Ход на опережение: для чего украинскому бизнесу развивать инновации
И как не напортачить на старте

Мир стремительно меняется. Если раньше достаточно было оставаться в тренде, то сейчас необходимо тренд предсказывать, а лучше – опережать. Это справедливо как для бизнес-среды в частности, так и для стран в целом. Именно поэтому инвестиции в развитие, в технологии будущего, в инновации – это то, что определяет вектор и скорость развития. А также место и роль компании или страны на карте будущего.
Украинский бизнес берет курс на инновации. Тон задают большие компании – лидеры в своем секторе. Они подходят к внедрению высокотехнологичных новшеств системно и масштабно, создавая специальные департаменты, которые должны обеспечить место компании в мире через годы. Борьба за будущее уже идет.
Директор департамента инноваций агрохолдинга МХП, резидент Reactor.ua Николай Такзей специально для Mind рассказал, зачем бизнесу инвестировать в инновации, как это сделать правильно и почему хаос – не самая лучшая среда для прорывных идей.
Инновации – это уже давно не вопрос выбора, а необходимость. Не существует единственно правильного рецепта – создавать инновации самим или искать на рынке. Например, когда открывался глобальный инновационный центр для Philip Morris International в Тель-Авиве (Израиль – одна из топовых инновационных экосистем), моя работа была сфокусирована на скаутинге – поиске технологичных решений вовне компании. И стало очевидным, насколько сложно приживаются инновационные решения извне, когда внутри компании бизнес идет «как обычно».
Именно поэтому в МХП мы решили создать Департамент инноваций – своеобразный спецназ, работающий по принципу «проактивность + скорость + сотрудничество». Эта команда курирует как разработку инноваций внутри компании, так и поиск технологий, партнеров и инновационных решений на глобальных рынках. Главное – мы не изолируемся в «башне из слоновой кости», а постоянно находимся в контакте с коллегами.
Что такое инновации и как они работают?
Существует мнение, что инновации – хаотичный неорганизованный процесс, в котором рождаются идеи. В действительности все выглядит иначе. Наш процесс управления инновациями включает в себя принципы дизайн-мышления, методы гибких подходов – Agile, SCRUM и т. д. Мы отслеживаем массу идей, процессов и событий – от тех, которые проявляются внутри компании, до общемировых трендов.
Приведу наглядную аналогию, согласно которой есть «компании-бункеры» и «компании-локаторы». Если «компании-бункеру» удалось один раз чего-то достичь, она держится за этот опыт всю оставшуюся жизнь (зачастую недолгую, особенно в таком динамичном мире, как наш). «Компания-локатор», напротив, постоянно следит за трендами, сигналами, изменениями.
Если мы говорим, например, о коронакризисе и вызванном им локдауне, то они не привнесли новых трендов. Скорее они вынесли на поверхность те факты, которые многие «компании-бункеры» постоянно игнорировали. Это вопросы доставки, удаленной работы, «надомного» офиса, новых способов общения и досуга.
Почему инновации иногда проваливаются?
Главная причина фейлов с внедрением инноваций – неопределенность главы компании. Если СЕО колеблется и использует фразы типа «давайте попробуем», «возможно» и т. д., фиаско не избежать. Но случается еще ряд ошибок, которые приводят к торможению новаторских идей. Назовем главные из них.
Первая ошибка – это когда компании вообще не задаются вопросом, зачем им на самом деле инновации. Они плывут по течению, используя принцип: есть у конкурентов, пусть будет и у нас. Это путь в никуда.
Вторая ошибка связана с неверием в инновации (или недоверием) топ-менеджмента. Будучи стратегически важным направлением, инновации требуют вовлеченности CEO и других лидеров компании.
Ошибка номер три проявляется в отсутствии четкого и проработанного процесса инноваций, о чем говорилось выше. Четвертая ошибка – попытки замахнуться на что-то глобальное. Каждая компания должна соблюдать баланс между быстрыми победами и долгосрочными проектами.
Возвращаясь к МХП, могу утверждать, что портфель компании сбалансирован. 60–70% инновационных проектов реализовываются уже сегодня, 30–40% материализуются в последующие годы. И количество таких долгосрочных проектов будет расти из года в год. Мы амбициозны, одновременно отдаем себе полный отчет в собственных возможностях и имеющихся сегодня ресурсах.
Наконец, пятая ошибка состоит в игнорировании привлечения к инновациям внутренних ресурсов и клиентов. То есть когда используется подход «закрытой лаборатории», оторванной от той реальности, в которой живет вся остальная компания.
Какими качествами должны обладать «проводники» инноваций?
Нынешняя наша команда наполовину состоит из сотрудников, прежде работавших в других направлениях холдинга. Вторая половина пришла извне. В большинстве своем это люди, имеющие опыт работы в международных компаниях, но сменившие со временем профиль на стартапы, где они сами себе хозяева. По сути, все наши сотрудники не только обладают очень серьезными знаниями, но и наполнены предпринимательским духом.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
- войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].