Не «Big» Data, Marketplace и Sharing Economy: про инновации в логистике
И чем они помогут бизнесу

Компания DHL публикует Logistics Trend Radar – отчет об инновационных трендах, которые оказывают влияние на индустрию логистики. Главными витками направления дорожной карты на 2020–2021 годы стали Big Data, Logistics Marketplaces и Sharing Economy.
Как компаниям оптимизировать операционную деятельность с помощью анализа данных, как крупные игроки создают и внедряют новые бизнес-модели с помощью совместного потребления и почему в цепочках поставок важна централизованность, рассказал Mind эксперт в области логистических инноваций, основатель CoreTeka и WareTeka Александр Исаченко.
Не «Big» Data: почему компании неправильно распоряжаются данными
Все цепочки поставок в логистике состоят из данных. Ежедневно транспортные компании оперируют информацией о том, что везти и куда. Данные в логистике – не просто поля, это возможность управлять ресурсами: трудовыми, временными, материальными.
Компании, которые хорошо понимают, что происходит в их информационных полях, принимают операционные решения лучше. Среди украинских предприятий наблюдается огромная проблема с получением чистых данных, их анализом, формированием управленческих отчетов и решений.
К примеру, некоторые компании устанавливают GPS-трекеры, но пользуются от силы 5% их возможностей: открывают карту и смотрят местоположение транспорта. Основная задача логистики – это быть just in time, ни раньше, ни позже, а GPS – инструмент, который, при правильном использовании, помогает достигнуть цели.
Транспортные компании должны понимать, насколько отлажена цепочка поставки: успевает ли водитель приехать к пункту назначения вовремя, если нет – предупредить получателя и договориться о новом времени. Отдельная задача – анализ эффективности маршрутов, что достигается путем настройки системы роутинга и корректировок направления движения в зависимости от вводных данных. GPS-трекеры нужно «собирать» правильно: настраивать триггеры об опоздании; накапливать данные; принимать решения о проблемных заказах, маршрутах, водителях, контрагентах.
Кто-то может отмахнуться, заявив, что анализировать большие потоки информации – непростая задач. Но в логистике применять понятие «Big Data» нецелесообразно. Что такое «большие» данные? Такая характеристика относится к целым массивам, так называемым Data Lakes, где непонятно, как найти ответы на интересующие вопросы. Несмотря на большое количество данных в логистике, они понятны и хорошо структурированы. Именно благодаря организованности информации отрасль развивается так много лет.
Хороший пример грамотного принятия решений на основе данных – Domino’s Pizza, которая позиционирует себя как курьерская компания, доставляющая пиццу. Они не обещают привезти самую вкусную пиццу, но гарантируют, что заказ приедет к покупателю в течение 30 минут. Компания анализирует спрос вокруг каждой пиццерии, исходя из накопленной информации. Они знают, что в течение 5 минут получат заказ на «Гавайскую» пиццу и уже начинают готовить ее. Если процесс приготовления подходит к концу, а спроса нет, его начинают стимулировать: когда пользователь заходит на сайт, система определяет, в какой геолокации он находится, и отображает специальное предложение. Заказ на доставку формируется за 10 секунд до того, как пицца выйдет из печи. Это не концепция, а уже работающий проект, который был запущен в США в 2018 году.
Sharing Economy: доверие – новая валюта экономики и бизнес-модель
Совместное потребление – социальный тренд, переросший в бизнес. Это модель взаимодействия внутри социума, в котором люди обмениваются ценностями, взамен получая материальную выгоду. Простой пример – библиотека, где можно отдать или обменять книгу.
Эксперты говорят о том, что в ближайшие 10 лет тренд Sharing Economy полностью изменит социальные и экономические парадигмы. Одна из создательниц концепции совместного потребления подчеркнула, что валютой новой экономики станет доверие.
DHL нашла интересное применение Sharing Economy в логистике, создав абсолютно новую бизнес-модель. Ядро компании (около 90%) – заказы, которые выгодно возить, остальные 10% – нецелесообразны, но нужны для предоставления качественного сервиса. DHL нашли решение проблемы: создали Saloodo!, сервис грузовых перевозок с верифицированными компаниями, которым можно отдать заказ на субконтракт. Эта история о том, как компания не могла выполнять свои обязательства в рамках кризиса, но оптимизировала процессы и создала новую поддерживающую модель для основного бизнеса.
Marketplace: почему важна централизованность
Cвязь Marketplace и Sharing Economy открывает новые интересные бизнес-модели.
В 2013 году один из топ-менеджеров Microsoft открыл в США платформу Flexe, которая помогает арендатору мгновенно снять склад под запрос без лишней бюрократии, а собственнику склада – сдать свои пустые площади на короткий или долгий срок. Сервис положил начало новой бизнес-модели в США и привлек $42 млн инвестиций за прошлый год.
Платформа Flexe стала конкурентом быстрой национальной доставки Fulfillment by Amazon. Они позиционируют себя так, что стоимость доставки и хранение на 30–50% меньше, чем в Amazon. Flexe позволяет брендировать посылку, то есть делать ее от себя, чего не позволяет Amazon. Amazon доставляет свои коробки. Flexe подключили порядка тысячи складов по США, они будут развиваться на этом рынке.
В Украине существует достаточное количество Marketplaces, которые решают проблему транспортировки товаров, гарантируя безопасное сопровождение сделки. Но что касается систем управления склада, на данный момент у нас нет большого централизованного игрока, как, например Flexe.
Сейчас есть три инструмента, которые позволяют найти или сдать склад: бесплатные доски объявлений, сарафанное радио или брокеры. Первая проблема в том, что единой базы всех складов не существует. Вторая – сложность сравнения, проверки и контроля информации. Например, предприниматель заходит на бесплатную доску объявления, звонит по указанному номеру, но оказывается, что недвижимость есть, но склада класса А нет. Выбор склада – долгая процедура, которая начинается от выяснения возможности товарного соседства и заканчивая сезонностью.
Понимая эту проблему, мы с командой запустили платформу WareTeka. Платформа позволяет найти склад или партнера, который сможет помочь решить задачи по складской логистике.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решения своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
- войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].