Итоги года в АПК: 5 сомнительных побед и 5 безоговорочных провалов

Завершающийся 2021 год сохранил и усилил большинство присущих украинскому аграрному сектору тенденций. Животноводство стагнировало, урожаи росли, чиновники вредили

Украинское сельское хозяйство заканчивает 2021 год так же, как и вся страна – по инерции, с разнонаправленными трендами и с неуверенностью в будущем. За последние 12 месяцев разрыв между успехами, которые демонстрирует растениеводческий сектор, и стагнацией, в которую повергнуто мясо-молочное направление, стал еще больше.

Производство сельскохозяйственной продукции в Украине в январе – ноябре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 16,7%. Весь вклад в положительную динамику обеспечил урожай – производство растениеводческой продукции выросло на 22,7%. Объемы продукции животного происхождения уменьшились за 11 месяцев на 4,7%, причем по всем видам, а внутри категорий показатели падения могут достигать двухзначных значений.

По статистике, производство яиц сократилось на 13,5%, молока – на 5,8%, мяса – на 2%, шерсти на 6,3%.  Согласно данным Ассоциации «Союз птицеводов», Украина впервые за годы независимости в июле – августе этого года импортировала пищевые яйца из Беларуси. Исполнительный директор ассоциации Сергей Карпенко напоминает, что отрасль птицеводства убыточна уже два года, вследствие чего закрылось более 30 предприятий по производству яиц и 9 предприятий по производству мяса птицы. «За два года поголовье сократилось на 11 млн голов. Производство мяса птицы сократилось на 40 000 тонн с начала года. Производство яиц – на 3 млрд штук, что составляет четверть от объема производства в 2020 году», – сказал он. Рекордное уменьшение производства яиц обусловлено в том числе и юридическими проблемами (в самой компании трактуют их как политическое преследование) крупнейшего производителя – холдинга «Авангард» Олега Бахматюка.

Поголовье прочих сельхозживотных на 1 декабря также демонстрирует уже привычные грустные показатели:

Как и в предыдущих периодах, сокращение поголовья происходит преимущественно в хозяйствах населения. По мнению экспертов Ассоциации «Свиноводы Украины», сектор уже прошел точку невозврата и «восстановление поголовья практически невозможно». В части КРС падение ускорилось, считают игроки отрасли, из-за невысокой рентабельности и стресса, вызванного внедрением рынка сельхозземли.

Несмотря на то что АПК остается донором бюджета и основным поставщиком валютной выручки в страну, уровень оплаты труда в отрасли в 2021 году продолжал отставать от среднего по стране.

Так, в Украине средняя номинальная заработная плата штатного работника предприятий, учреждений и организаций в конце осени составила 14 045 грн, а  в сельском хозяйстве, по данным Гостата, в среднем платили только 12 827 грн.

При этом количество занятых в АПК по сравнению с прошлым годом уменьшилось: в октябре в Украине их насчитывалось 421 300 человек против 428 800 в октябре прошлого года. Тенденция угрожающая, чем бы она не была вызвана – реальным сокращением рабочих мест в отрасли или переводом сотрудников в тень.

Mind с трудом сформулировал пять позитивных факторов/событий прошедшего агрогода и – без малейших затруднений – определил полдесятка проблем и угроз, возникших в последние 12 месяцев, причем некоторые из них будут актуальны и в 2022 году. 

Топ-5 достижений 2021 года в агросекторе

Рекордный урожай

Общий урожай в Украине в этом году составил 106 млн тонн, из которых 84 млн тонн пришлось на зерновые и зернобобовые и 22,6 млн тонн – на масличные культуры. Лидером по намолоту зерна является Винницкая область, по урожайности – Хмельницкая.

В разрезе культур также установлено несколько рекордов: пшеницы собрано 32,4 млн тонн, ячменя – 10,1 млн т, кукурузы – 40 млн тонн. Все это исторические максимумы. Основные драйверы сверхвысоких показателей – уникально благоприятные погодные условия и расширение посевных площадей – на 8% под пшеницей, на 4% – под ячменем и на 11% – под кукурузой.

