«Малая земля»: как депутаты сняли мораторий, провалив реформу

Под угрозой дефолта власть вынуждена была пойти на условия фермеров, выхолостив законопроект и фактически законсервировав статус-кво в АПК

В ночь с 30 на 31 марта Верховная Рада приняла закон, которым в Украине вводится рынок земли. За законопроект №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» во втором чтении проголосовали 259 народных депутатов. От фракции «Слуга народа» было отдано «за» 206 голосов, от «Европейской солидарности» – 23, от «Голоса» – 13, «Доверие» – 12, а также 5 голосов внефракционных нардепов. Mind наблюдал за эволюцией земельной реформы в стране и анализирует, во что она вылилась. 

С чего все начиналось?

Земельная реформа является одним из двух принципиальных условий получения Украиной расширенного транша МВФ в $8 млрд. Однако, когда эти деньги предлагались в обмен на запуск рынка земли, вряд ли функционеры фонда имели в виду формат, утвержденный в итоге.

Напомним, что изначально в сентябре 2019 года рассматривался совсем другой вариант открытия земельного рынка. Основные его положения – допуск юридических лиц (в том числе – с иностранным капиталом) и лимит в 200 000 га на одного покупателя. По данным Mind, этот сценарий был целиком написан во Всемирном банке и соответствовал интересам внешнего заказчика.

Под давлением аграрного лобби (которое осталось полностью вне парламента) разработчики начали отступать от первоначального плана: ко второму чтению лимиты были снижены до 10 000 га в одни руки; допуск юридических лиц сохранился, но уже без иностранного капитала. Этот вариант также не давал ответов на вопросы отрасли – ограничения были прописаны таким образом, что позволяли обходить лимиты на концентрацию и аккумулировать максимальные наделы через связанных лиц.

Противостояние агросектора, преимущественно фермеров, и властей превратилось в позиционное и грозило затянуться надолго. В Объединенном штабе защиты украинской земли, в который входили представители разных аграрных ассоциаций, дали понять, что готовы к протестам вплоть до требований о роспуске парламента и/или импичменте президенту, если закон будут насильно «протаскивать» через сессионный зал.  При этом условия, которые выдвигали аграрии, также сложно было назвать сбалансированными: минимальные лимиты, запрет для юрлиц, блок на реализацию госземель – в общем, рынок без рынка.

Во что превратилось?

Неизвестно, чем бы закончилось это противостояние (градус был накален с обеих сторон), однако тут грянула пандемия коронавируса.

Украина начала скатываться в экономическую пропасть, подгоняемая падением промпроизводства, сокращением развития в АПК и снижением роста ВВП. Помощь МВФ стала критически важна для украинской власти, стремительно теряющей свои позиции. «Была задача принять хоть что-то с подходящим названием», – говорит один из членов аграрного комитета ВР, пожелавший сохранить анонимность. На состоявшейся в конце прошлой недели встрече с представителями фракций «активисты» от АПК фактически продиктовали им приемлемый  для себя вариант земельной реформы.  

Это вызвало очень острую (близкую к истерике) реакцию представителей грантовых организаций, которые выступали за сверхлиберальный вариант. Некоторые из них перешли черту корректности, что им вряд ли забудет аграрное сообщество. «Когда экономистам аграрии начинают рассказывать, как должен работать рынок земли, – это то же, если бы лабораторная мышь рассказывала биологу, как устроен лабиринт, по которому она бежит», – написал Олег Нивьевский, представитель Киевской школы экономики.

«Озвученное решение фракции «Слуг» о проведении земельной реформы «мини», я бы даже сказал «нано», является бесполезной имитацией реформы. Реформа в таком виде не выгодна собственникам земли, не выгодна большей части аграриев, не выгодна остальным гражданам Украины», – написал эксперт Даниил Пасько.

Отчаяние адептов первого варианта земреформы можно понять: выпускникам Гарвардской бизнес-школы наверняка не особо приятно проигрывать небольшому количеству украинских фермеров. Тем не менее результат на табло: Украина законсервировала фактический статус-кво в земельной отрасли. 

Что в итоге предусматривает земельная «реформа» в Украине?

Открытие рынка земли отложат до 1 июля 2021 года.

На первом этапе доступ к рынку получат только физические лица. Один человек сможет купить не более 100 га. С 2024 года покупать землю позволят юридическим лицам. Одна компания сможет приобрести до 10 000 га земли. Также действует запрет на продажу государственных земель.

Расчет за земельные наделы в ходе их покупки/продажи предусматривается исключительно безналичный с проверкой происхождения средств. Запрещается покупать землю в 50-километровой зоне от границы; зафиксирована минимальная цена на земельный участок. Банки не смогут приобретать землю, смогут только брать в залог. Часть средств от продажи земель государственной и коммунальной собственности пойдет на создание Фонда развития сельских территорий. Вопрос предоставления права иностранцам покупать землю должен быть решен на всеукраинском референдуме.

3 плюса и 5 минусов принятого законопроекта о рынке земли

Плюсы

Минусы

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS