Удачный старт: почему пандемия – трамплин для взлета новых бизнес-идей
Как начать новое дело во время кризиса

Начать свой бизнес? Сейчас? А как же локдаун, финансовый кризис, ограничения пандемии? Может стоит переждать, пока все закончится? А вот и нет!
Учитывая все большую вероятность глобальной рецессии, многие предприятия делают все возможное для адаптации и надеются пережить шторм. Но для ловких предпринимателей, стремящихся к инновациям, это – идеальное время для начала собственного бизнеса. Поэтому, если вы задумываетесь над тем, как будет выглядеть ваша жизнь после карантина, не исключайте того, что вы станете сами себе боссом.
Как начать свой бизнес в период кризиса и почему стоит попробовать именно сейчас, рассказала Mind резидент платформы Reactor.ua Ульяна Киричук.
Можно ли начать успешный бизнес во время кризиса?
Да! Некоторые из крупнейших мировых компаний начали свою деятельность во время рецессии. Экономический спад может создать ряд неожиданных возможностей для предпринимателей, которые стремятся к инновациям. Вот несколько примеров от известных брендов.
- Бургер Кинг. В 1950-х годах, после того как корейская война снизила экономику США, два брата в Луизиане решили, что американцы нуждаются в быстром и доступном питании. Уже обустраивая собственную бургерную, они максимально заинтересовали общественность своим продуктом. И быстро масштабировались, продавая франшизы своего бизнеса. Остальное – вкусная история.
- FedEx. Это настоящая история успеха стартапа. FedEx начал свою деятельность как университетский проект Фреда Смита во время депрессии 1969–1971 годов и превратился в бизнес с доходом почти $7млрд.
- Microsoft. Этот глобальный технологический гигант начал свою деятельность в 1975 году, в период высокого уровня безработицы, роста инфляции и стагнации ВВП в Америке. Хотите повторить успех миллиардера Билла Гейтса? Тогда сейчас самое время.
- General Motors. GM не стартовал во время рецессии, но она стала толчком для развития компании. В начале 1900-х годов основатель использовал экономическую неопределенность, чтобы скупить небольшие производственные объекты, боровшиеся за выживание, и таким образом построил свою империю.
Рецессия – благоприятное время для начала бизнеса?
Да! Существует масса причин, почему рецессия на самом деле может быть полезной для стартапов. Не каждый бизнес добьется успеха в нынешнем климате финансовой неопределенности, впрочем, как и в любое другое время. Но вот несколько причин, почему спад может быть хорошей возможностью для стартапов.
Пять аспектов в пользу нового бизнеса в период «шторма»:
- Неотвратимость перемен стимулирует инновации. Говорят, что неотвратимость – это основа для новых открытий и изобретений, и это особенно актуально во время финансового спада. Спад вызывает проблемы, для решения которых люди нуждаются в инновационных решениях. И коронавирус вызвал очень специфический набор проблем, которые стартапы могут решить. Нынешняя пандемия вызвала шквал инноваций: малый бизнес заполняет пробелы, оставленные большим бизнесом (например, местные доставки еды, когда супермаркеты не могут удовлетворить спрос), а инновации в бизнесе генерируют новые услуги (например, онлайн-курсы). Стартап-бизнес является инновационным, он быстро приспосабливается к потребностям и вызовам, которые появляются каждый день – именно то, что нужно миру сейчас.
- Финансовые ресурсы становятся доступными. Это может показаться неинтуитивным, но экономическая неопределенность создает прекрасную среду для поиска финансирования. Процентные ставки ниже, то есть займы более доступны. А сообразительные инвесторы используют спад, чтобы получить больше за свои деньги, инвестируя в стартапы, не имеющие достаточно ресурсов для развития.
- Возможность привлечения талантов. Печальным фактом пандемии является то, что много ценных работников и специалистов остаются без работы. Для них это, конечно, плохая новость, но для предприятий – хорошая, ведь они могут воспользоваться и привлечь в проект талантливых специалистов, которые обычно недоступны. Фрилансеры также являются прекрасным источником гибких ресурсов во время спада. Проще говоря, вы можете нанять лучших людей за приемлемую оплату, а также привлечь их к созданию вашего бизнеса.
- Конкуренция снижается. Многие предприятия оказываются в условиях низкой конкуренции, поскольку конкуренты пытаются восстановить работу после пандемии. Те, кто способен внедрить инновации или привлечь дополнительное финансирование, чтобы пережить шторм, точно окажутся в топе, когда рынок снова нормализуется.
- Время пересмотреть договоренности. Поскольку многие предприятия активно ищут новые заказы, сейчас настало время для переговоров о лучших условиях и низких ценах. Если вы сами находитесь в хорошем положении, сейчас может быть время приобрести другие предприятия или их активы, если они решили прекратить свою деятельность – как это сработало в General Motors.
Какие бизнес модели лучше всего подходят для стартапа во время пандемии?
Существует определенная тенденция в типах предприятий, которые сейчас открываются и процветают – хотя и в условиях пандемии, а не рецессии (пока). Все они демонстрируют четкое осознание, что необходимо потенциальным клиентам.
Лучший бизнес, который стоит начать во время пандемии:
- доставка еды;
- услуги мелкой экспресс-доставки;
- подарки и предметы роскоши;
- интернет-обучение;
- интернет-продажи;
- специализированные, доступные и понятные сервисы вроде аутсорс-бухгалтерии или IТ-разработки.
Преимущество этих предприятий состоит в том, что нет никакой причины, чтобы они не продолжали успешно работать, когда все закончится. Хотя после завершения пандемии некоторые элементы жизни нормализуются, предприятия, удовлетворяющие потребности и превосходящие ожидания клиентов, могут рассчитывать на постоянный успех в будущем.
Будьте смелыми, сообразительными, а главное – достаточно быстрыми, чтобы не упустить свой шанс и использовать все возможности новой реальности!
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами; войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.