Кабинет министров на заседании 22 августа принял постановление № 888, которым внес изменения в положение о Государственной налоговой службе (ГНС). Как сообщил постоянный представитель правительства в Верховной Раде Тарас Мельничук, решение Кабмина направлено на то, чтобы привести положение о ГНС в соответствие с законом N 2888-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно платежных услуг» и с законом № 1591-IX «О платежных услугах».
На первый взгляд может показаться, что это формальный документ, который уточняет некоторые полномочия налоговой службы. На деле постановление №888 существенно расширяет права ГНС.
Неприятные новости ждут украинцев, которые привыкли пользоваться электронными деньгами. Теперь налоговая сможет получать данные об электронных кошельках физлиц и о суммах, которые там хранятся, в том числе. К слову, постановление №888 уже действует: оно вступило в силу 25 августа.
Это будет работать на практике, разбирался Mind.
Какие именно полномочия получила ГНС? Фактически, Кабмин внес в положение о налоговой службе три важных изменения, которые связаны со сферой электронных денег и затрагивают операции с ними.
Во-первых, ГНС сможет требовать от эмитентов электронных денег и операторов платежных услуг раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну и тайну поставщика платежных услуг. В рамках раскрытия таких сведений налоговая будет иметь доступ к информации об объеме электронных денег, хранящихся на кошельке конкретного физлица, об обороте по такому кошельку, а также об операциях с электронными деньгами, которую смогут предоставить небанковские операторы платежных услуг.
Во-вторых, ГНС может взимать с небанковских операторов платежных услуг и эмитентов электронных денег пеню за несвоевременное исполнение ими решений суда, решений руководителя органа принудительного взыскания (его заместителя или уполномоченного лица) в случаях, которые касаются уплаты налогов, сборов, обязательных платежей.
В-третьих, налоговая получила право применять штрафные санкции к небанковским операторам платежных услуг и эмитентам электронных денег, которые не уведомили ГНС об открытии или закрытии электронных кошельков, либо начали проводить операции по кошелькам, не сообщив об этом налоговой.
Кто будет делиться с налоговой данными об электронных кошельках? Исходя из постановления Кабмина, ГНС сможет в судебном порядке получать информацию в отношении клиентов двух новых категорий финансовых учреждений.
1. Эмитенты электронных денег. Они предоставляют услуги по выпуску электронных денег, по обслуживанию электронных кошельков и осуществляют платежные операции с электронными деньгами. Выпускать электронные деньги в Украине могут:
К эмитентам электронных денег относятся Укргазбанк, Сенс Банк, МТБ Банк, а среди систем, которые проводят операции с ними – Forpost, «Электрум», «Макси».
2. Небанковские поставщики платежных услуг. Они проводят расчетные операции с использованием различных финансовых инструментов, к которым относятся и электронные деньги. Небанковскими операторами платежных услуг являются:
В число поставщиков платежных услуг входят Укрпочта, NovaPay (платежный оператор «Новой почты»), сервисы UAPay и Portmone.
Для чего ГНС будет собирать данные о владельцах электронных кошельков? По словам юристов, информация, которую фискалы будут получать от эмитентов электронных денег и небанковских поставщиков платежных услуг, упростит для ГНС процесс взыскания налоговых долгов.
Источником покрытия такой задолженности как раз и станут те средства, которые находятся на счетах, открытых у небанковских поставщиков платежных услуг, или средства на электронных кошельках у эмитентов электронных денег.
«В случае необходимости (например, при условии открытого исполнительного производства в отношении налогоплательщика или необходимости обеспечить иск), ГНС сможет осуществить наложение ареста на ценные бумаги и/или средства и другие ценности такого налогоплательщика», – предупреждает Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры».
Каким будет механизм доступа ГНС к электронным кошелькам? Эмитенты электронных денег и операторы платежных услуг будут раскрывать данные о клиентах и их средствах в двух случаях.
Первый – в рамках налоговой проверки. Но при этом ГНС сможет получить ограниченную информацию только о том, есть ли у конкретного физлица электронный кошелек. То есть, никаких подробностей о балансе кошелька, об оборотах и т.д.
Второй – по решению суда. В этом случае налоговики получают доступ к детальным данным: какой объем средств есть на электронном кошельке, какие операции проводил его владелец, в пользу каких контрагентов он осуществлял платежи. Но важно еще раз подчеркнуть, что это лишь по решению суда и при условии, что суд одобрит подобный запрос ГНС.
Какие последствия грозят финансовым структурам, которые не будут выполнять требования ГНС? Согласно нормам Налогового кодекса, к поставщикам платежных услуг и к эмитентам электронных денег могут быть применены санкции:
К чему готовиться владельцам электронных кошельков? Очевидно, что налоговая планомерно усиливает контроль за оборотом всех платежных средств. И теперь электронные деньги попадают в их число.
«Мне кажется, что расширение полномочий ГНС – это продолжение борьбы с уклонением от уплаты налогов, в данном случае в поле зрения налоговиков попали электронные деньги. Кроме того, у фискалов появился дополнительный инструмент для взыскания налоговых долгов», – комментирует адвокат Ростислав Кравец.
Исходя из этого, всем клиентам небанковских операторов платежных услуг и эмитентов электронных денег необходимо понимать, что любой счет или электронный кошелек может быть арестован и использован для принудительного взыскания средств в счет погашения налогового долга. Ровно так же, как это происходит с банковскими счетами.
«Электронные деньги приравнены к обычным (фиатным деньгам. – Mind), что обеспечивает возможность их широкого применения. Поэтому одинаковые требования и процедуры проверки информации уполномоченными государственными органами распространяются на все счета или электронные кошельки, открытые у любого провайдера финансовых платежных услуг», – объясняет Максим Боярчуков.