О звездах Michelin говорят уже более ста лет. Их история началась с того, что в начале ХХ века Андре Мишлен – глава компании, занимающейся выпуском шин, – решил помочь автомобилистам и издал справочник. В нем был перечень автостоянок, СТО, отелей и различных кафе. Первые звездочки возле названий кафе означали всего лишь высокие цены.
Найти этот справочник можно было на автомобильных заправках. С годами он становился все популярнее, и через 30 лет концепцию немного изменили: с тех пор и по сегодняшний день принята трехзвездочная градация уровня ресторанов. Но получить даже одну звезду Michelin заведениям не так уж и просто. Дима Борисов, бренд-шеф и собственник «Семьи ресторанов Димы Борисова», рассказал Mind о том, почему в Украине до сих пор нет ресторанов с мишленовскими звездами, и каковы шансы, что они появятся.
В Украине нет ресторанов со звездами Michelin, потому что в Украине нет дорог. А поскольку нет дорог, то здесь не продается 1 млн покрышек Michelin в год. А это важное условие, при котором французский производитель шин начинает издавать свой красный гид по автодорогам в той или иной стране, где эти рекомендации – звезды – присуждаются отелям, кафе и ресторанам.
Гид – это ни что иное, как маркетинговый инструмент производителя покрышек, который придуман сто лет назад только для того, чтобы стимулировать автомобилистов больше ездить на машинах между городами, быстрее изнашивать покрышки – и покупать новые.
В ежегодном «Красном гиде Michelin» представлены тысячи и десятки тысяч отелей, кафе, баров и ресторанов. Интересные заведения, где неплохой сервис, хорошая еда и относительно чисто в туалете (если он есть) – отмечены звездами.
Привлекательность заведений, согласно звездам Michelin, оценивается так:
Ресторанам не рекомендуется в своих рекламных материалах акцентировать внимание мишленовских звездах. Эта информация предназначена только для «Красного гида Michelin», где можно узнать о наличии звезд у ресторана, купив этот путеводитель в книжной лавке.
Звезды и рекомендации присуждаются только ресторанам, а не шеф-поварам. «Мишлен» – это не высокая кухня. Это обычные рестораны, которые часто уступают по уровню обслуживания и качеству еды многим киевским ресторанам. И это при том, что в Украине отсутствует ресторанная школа как таковая. Молодым поварам не у кого учиться, им приходится выезжать на обучение в другие страны.
В ближайшие годы, очевидно, украинская гастрономическая культура продолжит развиваться. Если раньше основной задачей было оторвать украинцев от плиты, вывести из дома в город – в ресторан, в кафе, то сейчас главный вопрос – вытащить украинца из суши-пицца-кальян-караоке грузинского-ресторана. И привести в рестораны современной украинской кухни.
Кроме того, в Украине слабо развит туризм. В противном случае было бы больше качественных мест. Украинцы скоро станут более «европейскими» – полюбят национальные заведения. Как испанцы ходят в испанские рестораны, французы – во французские брассерии, так и украинцы выйдут из пиццерий и суши-баров – и начнут любить и ценить свое.