С понедельника по пятницу, 3–7 октября 2022 года, Нобелевский комитет объявлял лауреатов одноименных премий в области медицины, физики, химии, литературы и защиты мира. Их работы пролили свет на жизнь наших архаичных предков, квантовую механику и мировосприятие женщин.
В нынешнем году размер каждой премии составит 10 млн шведских крон ($910 000). Церемония награждения, как и прежде, состоится в день смерти изобретателя динамита Альфреда Нобеля – 10 декабря.
Mind объясняет, кому и за что в 2022 году достанутся самые престижные научные награды.
Лауреат: Сванте Паабо (Швеция)
Формулировка: «за открытия, связанные с геномами вымерших гоминид и с эволюцией человека»
Проявляли ли наши предки 40 000 лет назад жестокий расизм против неандертальцев, потому что они действительно отличались от них? Долгое время считалось, что да. Однако недавно появились доказательства того, что люди разных видов сосуществовали на территории Евразии и заводили совместных детей, в результате чего в каждом из нас 1–4% неандертальца.
Основоположник этих открытий – шведский генетик Сванте Паабо с 1990-х годов исследовал 40-тысячелетние кости ныне вымерших человеческих видов и стал первым, кто расшифровал в них участки ДНК.
В 2010 году Сванте Паабо, по выражению Нобелевского комитета, «добился, казалось бы, невозможного» расшифровкой участков генома неандертальца, так как эта задача считалась невыполнимой из-за плохой сохранности древних останков.
Шведский ученый дал науке основания считать неандертальцев хотя и близким к нам, но все же самостоятельным биологическим видом. Продолжив исследования древних ДНК, Сванте Паабо совершил «сенсационное открытие» еще одного ранее неизвестного вида разумных людей, который получил название денисовцы (Homo sapiens denisovan).
После сравнений древних и современных ДНК выяснилось, что у 6% ныне живущих азиатов есть гены «денисовцев», а каждый европеец носит гены неандертальцев. Это доказало, что в Евразии 40 тысяч лет назад сосуществовали как минимум три независимых нити человечества, которые скрещивались во всех сочетаниях и сплелись в канат.
Лауреаты: Ален Аспе (Франция), Джон Клаузер (США) и Антон Цайлингер (Австрия)
Формулировка: «за эксперименты с запутанными фотонами, установившие нарушение неравенств Белла и положившие начало науке о квантовой информации»
Знаменитые физики Альберт Эйнштейн и Джон Белл сомневались в квантовой механике, в которой коты одновременно и живые, и мертвые, а при натягивании носка из пары на левую ногу второй носок сразу автоматически становится правым, где бы он ни находился. Однако оказалось, что на молекулярном уровне все работает именно так.
Квантовую механику стали воспринимать всерьез после практических экспериментов с запутанными состояниями, когда частицы ведут себя как единое целое, даже когда они находятся на огромном расстоянии друг от друга.
Джон Клаузер в 1970-х годах сумел создать устройство, запускающее одновременно два запутанных фотона и измеряющее их состояния. Ален Аспе в 1980-х сумел доработать это устройство так, чтобы его изначальные настройки не влияли на конечный результат. Третий нобелевский лауреат – Антон Цайлингер придумал, как использовать запутанные фотоны для хранения и передачи информации. Его группа в 1997 году впервые осуществила квантовую телепортацию – переместила квантовое состояние от одной частицы к другой на расстоянии.
Результаты этих экспериментов, как отмечено в пресс-релизе Нобелевского комитета, «расчистили путь для новых технологий», включая сверхмощные квантовые компьютеры и абсолютно защищенные линии связи.
Лауреаты: Каролин Бертоцци (США), Мортен Мельдал (Дания) и Барри Шарплесс (США)
Формулировка: за «разработку методов клик-химии и биоортогональной химии»
Процесс получения химических соединений нередко портит нервы. Молекулы сцепляются друг с другом медленно, неохотно и не так, как нужно. В итоге на выходе требуемого вещества оказывается мало, и его приходится очищать от побочных и токсичных продуктов.