Ежегодно обновляемые рекорды урожаев стали обыденностью последние 10+ лет, так что очередное преодоление недавнего максимума воспринимается как должное. Тем более дурным тоном считается для правительства приобщаться к этим результатам, так как часто отрасль формирует их не благодаря, а вопреки чиновникам. Этот год стал исключением из правила – скорее всего, в силу того, что с другими победами в стране было туго.

Так, у Министерства аграрной политики есть своя трактовка причин рекордного урожая: дело в «инициированной президентом Украины программе «Доступные кредиты 5-7-9».


Рекордный экспорт

Производная от сверхвысокого предложения зерна – рекордные объемы международной торговли. С начала сезона, который стартовал 1 июля, и по состоянию на 15 декабря экспорт зерновых и зернобобовых из Украины достиг 28,7 млн тонн, что на 4,84 млн тонн больше, чем на эту дату прошлого МГ.

С начала сезона также было установлено несколько рекордов помесячной отгрузки. А объем экспорта в ноябре – 6,7 млн тонн (+44% к ноябрю 2020 года) является историческим месячным максимумом за весь период наблюдений. Прогноз экспорта на весь сезон, который дает УЗА – около 70 млн тонн.

Основную часть украинского зернового экспорта в первые пять месяцев сезона обеспечила пшеница – ее доля в общем объеме отгрузок зерновых культур оценивается в 56%. Доля кукурузы составила 23%, ячменя – 18%. Основные покупатели по сравнению с прошлым годом не изменились: Китай, страны Северной Африки и Европейского Союза. 

Отметим, что рекордный экспорт не для всех стал безоговорочным благом. Представители мукомольной и хлебной отраслей заявили о несбалансированной торговле пшеницей – на внешние рынки поставляются высококачественные продовольственные классы, а для украинских потребителей остается фураж. После отказа Минагро зафиксировать в регулирующем экспорт меморандуме лимиты экспорта с разбивкой по классам, Ассоциация мукомолов, Всеукраинская ассоциация пекарей и «Укрхлебпром» отозвали свои подписи под документом. Это произошло впервые за 10 лет и поставило под угрозу функционирование одного из самых эффективных механизмов взаимопонимания на зерновом рынке.


Запуск рынка земли

1 июля 2021 года в Украине стала возможна купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения. Несмотря на то что принятый в марте 2020 года закон устанавливал период для подготовки в 15 месяцев, их оказалось недостаточно.

Рынок открылся с неготовой инфраструктурой и пробелами в теории, которые сделали невозможной практику. В самом затруднительном положении оказались нотариусы, которых Кабмин предусмотрительно сделал ответственными за соблюдение всех условий земельных сделок и их регистрацию.

Однако из-за того, что Госгеокадастр провалил своевременное подключение и предоставление доступа нотариусам к системе Государственного земельного кадастра, первый месяц после запуска рынка юридически сделки было практически невозможны, а цены на услуги единичных нотариусов, готовых их проводить, взлетели до $300–500 за транзакцию.

На конец декабря было заключено 72 367 договоров в рамках рынка земли (эта размытая формулировка позволяет включать в статистику сделки и с ранее неподмараторными землями) на общую площадь 185 000 га.

Наиболее активно земли продаются в Харьковской, Кировоградской, Днепропетровской и Полтавской областях. Средняя цена продажи близка к законодательно установленному минимуму и составляет $1000/га.


Подвижки в государственной программе орошения

Восстановление мелиоративной инфраструктуры определено как Национальный проект до 2024 года.

Застряв на старте во внутрибюрократическом конфликте, связанном с передачей Госводагенства, программа орошения в исполнении Минагрополитики сейчас сводится преимущественно к декларированию будущих побед в этом направлении.

