В 2020 году Евросоюз утвердил определение «зеленых» инвестиций, которые будут регулировать отчетность и инвестиционные решения всех его финансовых институтов и корпораций – нормативный акт ЕС о таксономии «зеленых» инвестиций. В долгосрочной перспективе эти требования будут касаться и инвестиций за пределами Евросоюза, в частности в Восточной Европе и Украине. Как должен измениться агросектор из-за климатических изменений и почему инвесторы будут оценивать деятельность компаний в этой сфере, рассказала Mind старший специалист по оценке экологических и социальных рисков FMO – Нидерландского банка развития (Гаага) Татьяна Герлинг.
FMO – Нидерландский банк развития был основан в 1970 году. 51% акций банка принадлежат правительству Нидерландов, 49% – частным инвесторам. FMO инвестирует в поддержку предпринимателей в 85 странах, с фокусом на достижение 17 целей устойчивого развития ООН.
Нормативный акт ЕС о таксономии нацелен на искоренение «гринвошинга» (greenwashing) инвестиций и облигаций финансовых институтов и частного бизнеса Евросоюза – ложных или преувеличенных заявлений об экологическом характере инвестиционного продукта. Он является базой единых определений устойчивых видов деятельности для Евросоюза.
Многие инвесторы, включая банки развития, уже руководствуются целями этого нормативного акта при принятии инвестиционных решений за пределами ЕС. В частности, адаптация к изменению климата, то есть адаптация к влиянию окружающей среды на компанию, занимает все большее место среди экологических рисков, учитываемых инвесторами.
Климатические риски – первые в списке экологических инвестиционных приоритетов ЕС. И это не случайно.
Предсказываемый учеными рост температуры на 1,5 °С (а может и больше) до 2050-го года, учитывая скорость вырубки лесов, приведет к учащающимся засухам, наводнениям, непредсказуемым колебанием количества осадков.
Согласно ежегодному всемирный отчету о погоде, климате и катастрофах за 2019 год (Weather, Climate and Catastrophe Insight 2019), прямые потери от природных катаклизмов оцениваются в $232 млрд. 95% этих потерь вызваны погодными условиями – циклонами, наводнениями и засухами, которые напрямую связаны с изменением климата.
Если смягчение последствий изменения климата является больше стратегической задачей национальных и региональных программ, то адаптация частных компаний к изменениям климата – срочная и насущная необходимость. В первую очередь это касается компаний агросектора. Засухи, наводнения, резкий перепад температур являются причиной сокращения сельскохозяйственного производства и, как результат, финансовой стабильности компаний. Часто они усугубляются хроническими проблемами агросектора, которые аккумулировались десятилетиями. По этой причине инвесторы уделяют все больше внимания пониманию инвестиционных рисков, вызванных влиянием изменением климата на агропромышленные компании.
Распаханные сельхозугодья в Украине составляют впечатляющие 70% от общей территории страны. Украина также входит в десятку мировых лидеров по выращиванию подсолнечника, пшеницы, кукурузы и сахарной свеклы. Таким образом, любые изменения климатических условий сразу же отражаются на экономической и финансовой успешности украинского агросектора. И представляют насущный интерес для его инвесторов.
Мы живем в период экспансии тропических зон от экватора к полюсам, то есть в период изменения климата на более жаркий. Это сопровождается ростом температур в умеренных климатических зонах, таких как Восточная Европа.
По данным ФАО (UN Food and Agricultural Organization), к 2030 году количество засушливых дней в осенне-летний период в Украине увеличится на 15–30. Первые результаты мы могли наблюдать летом этого года, когда в результате засухи на юге Украины многие фермеры понесли значительные убытки и отказались от поставок по предварительным договоренностям. Похожая ситуация наблюдалась и на юге Молдовы. Многие агротрейдеры, которые получают кредиты под обеспечение урожаем, не получили планируемых поставок. Это заставляет их выходить из сделок по продажам (со штрафными санкциями) или же скупать зерно себе в убыток.
В результате засухи в Восточной Европе и других странах – производителях зерновых, урожайность упала, а цены выросли, частично компенсируя потери фермеров. Так, к октябрю 2020 года значение индекса цен ФАО на зерновые увеличилось на 16,5% по сравнению октябрем 2019 года.
Во-первых, знаменитые плодородные почвы центральной и восточной Украины, чернозем, подверглись значительной деградации из-за нерационального землепользования на протяжении десятилетий.
Специалисты называют несколько причин потери плодородности:
В результате падает урожайность продукции. В зависимости от деградации почв она может снижаться до 50%.
По оценке ФАО, около 500 млн тонн почвенного покрова смывается ежегодно с сельхозземель в Украине. Это приводит в потере плодородия почв на 32,5 млн га, что равняется $5 млрд в nutrient-эквиваленте (на 2014 год). Экономическая цена потери эрозии почв ежегодно составляет около одной трети ВВП. На каждый доллар произведенной сельхозпродукции треть потеряна в результате эрозии почв.
Во-вторых, глобальное потепление с его аномальными природными явлениями – жарой, наводнениями, изменением цикла осадков, режима циркуляции воздуха – усугубляет эрозию и деградацию почв и увеличивает выброс углекислого газа и метана из почвенных покровов в атмосферу. А это запускает новый виток глобального потепления. Получается замкнутый круг. Но есть ли из него выход?
Тема адаптации к изменениям климата и влияния на плодородность почв не нова. Самый простой подход – это начать с анализа, влияет ли изменение климата на урожайность и по какой причине, каковы тенденции этого влияния на следующие годы. На основании проведенного анализа, компания может разработать план практических мер по снижению климатических рисков.
Вот только три из ряда различных практических шагов по поддержанию плодородности почв:
Инвесторы традиционно смотрят на рентабельность агропромышленной компании, на урожайность, на ее эффективность в использовании ресурсов, на умение компании сократить потери при выращивании и транспортировке сельхозпродукции до минимума. Урожайность все больше зависит от способности агропромышленной компании адаптироваться к изменяющимся климатическим условиям. По этой причине инвесторы задают все больше вопросов компаниям об их подходе в адаптации к климатическим изменениям, включая и вопросы по применению вышеуказанных технологий.
Агропромышленные компании Украины могут обращаться к банкам развития за помощью в оценке влияния изменения климата на их урожайность и рентабельность. Такие исследования могут выходить за рамки одного агрохолдинга и включать влияние климатических изменений на уровень доходов населения в прилегающих областях. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы избегать не только экономических и экологических последствий засух, но и их социальных проявлений, влияющих на развитие региона.
В результате принятия нормативного акта ЕС о таксономии «зеленых» инвестиций, уже в ближайшее время компании или инвесторы из Евросоюза будут все больше заинтересованы в том, чтобы их инвестиции были «зелеными». В результате они могут потребовать от объектов своих инвестиций также доказать, что те используют передовой опыт в своей деятельности, а также избегают значительного экологического и социального ущерба.
В перспективе, ввиду растущего понимания рисков, создаваемых изменением климата во всем мире, ожидается увеличение таких регулятивных инструментов, как новый нормативный акт ЕС о таксономии «зеленых» инвестиций. Это значит, что интерес инвесторов к этой теме будет и дальше расти.