Цены на продукты питания в Украине выше цен в соседней Польше иногда вдвое и даже больше. Причины разные: для курятины – монополия в производстве мяса птицы, для свинины – себестоимость, которая сейчас является одной из самых высоких в мире.
Гендиректор Центра повышения эффективности в животноводстве Николай Бабенко специально для Mind объясняет, почему себестоимость производства свинины в Украине достигает таких высоких показателей (одна из самых высоких в Европе), как исправить эту ситуацию и почему государство не обращает внимания на проблемы отрасли.
Несмотря на низкую стоимость ресурсов и рабочей силы, в Украине держатся высокие цены на продукты питания. Например, стоимость курятины почти вдвое выше, чем в соседней Польше, и держится на таком уровне, несмотря на то что львиная доля бюджетных дотаций, как бы они не назывались на протяжении всех лет, доставалась птицеводам. Но благодаря дотациям эта отрасль стала успешной.
Конкурентоспособность бизнеса обеспечивает лишь низкая себестоимость. Украинские производители курятины – одни из самых эффективных в мире: себестоимость 1 кг живой птицы в Украине на уровне с Бразилией – 0,65 евро (20–22 грн) без НДС. А высокая цена на розничную курятину в Украине гарантирует им высокую прибыль. Для сравнения: куриные четверти в Украине стоят от 40 грн/кг, а в той же Польше – от 20 грн/кг (в пересчете).
Читайте также: Впереди только Бразилия: почему украинцы пренебрегают свининой ради курятины.
Так же часто свиноводов упрекают за высокие цены на свинину. Но причины этого явления заслуживают особого внимания. «Отечественные свиноводы работают в ноль, а то и в минус», – с таким заголовком появилась информация на сайте ассоциации «Свиноводы Украины». Согласно данным ассоциации, средний показатель себестоимости производства свиней в 2018 году по стране составлял от 37 до 41 грн. В 2019 году себестоимость свинины в таких производителей уже выше. А цена на живых свиней держится на уровне 40 грн за 1 кг.
Так сложилось, что, продавая партию свиней мясокомбинату, свиноводы обычно не знают ее себестоимости. В феврале, когда будут сведены все расходы и доходы за 2018 год, может оказаться, что выращивание свиней вообще было убыточным.
В птицеводстве короткий производственный цикл: он составляет 42 дня, следовательно, за год птицефабрика может пройти больше шести циклов. Для свиноводства норматив выращивания – 175 дней, то есть два цикла в год. При этом на свинокомплексах одновременно содержатся разновозрастные и разновесовые животные, часто в одних и тех же помещениях. Контролировать такой бизнес сложнее.
К тому же много лет на рынке не было программы для технологического управленческого учета с контролем себестоимости выращивания свиней в реальном времени. Сейчас уже есть программы, которые обеспечивают легкий и точный контроль выращивания свиней и себестоимости в реальном времени. Это особенно важно для нашей страны с нестабильными ценами на мясо, корма, ветпрепараты и энергоносители, а также с «творческим» курсом национальной валюты.
Фактическая себестоимость свинины на уровне 37–41 грн очень высока и является разрушительной для отрасли.
Но нормативная себестоимость (которая состоит из подсчета всех расходов, необходимых для откорма свиньи до 110 кг за шесть месяцев) в 2018 году должна была составлять 27–30 грн с НДС. Такая цифра актуальна на основе рыночных цен на зерновые для свинокомплексов закрытого типа (то есть с кормлением маточного поголовья).
Промышленные производители, как правило, продают на мясокомбинаты свиней весом 110 кг живыми. Итак, перерасход на каждую выращенную свинью в Украине составляет около 1000 грн, которые должны стать прибылью того, кто их выращивает.
Украинское свиноводство, по данным Госкомстата, – это 600 000 тонн свинины в убойном весе в год, что примерно составляет 780 000 тонн в живом весе. Если сложить ежегодные средние перерасходы всех производителей свинины, получается, что отрасль тратит лишние почти 8 млрд грн на корма, ветпрепараты и прочее.
Скрывать такие перерасхода ежегодно – то же самое, как не замечать острое заболевание. «Болезнь» нужно лечить, иначе может исчезнуть целая отрасль.
Читайте также: Свиньи не виноваты: почему производство традиционного украинского продукта стало невыгодным.
Пока за высокую себестоимость платят конечные потребители. Например, в Польше, где минимальная заработная плата в четыре раза выше украинском, свинину в супермаркете можно купить по цене, вдвое меньше, чем в Украине. Хотя дотаций для свиноводства не только в Польше, но и в других странах ЕС нет.
На этом этапе можно констатировать, что повышение цен на живых свиней вместо снижения себестоимости их выращивания – путь в никуда.
Во-первых, увеличение цены на свинину приведет к уменьшению ее потребления (украинцы и так за четыре года сократили потребление свинины на треть, или на 300 000 тонн в год).
Во-вторых, свинину при таком сценарии окончательно заменит курятина – главный ее конкурент. Данные статистики это подтверждают: потребление курятины за последние четыре года не уменьшилось, а даже выросло. И курятина уже имеет самую низкую себестоимость в мире.
Решение для украинских свиноводов в такой ситуации только одно – становиться эффективными, конкурентными, уменьшать себестоимость выращивания свиней на ферме.
Для сравнения: официальные данные Евростата с рыночными ценами на полутуши свиней с 1 января 2016 года по 6 февраля 2019 года в странах, являющихся крупнейшими экспортерами свинины в мире. В частности, текущие цены на полутуши составляют от 0,94 до 1,35 евро без НДС за 1 кг. А в этих ценах уже учтена прибыль не только фермера, но и бойни.