Discuss Discuss
Под микроскопом: почему лидерам важно воспитать ученых в команде

Под микроскопом: почему лидерам важно воспитать ученых в команде

Или как запуск научного процесса укрепляет «имунную систему» организации

Цей текст також доступний українською
Под микроскопом: почему лидерам важно воспитать ученых в команде

С изменением мира изменился бизнес и подходы к его организации. Учитывая необходимость и желание выжить в сложных условиях, важно найти волшебный «рецепт», который поможет воплотить задуманное. Независимый консультант по вопросам бизнес-инноваций, резидент Reactor.ua Павел Пластовец рассказал Mind, почему лидерам важно воспитывать ученых в команде, или как запуск научного процесса укрепляет «иммунную систему» организации.

Что сейчас происходит?

Адаптивность организаций в 21-м веке стала одной из ключевых бизнес-задач. Только задумайтесь на минутку – более трети компаний из списка S&P 500 образца 2005 года уже даже не существуют сегодня: 163 из них разделились или слились с гигантами, а 16 вообще обанкротились, как, например, всем известные Lehman Brothers, General Motors и Kodak. Такая текучесть гигантских компаний индекса – результат быстрого развития новых технологий, постоянного изменения потребительских предпочтений и трансформации существующих бизнес-моделей.

Пандемия COVID-19 только ускорила эти тренды. И сейчас организации, не умеющие адаптироваться, не умеющие быстро реагировать на проблемы и системно их решать, сильно теряют свои рыночные позиции или просто исчезают. Украинские компании не являются исключением. Только в 2020 году среди 100 самых дорогих брендов Украины появилось аж 15 новых компаний. 

Поэтому, по данным исследования Всемирного экономического форума, работодатели считают, что 5 из 10 необходимых для работников навыков связаны именно с умением системно решать проблемы в бизнесе.

В чем же проблема?

Давайте разберемся, почему украинские компании пока не привыкли решать проблемы системно. Есть две ключевые причины, почему это происходит. Первая – это отсутствие культуры, вторая – незнание процесса.

Культура

В нашей бизнес-культуре проблемы ошибочно ассоциируются с негативом. У нас считается, что в проблемах всегда виноваты люди, и их всегда наказывают за это. Это приводит к тому, что в компаниях проблемы часто скрывают, чтобы не получить минус в «карьерную карму». А отсутствие проблем в бизнесе – это сама по себе очень большая проблема. Организации, которые не фиксируют проблемы и не имеют системного подхода к их решению, перестают развиваться, а соответственно они становятся не интересными ни своим клиентам, ни лучшим работникам.

Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!

Надо помнить, что в 98% случаев в проблемах виноваты организационные системы, а не люди. А сами проблемы для бизнеса – это всегда возможности для роста.

Проблемы – это драйверы идей и креативности в бизнесе. Поэтому каждый работник в компании должен быть заинтересован в том, чтобы их видеть, измерять и уметь решать.

«Каждая проблема, которую я решил, стала правилом, которое помогло мне решить другие проблемы» – Рене Декарт. Если перефразировать высказывание известного философа, то каждая проблема, которую решает организация, создает новый стандарт, который помогает ей решать следующие вызовы.

Процесс

Для системного решения проблем в бизнесе уже давно существует лекарство. Это научный метод. Он называется цикл «PDCA» («Plan-Do-Check-Adjust» – «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй»). Принципы и суть цикла были описаны еще в 1931 году инженером Уолтером Шухартом. Далее цикл популяризировал известный американский экономист Эдвард Деминг. В 1944 году Деминг успешно использовал этот метод при работе с Вооруженными силами США. Результат – существенное сокращение дефектов военного производства и ускорение операций.

В 1950-х годах цикл PDCA добрался до Японии и очень понравился изголодавшимся по доходам компаниям по производству электроники и автомобилей. Этот метод позволил повысить качество японской продукции, и уже в 1970-х годах компании с Востока начали доминировать на западных рынках.