Изначально планировалось запустить пять пилотных проектов мелиорации уже в этом году, потом их количество снизили до трех и наконец в декабре правительство признало, что первый пилотный проект по орошению и мелиорации стартует в 2022 году и охватит 200 000 га в четырех областях. Примечательно, что сообщил об этом Денис Кудин, первый замминистра экономики – его причастность позволяет надеяться, что проект все же сдвинется с мертвой точки, на что сложно было рассчитывать в условиях кураторства Минагрополитики.

Несмотря на вялый старт, важность инициативы переоценить сложно. В Украине насчитывается 5,48 млн га мелиорированных, в том числе 2,17 млн га орошаемых и 2,17 млн га осушаемых земель с соответствующей мелиоративной инфраструктурой. В 2019 году фактически поливалось около 550 000 га сельскохозяйственных угодий.


Техническое банкротство ГПЗКУ

Мы относим этот пункт к позитиву, так как лучше ужасный конец, чем ужас без конца. ГПЗКУ исчерпала свои финансовые возможности и официально признала, что не в состоянии оплатить следующий транш по заключенному в 2012 году кредиту Экспортно-импортного банка Китая. Срок платежа наступает 21 января, сумма – около $96 млн. Денег на счетах недостаточно и взяться им неоткуда. Это, казалось бы, не оставляет другого выбора, кроме реструктуризации и (в идеале) передачи корпорации на приватизацию. Но не в Украине.

Согласно официальным релизам, «проводятся консультации и подготовка проектов изменений договоров между АО «ГПЗКУ» и Экспортно-импортным банком Китая» и идут переговоры с украинскими госбанками о займе, чтобы перекрыть выплату по другому кредиту – китайскому.

Со ссылкой на и. о. председателя правления корпорации Василия Коваленко известно, что правительство приняло решение, что «ГПЗКУ должна оставаться на рынке». Также обсуждается возможность передачи компании земельного банка – предположительно, из числа земель Национальной академии аграрных наук, которую давно хотят «раскулачить».

Напомним, что ГПЗКУ считается одной из наиболее коррупционных и потокогенерирующих госструктур в Украине.

Топ-5 провалов 2021 года в агросекторе

Невосстановимое Минагро

Ситуация с Министерством аграрной политики – грустный, но максимально наглядный пример того, как сложно возродить однажды разрушенную систему.

МинАПП было ликвидировано в 2019 году Кабмином Алексея Гончарука и в конце 2020-го восстановлено – но только юридически. Де-факто же вернуть утраченное за тот год, когда министерство отсутствовало, оказалось невозможно.

Изменения – все к худшему – произошли не только в части полномочий и уровне влиятельности, но даже занимаемой площади – теперь ведомство делит здание на Крещатике, 24 с несколькими департаментами Министерства экономики. Восстановленному МинАПП вернули лишь два из десятка ранее причитавшихся ему ЦОИВов, причем наименее значимые – Горыбагенство и максимально урезанный Госгеокадастр.

Несмотря на все категоричные требования министра АПК Романа Лещенко (представители Кабмина, рассказывая о них, употребляли слово «истерика») передать в его ведение Госпотребслужбу, ведомство так и осталось подчинено Министерству экономики. Уже под конец текущего года к МинАПП присоединили Аграрный фонд – но учитывая печальное состояние последнего и отсутствие какого-либо веса на рынке этот «подарок» выглядит как троллинг.

Некогда функциональное и влиятельное, Минагро представляет сейчас бледную тень самого себя, состоит из двух замов, один из которых де-факто является креатурой главы Минцифры Михаила Федорова и ему и подчиняется, и не в состоянии выполнять сколь-либо значимые и масштабные задачи в силу: а) кадрового голода; б) отсутствия опыта в их решении.

Атмосферу на «аграрных этажах» посетители и коллеги по зданию из Минэкономики описывают как «гнетущую».


