Судьба зернового экспорта из Украины имеет тенденции к улучшению, хотя все еще остается бесконечно далекой от довоенных параметров. Показатель зернового экспорта в июне превысил 2 млн тонн против мартовских 200 000 тонн. Из 25 млн тонн зерна, которые находились в ареоле Большой Одессы 24 февраля, на сегодня экспортировано 5 млн тонн – преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом.
Восстановление инфраструктуры на Дунае и задействование портовых мощностей советских времен позволило частично облегчить экспорт зерна, а освобождение острова Змеиный открыло узкий коридор для прохода судов.
«Учитывая освобождение от российских войск острова Змеиный и скопление большого количества судов в ожидании прохождения по каналу Сулина, возможно использование канала устья Быстрое судового хода р. Дунай – Черное море для захода/выхода судов, перевозящих агропродукцию», – говорится в сообщении Администрации морских портов Украины.
Уже два барже-буксирных состава компании «Краншип» успешно перешли с рейда Сулины к портопункту Килия через устье Быстрое.
По словам аналитика фрахтового рынка «УкрАгроКонсалт» Максима Харченко, сегодня в Украине полноценно функционирует только три порта: Рени, Измаил и Усть-Дунайск. Все они перегружены из-за изначально небольших мощностей. Еще пять украинских портов находятся на неподконтрольной территории, а семь – заблокированы.
Речная гавань, переживающая второе рождение – это порт Рени. Заброшенные в последние 10+ лет, его мощности сейчас расширяются, что позволит частично разгрузить Черное море от судов с украинским зерном.
Тем не менее деблокада Черного моря остается безальтернативным способом вывести объемы экспорта зерна на сопоставимый с прошлогодним уровень. Возможности альтернативных путей экспорта себя практически исчерпали. Кроме того, в ближайшее время внешняя инфраструктура переключится на обслуживание местных урожаев.
Как заявил председатель Комитета Верховной Рады Украины по аграрной и земельной политике Александр Гайду, динамика экспорта украинского зерна может снизиться в ближайшие месяцы, поскольку европейские порты будут загружены из-за активного аграрного сезона в Европе. По его словам, для стабилизации работы аграрной отрасли необходимо решить проблемы с агрологистикой, а именно – наладить пути и изыскать новые логистические коридоры для вывоза с/х продукции.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отмечает, что Украина в нескольких шагах от заключения международного соглашения, которое позволит разблокировать зерновую торговлю, но эти шаги – «самые сложные». «На переговорах между Украиной и россией при посредничестве Турции и Организации Объединенных Наций необходимо проработать ряд логистических деталей, хотя выйти из тупика будет трудно», – сказал он.
Камень преткновения – отсутствие достаточно веских гарантий, что кремль не воспользуется разминированием морских подступов к Одессе. Предполагается, что роль нейтрального транзитера, который возьмется переправить украинское зерно из Одессы в нейтральные воды, возьмет на себя Турция. Разумеется, не бесплатно – по неофициальным данным, эта услуга будет стоить 25% от рыночной цены зерна.
Министр сельского и лесного хозяйства Турции Вахит Киришчи, которого цитируют турецкие СМИ, заявил, что в рамках кампании по разблокировке экспорта Украина предоставит посреднику зерно со значительным дисконтом: «У нас есть соглашение, чтобы дать нам [цену] 25% ниже, чем FOB , – сказал он. – Однако у них есть дилемма по поводу безопасного экспорта продукта. И россия, и Украина доверяют нам одним».
На сегодня в Украине нет сформированной цены FOB, поскольку де-факто нет портов, где она актуальна. Но если принять, что в среднем пшеница на таких условиях поставки стоит 400 $/тонна, то Турция за свои дипломатические старания получит скидку в размере $100 на каждой тонне или $100 000 на каждой тысяче тонн.
По данным народного депутата Анатолия Урбанского, первый тестовый корабль с украинским зерном выйдет из порта Одессы 14 июля. «Мы все надеемся, что все пройдет успешно, и тогда с каждым днем пароходов будет выходить все больше и больше», – отметил парламентарий. Кроме того, сохраняется вероятность создания военного конвоя, который будет сопровождать зерновозы в порты Турции.
Между тем мир продолжает ощущать нехватку украинского зерна. Как заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, антиправительственные протесты на Шри-Ланке, которые привели к бегству президента и отставке руководства страны, косвенно связаны с блокадой украинских портов.
«То, что мы наблюдаем во всем мире, – это растущее отсутствие продовольственной безопасности, которое значительно усугубляется российской агрессией против Украины», – заявил Блинкен, добавив, что война также повлияла на Таиланд, где цены на удобрения «взлетели до небес».