В 2001 году американец Барри Шарплесс показал, что можно быстро и точно соединить две нужные молекулы и испытать от этого такое же чувство удовлетворения, как от «клика» при застегивании багажного ремня. Датчанин Мортен Мелдал тоже обнаружил и описал этот метод «химии по щелчку» независимо от Шарплесса, но опубликовал свою работу на несколько месяцев позже.
Кэролин Бертоцци вывела клик-химию на новый уровень, найдя способ использовать ее в живых организмах. В результате биоортогональные химические реакции сейчас активно применяются для прикрепления флуоресцирующих меток к молекулам в живых клетках, а также для целевой доставки лекарств к раковым опухолям.
Лауреат: Анни Эрно (Франция)
Формулировка: «за мужество и клиническую остроту, с которыми она раскрывает корни отчужденности и коллективные ограничения личной памяти»
Анни Эрно – 82-летний автор автобиографических произведений – получила признание за то, что «храбро» описывала в них свой стыд, унижение, детские психологические травмы, ревность или неумение распознать свое истинное «я».
Начав литературную карьеру в 1974 году, Анни Эрно опубликовала свыше 20 книг, в которых рассказала о своем процессе взросления, о замужестве, о бурном внебрачном романе, об аборте, о раке груди, о болезни и смерти матери.
«В своем творчестве Эрно последовательно и с разных сторон исследует жизнь, отмеченную сильными различиями в отношении пола, языка и классовой принадлежности», – говорится в заявлении Нобелевского комитета.
Переводчица Мария Красовицкая называет книги, в которых Анни Эрно описывает свой болезненный и травматичный опыт, чтивом некомфортным, но полезным, улучшающим самоощущение читателя. Произведения французской писательницы помогают женщинам понять, что они не одни, и что можно чувствовать даже то, что порицается и отрицается. А мужчинам – взглянуть на эту сферу глазами женщин и принять их восприятие с уважением и сочувствием.
Лауреаты: Алесь Беляцкий (Беларусь), «Мемориал» (россия), «Центр гражданских свобод» (Украина)
Формулировка: «они демонстрировали значимость гражданского общества для мира и демократии»
Премию мира за 2022 год разделена на троих между председателем белорусского правозащитного центра «Вясна» Алесем Беляцким, российской организацией «Мемориал» и украинским «Центром гражданских свобод».
Этих представителей трех стран Нобелевский комитет назвал «выдающимися лидерами защиты прав человека, демократии и мирного сосуществования в соседствующих государствах Беларуси, России и Украине», отметив их непрерывные усилия в отстаивании гуманистических ценностей и антимилитаризма.
Алесь Беляцкий, как сказано в пресс-релизе Нобелевского комитета, был одним из инициаторов демократического движения, возникшего в Беларуси в середине 1980 годов. В 1996 году он создал организацию «Вясна» для помощи попавшим в тюрьмы демонстрантам против авторитарного режима Александра Лукашенко. За свою правозащитную деятельность Алесь Беляцкий провел за решеткой с 2011 по 2014 годы и был признан «узником совести». После крупномасштабных протестов 2020 года его снова арестовали и до сих пор держат под стражей без суда.
Организация «Мемориал» была основана в 1987 году советскими активистами для восстановления и увековечения памяти жертв политических репрессий коммунистического режима. После коллапса СССР «Мемориал» стал собирать и систематизировать информацию о политическом угнетении в рф и стал самым авторитетным источником информации о политзаключенных.
«Центр гражданских свобод» был основан в Киеве в 2007 году «для превращения Украины в полноценную демократию путем укрепления гражданского общества и давления на власти». После полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале 2022-го этот правозащитный центр документирует военные преступлений против гражданского населения в Украине, чтобы привлечь виновников этих преступлений к ответственности.
В прошлом году, как писал Mind, нобелевская премия мира была вручена главреду российской «Новой Газеты» Дмитрию Муратову, который отстаивал свободу выражения мнений в россии в условиях усиливающегося авторитаризма.