Discuss Discuss
Разложить по полочкам: тренды рынка скалдской логистики в 2021 году

Разложить по полочкам: тренды рынка скалдской логистики в 2021 году

Какие инновации помогут управлять складом

Цей матеріал також доступний українською
Разложить по полочкам: тренды рынка скалдской логистики в 2021 году
Фото: pixabay

С началом пандемии сегмент складской логистики ощутил большую нагрузку: склады были переполнены, а потребительский спрос – волатилен. Под конец 2020 года ситуация стабилизировалась, но теперь компании вынуждены подстраиваться под новые реалии. Александр Исаченко, основатель компаний CoreTeka и WareTeka, резидент Reactor.ua, рассказал Mind, как будет функционировать складская логистика в 2021 году и какие инновации помогают компаниям противостоять кризису.

Запасы «на всякий случай»

До пандемии коронавируса большинство компаний использовали метод управления запасами Just-In-Time («точно в срок»). Его суть заключается в том, что товар поступает именно тогда, когда он нужен для производства. Благодаря методу Just-In-Time бизнес снижал затраты на содержание складских площадей.

Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!

Однако пандемия коронавируса сыграла злую шутку с отточенной системой. Закрытие границ и фабрик привело к дефициту материалов. Как следствие, поставки готовых продуктов сократились, а цены на них выросли. Даже такие компании, как Apple и Ford пострадали от отсутствия запасов. Как отмечает издание The Guardian, в мире наблюдается дефицит полупроводников. Так, Apple была вынуждена отменить выпуск iPhone 12, а Ford заявила, что может потерять до $2 млрд прибыли.

Мировые цепочки поставок не успели восстановиться после пандемии, как произошел новый удар – контейнеровоз Ever Given сел на мель и заблокировал Суэцкий канал. По данным Business Insider, это могло стать причиной дефицита повседневных товаров и мебели. Известно, что на судне находилось более 100 контейнеров компании Ikea. Также пострадали бренды H&M, Nike, Unilever, которые перевозили товары с Maersk.

Компании вынесли уроки и перешли от модели планирования запасов Just-in-Time к Just-In-Case («на всякий случай»). Чтобы избежать нехватки товаров в будущем, производители начнут создавать «страховые запасы». Потребность в складских помещениях будет расти.

Какие инновации помогают контролировать запасы на складах. Big Data Analytics – тренд, который надолго останется в складской логистике. Используя большие данные, можно моделировать процессы и прогнозировать потребности производства.

Сейчас многие логистические провайдеры в том числе и в Украине внедряют на своих складах технологии Big Data. Например, компания Zammler разрабатывает Logistics Management System, которая должна объединить TMS, WMS, CRM, GPS и системы безопасности, собирая большие данные для разных целей.

Складской аутсорсинг – путь к расширению географии присутствия

Чтобы избежать сбоев в цепочках поставок и обеспечить быструю доставку конечному потребителю, компании стараются диверсифицировать свои складские мощности – расширить географию присутствия. Однако создание серьезной складской инфраструктуры требует времени и больших финансовых затрат.

Все больше предприятий передают аутсорсинг складской логистики 3PL-операторам. Компании, которые занимаются контрактной логистикой профессионально, обладают широкой сетью складов в разных регионах.

Согласно исследованию Shopify, из-за резкого скачка в развитии сегмента электронной коммерции, спрос на большие центры выполнения заказов среди онлайн-ритейлеров вырос на 51%. Чтобы наладить свои складские сети, компании сотрудничают с 3PL-операторами. В отчете говорится, что благодаря такой тенденции рынок контрактной логистики вырастет практически вдвое и составит $408 млрд уже в первой половине этого десятилетия.

Как инновации помогают масштабировать складскую инфраструктуру и подбирать логистических провайдеров. Поскольку спрос на склады и услуги контрактной логистики растет, во всем мире развивается технологическая бизнес-модель Warehouse-As-a-Service, основанная на экономике совместного потребления. Они объединяют всех участников рынка «в едином окне».

Например, у логистического провайдера есть свободные площади, которые он хочет передать в пользование, в то же время ритейлер ищет дополнительное пространство для хранения. Платформа объединяет две стороны: логистический провайдер получает дополнительную прибыль, а ритейлер – столько места, сколько ему нужно для хранения товаров на данный момент.

Складские платформы активно развиваются на европейском рынке. DHL Spaces, Waredock, Deliverr – лишь малая часть примеров реализации такой бизнес-модели. 

Обрабатывать больше заказов

В 2020 году количество онлайн-заказов побило все рекорды. По прогнозам, тренд на онлайн-шопинг еще долго останется в приоритете. Но с развитием электронной коммерции компании ощущают повышенную нагрузку на склад.

Например, для того чтобы обрабатывать заказы «Нова Пошта» использует 3 логистических терминала – Киевский, Хмельницкий и Львовский. Их общая пропускная способность под конец 2020 года составляла почти 50 000 грузов в час.

Однако компания пошла еще дальше. В январе 2021 года «Нова Пошта» запустила вторую очередь Киевского инновационного терминала (КИТа). Благодаря этому один только КИТ может обрабатывать до 50 000 посылок в час, а общая пропускная способность составила почти 80 000 грузов за час.

Поскольку требования потребителей к срокам доставки растут, скорость обработки заказов на складе становится конкурентным преимуществом.

Как инновации помогают повысить продуктивность склада. Один из главных трендов складской логистики – это автоматизация. Самый яркий пример внедрения таких решений – компания Amazon. Ее роботы способны выполнить рутинную операцию за 15 минут, в то время как человеку понадобится более часа на аналогичное действие.

Автоматизация – это дорогостоящее решение, которое могут позволить только большие компании. Но и в Украине его активно внедряют на складах. Так, недавно крупный дистрибьютор автозапчастей OMEGA совместно с поставщиком решений для автоматизации склада KAPELOU начали внедрять AGV-сортировку.

Согласно информации KAPELOU, на складе OMEGA ежедневно обрабатывают около 16 000 товарных позиций, большая часть из которых – мелкоштучная продукция. KAPELOU разработал складских роботов для сортировки с учетом потребностей. Они способны обрабатывать до 8000 грузовых единиц в час и перемещать грузы весом до 5 кг. Это первый подобный проект в Украине.

В условиях пандемии складская логистика должна развивать гибкость в процессах – уметь прогнозировать, выстраивать партнерские отношения и ускорять работу. Ведь выживает не самый сильный, а тот, кто умеет приспособиться.