Заболело в мире
65,926,118
Умерло в мире
1,519,576
Вылечилось в мире
42,398,729
Заболело в Украине
801,716
Умерло в Украине
13,421
Вылечилось в Украине
412,533
CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»
Партнерский материал

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

Александр Бережанский – о том, почему не стоит заниматься высокотехнологичными новшествами самостоятельно

Этот материал также доступен на украинском
CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

Одна из крупнейших дистрибьюторских компаний на рынке FMCG Украины с несколькими собственными сетями ритейла – BERTA group – резидент открытой платформы инноваций REACTOR.UA. В рамках спецпроекта с REACTOR.UA Mind побеседовал с основателем и CEO компании Александром Бережанским о том, как его компания работает с открытыми инновациями.

– Что на сегодняшний день представляет собой ваша компания?

– BERTA Group – это компания полного цикла, которая занимается дистрибьюцией продовольственных и непродовольственных товаров, предоставляет логистические услуги, имеет собственный ритейл и импортирует food и non-food продукции на рынок Украины. 

Нашими постоянными партнерами являются более 70 производителей в разных категориях FMCG. Это как транснациональные глобальные корпорации – Nestle, Mars, Ferrero, Unilever, Henkel, L'Oréal, Schwarzkopf, так и лидеры отечественного рынка. Мы представляем более 240 известных брендов, продавая более 22.000 SKU продукции и покрывая около 30 000 торговых точек в 10 областях Украины.

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

Недавно нашей компании исполнилось 28 лет. Одна из её целей – сделать бренды, с которыми мы работаем, доступными каждому украинцу в его любимой точке продажи – в супермаркете или магазине у дома, на рынке или АЗС.

В BERTA group входит логистическая компания UB1 с 14 логистическими площадками в областных центрах и с крупнейшим в Западной Украине логистическим комплексом категории «А+». Компания UB1 предоставляет полный спектр логистических услуг. Складские площади (45 000 м²) расположены в 10 областях Западной и Центральной Украины, а клиентами являются такие компании, как Nestle, Yarych, «Обрій-2000» и другие.

В ритейле мы представлены тремя сетями. Это крупнейшая во Львове сеть продуктовых магазинов «Близенько» (75 магазинов), сеть магазинов парфюмерии и косметики «Имидж» (14 магазинов в Западной Украине), а также сеть магазинов бытовой химии и ухода «Чистенько» (72 магазина: 60 – в Житомире и области и 12 – во Львове).

– Что для вас является инновациями?

– Инновации в современном мире являются неотъемлемой составляющей компаний, которые смотрят в будущее. Для меня важным признаком инновации является уникальность идеи в конкретной интерпретации и наличие конкурентного преимущества для компании. Мы мотивируем наших сотрудников на генерацию новых идей и предоставляем возможность для их быстрой реализации. Наша компания не боится запускать новые бизнес-направления и инвестировать в них, ведь мы понимаем, что мир меняется слишком быстро, и то, что было актуальным последние несколько лет, может остаться в прошлом уже завтра.

– Насколько легко поставить бизнес вашего размера на инновационные рельсы? Возникают ли трудности и как вы с ними справляетесь?

– Инновационные рельсы для нас – не самоцель. Ни один инновационный проект не является независимым продуктом, это инструмент для реализации глобальных стратегических целей.

Для успешной реализации инноваций необходимо пройти несколько важных этапов, среди которых перестройка внутренних бизнес-процессов.

На сегодняшний день в компании BERTA group более 3300 сотрудников. Поэтому можно предположить, что изменения в таком масштабе даются не всегда легко. Но правильный подход к команде и эффективное управление – это то, что в нашей компании позволяет сплотить людей вокруг запуска проектов, которые на первый взгляд кажутся нереальными.

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

На каждом этапе возможны сопротивление и непонимание, трудности могут возникать и из-за внутреннего противодействия, и при согласовании новых процессов, особенно когда участниками в цепочке являются внешние клиенты и партнеры. Мы стараемся привлекать в рабочие группы и команды сотрудников всех уровней и из разных департаментов, ведь, если к инновациям привлекать только топ-менеджмент, успех так и останется лишь мечтой.