Имиджевая катастрофа министра АПК Романа Лещенко

Когда властям нужно переключить внимание общества, для коррекции повестки генерируется максимально громкий информповод – чем более нелепый и глупый, тем лучше.

Выбор героя происходит часто без согласия последнего, по принципу «кого не жалко» или кто достаточно надежно подвешен компроматом, чтобы не иметь возможности отказаться. Есть мнение, что в случае с Романом Лещенко имели место обе характеристики.

18 ноября министр внутренних дел Денис Монастырский заявил, что МВД героически предотвратило покушение на министра АПК, и созвал спешный брифинг по этому поводу. Заказчик – якобы гражданин США Курт Гросанс, на которого Лещенко работал несколько лет назад и который обвинял подчиненного в присвоении денег.

Произошло все это на той неделе, когда вновь начал активно обсуждаться срыв спецоперации по задержанию боевиков ЧВК «Вагнера» и аккурат перед выходом еженедельных ток-шоу, которым услужливо предлагалось поднять на знамя тему покушения взамен «вагнеровской». (Отметим что это не сработало, а эфир «Свободы слова Савика Шустера», на котором выступил бывший глава Главного управления разведки Министерства обороны Украины  Василий Бурба имел Rat, 18+ 2,81 (shr 8,84) и произвел эффект разорвавшейся бомбы).

Сама жертва покушения узнала обо всем, по словам Монастырского, за полчаса до брифинга. Это, в отличие от всего остального, не вызывает никаких сомнений – достаточно было взглянуть на Романа Лещенко, который прерывающимся голосом и с красным лицом лепетал что-то невнятное, а потом и вовсе заплакал.  

Но насмешки – не худшее, с чем может столкнуться чиновник, да и в плане влиятельности фермеру-министру терять было особо нечего. Хуже то, что история с покушением привлекла не очень желательное внимание к биографии Лещенко. Из нее следовало, что: 1) целый министр еще недавно был на побегушках у не самого крупного бизнесмена и 2) обвиняется в краже денег.

Если у главы Минагро и оставались на тот момент какие-то остатки авторитета, то после «покушения» с ними было покончено.


Ценовая лихорадка в пищепроме

По состоянию на ноябрь цены производителей пищевой продукции в Украине выросли почти на 15%. Это «в среднем по палате», в то время как отдельные категории – например, куриные яйца – подорожали в два раза.

С начала года хлеб вырос в цене на 18,9%, молочные продукты на 15,2%, мясная продукция – на 15,4%, сахар – на 20,4%.

Самый резкий скачок произошел весной, а рекордсменом стало подсолнечное масло, цена на которое приблизилась к 70 грн за бутылку объемом 0,9 л. Усиливало диссонанс то, что Украина является наибольшим в мире производителем этого продукта. Производители, объясняя динамику подорожанием семян подсолнечника вдвое и активным экспортом сырья, не без оснований считали свою ценовую политику сбалансированной.

Правительство металось, придумывая ходы разной степени удачности и административной жесткости. В частности, дискутировалась возможность квотирования и лицензирования экспорта масла. Учитывая, что из 6 млн тонн+ произведенного масла только 10% потребляется внутри страны, меру вряд ли можно назвать  адекватной.

Также рассматривалась возможность фиксации стоимости подсолнечного масла и хлеба в формате добровольного закрепления уровня розничных цен, сложившихся по состоянию на 1 марта 2021 года, но этот вариант после долгих консультаций также не был реализован. В итоге весенняя ситуация частично стабилизировалась под влиянием изменений рыночной конъюнктуры и поступлений нового урожая, и на очередной виток цены вновь пошли уже осенью.

Проблема не исчерпана. Производители хлебопекарской продукции предупредили о возможном напряжении на рынке хлеба и роста цен на него уже в январе 2022 года. Причина, в частности, в уже упомянутом неконтролируемом экспорте продовольственной пшеницы, росте цен на нее и необходимости инвестировать в повышение качества муки за счет добавок.