Цикл PDCА – это научный процесс в бизнесе, основанный на данных и постоянных экспериментах. В 20-ом веке научный процесс совершил революцию в области качества продукции, а в 21-ом веке цикл «Деминга-Шухарта» начал совершать революцию в сфере управленческих инноваций. Он лежит в основе популярного сегодня agile и дизайн-мышления. Эти методики работы сейчас успешно используют крупнейшие компании в мире от Apple и Amazon до P&G и General Electric.

Но этот процесс пока не изучают в наших университетах, а в бизнес-школах не до конца раскрывают его потенциал. Это приводит к тому, что почти в каждой компании руководители лечат симптомы проблем, а не их причины и часто наступают на одни и те же грабли, мало чему учатся и начинают каждый год с «чистого листа».

Что с этим делать?

Выход есть! Он лежит в плоскости работы с культурой и запуска в компании научного процесса.

Для начала руководители должны изменить свое отношение к проблемам и начать воспринимать их как сигналы для развития бизнеса и себя лично.

Культура ученых

Поняв истинную ценность проблем, руководителям будет легче воспитывать в своих командах настоящих ученых. Для этого им необходимо культивировать в людях три ключевых навыка: объективность, любознательность и креативность.

Объективность – это о том, что необходимо принимать решения на основе данных. Причем данные должны быть как количественными: ключевые показатели эффективности или метрики процесса, так и качественными: обратная связь от коллег-партнеров и клиентов.

Руководители и их команды должны постоянно мерить то, что они делают, составлять предположения относительно ожидаемого результата и постоянно анализировать причины его расхождения с реальностью.

Процесс: Результатом проявления объективности в компании есть стандартный процесс принятия любого решения в команде, базирующийся на объективных данных, а не субъективных мнениях. И этот процесс – PDCA.

Любознательность – почему вещи происходят именно так, как происходят? Это понимание того, что для решения любых проблем необходимо всегда разбираться в деталях: «Где?», «Что?», «Когда?», «Как», «С кем?» и «Почему?» происходит та или иная проблема. Умение задавать правильные вопросы и внимательно наблюдать дает возможность лечить истинные причины проблемы, а не ее симптомы.

Процесс: Регулярно проводите с командой рабочие встречи, посвященные анализу проблем, с использованием диаграммы «Парето», диаграммы «Ишикавы» и инструмента «5 почему?», и результат не заставит себя долго ждать.

Креативность – это об умении генерировать новые идеи и изменять предположения. Правильно сформулированная проблема – это уже более половины решения. Стимулируйте команду находить истинную причину проблемы, чтобы не заниматься постоянным «тушением пожаров».

Если после проведения эксперимента вы не получили ожидаемый результат, не расстраивайтесь, проанализируйте, почему так произошло, измените гипотезу или ищите другую причину. Не воспринимайте такие результаты экспериментов в качестве неудач – это обычный учебный процесс, который помогает вам собирать данные. Чем больше данных – тем мудрее будут ваши будущие решения.

Процесс: регулярно организуйте встречи для оценки полученных результатов работы и ее корректировки. Создайте книгу учета своих идей и экспериментов. Документируйте в ней все идеи, данные экспериментов и выводы, которые вы делаете после каждого рабочего периода. Эта книга позволит вам не повторять ошибки, обеспечит сохранение опыта и станет библиотекой старых и источником новых идей.

Как применять научный подход?

Необязательно иметь ученую степень, чтобы научно и системно решать проблемы в бизнесе. Руководителям достаточно постоянно учить своих людей объективности, любознательности, креативности и самому следовать научному методу.

Научите своих людей использовать современные адаптивные и креативные методологии:

  • Дизайн-мышление – позволит вам постоянно создавать новую ценность для ваших клиентов;
  • Бережливое производство – позволит системно минимизировать потери клиентской ценности в бизнес-процессах;
  • Agile – позволит организовать работу команд таким образом, чтобы всегда приятно удивлять клиентов и кайфовать от быстрого производительного командного взаимодействия.

Пандемия очень ослабляет иммунитет современных компаний, однако вакцина существует. Это – научный подход к решению бизнес-проблем.

Помните, что сегодня мастерство в решении проблем – это навык №1 в мире, которым необходимо овладеть всем менеджерам, чтобы иметь возможность не только управлять ресурсами в определенных пределах, но стать настоящими лидерами и определять новые границы как для себя, так и для бизнеса.