Законом №530-IX (законопроект 3219) Верховная Рада официально предоставила COVID-19 статус форс-мажора. Как применяется этот статус в Украине и, что от этого могут выиграть предприниматели, в материалах «Что дает «законный» форс-мажор» и «Вирусные» законы: что принял парламент для борьбы с инфекцией».
Теперь о том как применить форс-мажор во внешнеэкономических контрактах.
Юрист Практики международного бизнеса Juscutum Юлия Денисова рассказала Mind как применяется этот статус в Европе и, что стоит включать в контракт по поводу форс-мажора.
На законодательном уровне Европа еще не квалифицировала COVID-19, как форс-мажор, но все же Европейская комиссия опубликовала рекомендательного характера руководство в формате вопроса-ответа «О временном влиянии COVID-19 на договорные процедуры». Отдельный раздел Q&A посвящен непредсказуемым событиям, независящим от воли сторон.
Главные принципы пособия:
В рекомендациях Комиссия разобрала примеры, которые могут оправдать приостановку выполнения обязательств из-за форс-мажорных обстоятельств:
Не стоит спешить с выводами, что все пропало, а лучше еще раз перечитать пункт о форс-мажоре. Какие же пункты в форс-мажорной оговорке могут стать спасительными, даже если прямым текстом не вписан «коронавирус»?
Также международная торгово-промышленная палата адаптировала форс-мажорную оговорку и отныне стоит уделять особое внимание к такому банальному ,на первый взгляд, пункту форс-мажора с учетом рекомендаций.
Тем временем, когда европейские контрагенты лоббируют официальное признание COVID-19 форс-мажорным обстоятельством и направляют коллективные письма в адрес Европейской Комиссии, в Украине уже внесли ряд изменений в законодательстве.
17 марта Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространение коронавирусной болезни”, чем внесла карантин в список обстоятельств, по отношению к которым выдается сертификат торгово-промышленной палатой Украины.