Газовый кризис

Со второй половины лета цены на газ начали стремительно расти. Исторический максимум был достигнут на отметке $1000/1000 куб. м, был благополучно преодолен в сентябре, а к концу года цены побили все возможные мировые рекорды, установившись на уровне близком к $2000/1000 куб. м и переведя все предложение в разряд премиального. Для сравнения: даже во время пиковых газовых войн Украина – Россия предел цен был около $800/1000 куб. м.

Такая стоимость энергоресурсов вывела за грань рентабельности целые сектора производства, в том числе и в АПК.

Наиболее энергоемкие из них – например, производство удобрений и стекольная промышленность –  скорректировали режим работы первыми, существенно сократив производство. Это уже привело к дефициту стеклянной тары, в частности пивных бутылок. Проблема удобрений в полной мере проявится в феврале-марте, когда аграрии начнут делать запасы для весенней посевной и откроют для себя много нового в части количества  удобрений и цены на них.

К концу года газовый кризис на полную мощность проявился в пищепроме. Первыми стали бить тревогу сахарщики, у которых начало сезона сахароварения совпало с ростом цен на энергоносители. В частности, в июне цена за 1000 кубометров газа составляла 11 000 грн, а в октябре в отдельных регионах по предоплате тариф достиг 28 000 грн за 1000 кубометров.

В декабре сдались кондитеры. 27 компаний, входящих ассоциацию «Укркондпром», сообщили о планах полностью или частично свернуть производство сладостей из-за высоких цен на газ. Кондитерские предприятия уже несколько месяцев балансировали на грани рентабельности, и решение об остановке было принято после того как 22 декабря цена газа на бирже пересекла предел в 73 000 грн за кубометр. Для сравнения – в январе его стоимость для производителей составляла 5900 грн.

Еще один сектор, который сказал газовой конъюнктуре «спасибо, не надо» – тепличное производство. По словам президента ассоциации «Теплицы Украины» Евгения Чернышенко, к весне-2022 выживут только пленочные теплицы с примитивными технологиями. А тепличные комбинаты, преимущественно отапливавшиеся газом и электроэнергией, останавливают работу. Как следствие рынок полностью заполнила импортная тепличная продукция теплых стран, не почувствовавших подорожание газа.

Справедливости ради надо отметить, что в любом историческом периоде, при любой власти предприятия промышленности  субсидируются по остаточному принципу. Но в 2021 году украинский Кабмин показательно до последнего не озаботился ничьей судьбой. На сайте Минагропрода нет ни одной новости, посвященной влиянию цен на газ на ситуацию в пищепроме.


«Ресурсный» закон

20 ноября  Верховная Рада приняла  законопроект №5600,  более известный как «ресурсный» закон. Несмотря на то что его называют «антиахметовским», в нем содержится много новелл, касающихся аграрного сектора. В декабре Владимир Зеленский подписал документ.

Законопроект вводит новую систему налогообложения сельхозпроизводителей. Им внедряется «минимальное налоговое обязательство» – сумма налогов, которую каждый собственник сельскохозяйственной земли должен по умолчанию платить в бюджет (около 5% стоимости земли в год).

То есть, если сумма всех налогов (налога на землю, налога на прибыль, единого налога и т. д.), уплачиваемых сельхозпроизводителем, будет меньше МЗП, ему придется доплатить разницу.

Еще одна новация касается налогообложения овощей, выращенных на земельном участке – депутаты обязали уплачивать налог на доходы физлиц (18%) в случае, если полученный от продажи продуктов доход превысит 12 минимальных зарплат, или 78 000 грн.

Также законопроект переводит птицеводство на общую систему налогообложения. Это было бы грандиозной сенсацией, но благодаря взаимоисключающим нормам крупнейший в стране птицеводческий холдинг МХП имеет шанс остаться на «упрощенке».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS