у БРСМ и KLO, а антирекорд – у NoName заправки. Ненамного лучше ситуация с образцом у официального трейдера Avantage7.

Сумма пропана и пропилена, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
58,3 61,8 59,8 62,20 61,9 59,8 36,6 55,7 57,8 56,9 31,84

Сумма бутанов и бутиленов, %

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
39,6 37,6 38,9 36,5 36,0 38,9 61,7 42,6 42,5 43,0 65,7

Действующий с 1 февраля 2018 года  ДСТУ EN 589:2017 не допускает наличия в ПБА так называемой  свободной воды – при нулевой температуре в нем не должно быть жидкого остатка. Накопление жидкости в баках ведет к засорению фильтров, сбою калибровок и неисправностям топливной аппаратуры.

В пробе из «бочки» оказалось больше 1,6% жидкого остатка, а значит, полученный образец нельзя отнести даже к бытовому, техническому газу, для которого стандарты допускают наличие жидкого остатка в пределах 1,6%.

Помимо образца из «бочки» с этим тестом не правилась и проба с Avantage7.

Объемная часть жидкого остатка

Shell WOG OKKO БРСМ KLO Sun Oil Avantage7 Glusco Marshal «Авіас» NoName
АГЗС
Нет Нет Нет Нет Нет Нет Есть Нет Нет Нет Есть

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно