Еще несколько лет назад истории про то, что люди по всему миру окажутся заточенными в четырех стенах практически без возможности не то что путешествовать, но и часто выходить из дома, были не более чем сюжетом «апокалиптических» кинофильмов. Однако сегодня это – уже наша реальность, в которой все научились жить. Череда карантинов изменила каждую сферу деятельности, законы выживания в бизнес-среде и запросы потребителей. Не осталась в стороне и строительная отрасль. О том, как изменились предпочтения рынка, специально для Mind рассказал основатель компании Ecobud Building Group Павел Сомов.
Офисы. Первым ощутил на себе перемены именно сегмент офисной недвижимости. Причина в том, что практически все офисы крупных компаний и торговые центры строятся не только за счет своего капитала, но и на привлеченные средства. Потом уже из этого денежного потока компенсируется аренда – и получается чистая прибыль.
Но если нет аренды – нет и денег, что не исключает того факта, что нужно платить по кредиту и возвращать инвестиции. Банки и финансовые организации очень редко идут на оптимизацию процентов, в том числе и во время карантина. Максимум – небольшая льгота, которая глобально ни на что не влияет.
Государство особой поддержки тоже не оказало, как это делалось в других странах. Следовательно, многие бизнесы, которые не смогли «вытянуть» аренду своих офисов, постарались максимально перестроиться на онлайн-работу, а кто нет – осознанно понес большие убытки или вовсе свернул деятельность. В результате пострадали и арендаторы, и арендодатели.
Казалось бы, ситуация печальная, и выживает тот, кто сильнее. Все шло к тому, что коммерческая недвижимость понесет наибольшие потери. Но даже в такой ситуации многие нашли выход: крупные игроки начали скупать по низким ценам активы тех, кто не смог «выжить» в сложившихся условиях, надеясь, эта недвижимость вскоре вновь вырастет в цене.
Городское жилье. В плане городской недвижимости, особенно востребованными стали жилые многофункциональные комплексы, в которых присутствует полный жизненный цикл – не просто отдельно стоящая бетонная «коробка», а своего рода «город в городе». Даже вне реалий карантина в таком комплексе человек может комфортно жить и работать, практически не покидая своей привычной территории. Рядом есть все необходимое – офисные блоки, магазины, кафе, аптеки, тренажерные залы, салоны красоты и т. д. В результате отпадает необходимость ежедневно кататься из одного конца города в другой.
В то же время именно из-за ограничений в передвижении по стране и за ее пределами, закрытия загородных комплексов для отдыха, еще больше повысился спрос на загородную недвижимость, в том числе и на коттеджные городки.
Загородное жилье. Многие начали осознавать, что загородный дом – это уже далеко не роскошь, а оптимальное решение для комфортной жизни. При этом выбор все чаще сводится не к отдельно стоящему дому на случайном участке или в селе, а именно к коттеджному городку. Как бы человеку ни хотелось создать свою «крепость», все, так или иначе, он тяготеет к организованной инфраструктуре, но без высоких заборов и полной изоляции.
Но самое главное – это соседи, стиль и культура жизни вокруг. Если жильцы на соседнем участке будут устраивать вечеринки каждый день, о комфорте можно забыть. С коттеджными городками такое случается редко, так как порой даже «отбор» жильцов происходит довольно тщательно. Для некоторых девелоперов не имеет значения, кому продавать – главное, чтобы купили и побыстрее. Но есть и те, кому важно не только заселить коттеджный городок, но и поддерживать его внутреннюю атмосферу.
А что касается формирующегося спроса, то последние два года и несколько волн карантина показали: коттеджные городки сегодня актуальны как никогда. Этому есть простое объяснение.
Во-первых, эпидбезопасность. Чем ниже концентрация малознакомых людей вокруг – тем больше защищенность. Даже социальное положение и связи оказываются бессильными перед лицом вируса. Второй момент – возможность проводить время на свежем воздухе без привязки к общественным паркам и другим общим зонам с большим скоплением людей. А для семей с детьми – это на первом месте.
Один из главных аргументов против коттеджных городков – дороговизна такого жилья. Но реальность уже такова, что загородный дом площадью около 300 кв. м примерно равен по стоимости квартире на 150 «квадратов» в новом киевском ЖК бизнес-класса. Это в свою очередь подтолкнуло спрос на дома в коттеджных городках, увеличив его за последние полтора года почти втрое.
Если же говорить о загородной недвижимости в целом, то буквально за два года спрос на нее суммарно вырос минимум в пять раз. Это подталкивает многих инвесторов к тому, чтобы переориентировать свои вложения в землю за городом, которая в перспективе может превратиться в действительно хороший и прибыльный проект. Что закономерно: если формируется два больших загородных коттеджных городка, возле них так или иначе будет развиваться необходимая коммерческая инфраструктура. Как только возникает платежеспособный спрос, вскоре появляется предложение товаров и услуг, которые будут востребованы.
Запросы от конечного потребителя отражают вызовы пандемии, усиленные несколькими карантинами. А именно – изменилась «логистика» населения: граждане с опаской относятся к местам большого скопления людей, к длительным маршрутам с несколькими пересадками внутри города, к тесным локациям.
В связи с этим все более востребованы будут многофункциональные жилые комплексы с возможностью получить максимум услуг, не покидая территорию квартиры, двора или ЖК. Повысится спрос на мини-логистические центры для обслуживания населения в самих городах.
Что же касается непосредственно строительной сферы, то следует уделить больше внимания организации проживания, «доставке» рабочих и строителей на объекты, а строительные процессы на самих объектах формировать, учитывая все требования возможных карантинных мер и эпидемиологической безопасности в целом.