Также ограничивающим фактором в определенных проектах может стать бюджет: для реализации прорывных инноваций с высоким барьером входа необходимы инвестиции. Важно сбалансировать риски при работе с инновациями, а также искать синергию между кратко- и долгосрочными проектами. Мы гибкие, поэтому способны быстро меняться и расти.

– Вы уже около года сотрудничаете с открытой платформой инноваций REACTOR.UA. В каких направлениях инновации сейчас вас больше всего интересуют? Оправдались ли ваши ожидания от сотрудничества?  

– Мы часто привлекаем внешних экспертов, вносящих свежий взгляд на вещи, к которым мы привыкли и которые кажутся нам неизменными. Для более эффективной работы по внедрению инноваций в BERTA group мы начали сотрудничество с открытой платформой инноваций REACTOR.UA. Это позволило нам увидеть тенденции рынка, посмотреть, как развиваются лидеры и другие международные компании, таким образом сэкономить время и деньги.

Мы получили несколько предложений о сотрудничестве для реализации проектов, которые помогли автоматизировать процессы дистрибьюции, логистики и ритейла.

В дистрибьюции мы работаем над автоматизацией технических функций торговой команды для фокуса на более важных аспектах работы с клиентом. С целью минимизации административных и операционных расходов мы автоматизируем технические бизнес-процессы, не требующие привлечения человеческого интеллекта.

В течение последних семи месяцев мы своими силами разрабатывали продукт, который бы облегчил работу с бюджетами промоакций, маркетингом и другими операционными расчетами для дистрибьюции.

Прислушавшись к советам команды REACTOR.UA, мы выбрали компанию Sales'UP, которая является интегратором и партнером в Украине компании Terrasoft и осуществляет экспертизу в нужной нам сфере.

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

Синергия и опыт команды REACTOR.UA, компаний BERTA group и Sales'UP предоставляют возможность работать над реализацией проекта, который будет больше, чем ВI-система любого уровня сложности. Дистрибьютор получает не только визуальную, но и интеллектуальную помощь в развитии брендов и территорий.

В период карантина мы начали активнее пользоваться В2В-порталом и видим в нем потенциал и дополнительный сервис для наших клиентов.

Для нашей логистической компании UB1 провели отбор подрядчика для разработки и продвижения сайта и персонального клиентского кабинета. Вместе с компанией Coreteka мы работаем над двумя проектами: это размещение и поиск вакантных предложений на рынке складской логистики на платформе WareTeka и Last Mile Connector – сервис для оптимизации обработки заявок и отправки курьерскими службами.

Мы активно развиваем логистическое направление для обслуживания внутренних и внешних клиентов. Поэтому реализуем проекты, направленные на автоматизацию процессов и оптимизацию расходов, чтобы наши клиенты могли получить высокий уровень сервиса по доступной цене.

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

В ритейле ещё до начала карантина мы планировали улучшить некоторые процессы. Для сети «Близенько» было рассмотрено предложение «автоматизированных полок», дающих возможность взвесить полку и рассчитать её загруженность с передачей данных в учетную систему дистрибьютора по заполнению и поддержанию постоянного остатка.

Для успешной реализации новых проектов, особенно инновационных, где у команды ещё недостаточно знаний и практического опыта, важным является налаживание коммуникации между стейкхолдерами. Благодаря сотрудничеству с REACTOR.UA мы значительно усовершенствовали процессы обмена информацией, применяя прогрессивные методы визуализации данных в интеллект-картах.

Облачный сервис MindMeister, который мы имплементировали в нашу повседневную деятельность, лучше удовлетворяет потребности компании в структурировании собранных данных, преобразовании идей и целей в последовательные задачи в условиях удаленной работы всех участников проектов.

Во время карантина многие компании начали активно двигаться в онлайн и осуществлять доставку продуктов на дом. С помощью платформы мы общались с Raketa, Кabanchik.ua, Glovo, Prom.ua, OKKO и другими компаниями. Это существенно ускорило процесс выбора партнера, с которым мы планируем двигаться дальше. Команда REACTOR.UA помогла нам в поиске компании для реализации проекта мобильного приложения для клиентов магазинов «Близенько». Была выбрана команда Benamix, которая имеет опыт внедрения подобных проектов.

Мы совместно проводим подбор технологических команд. Идеи, для реализации которых достаточно внутренних компетенций, прорабатываем собственными командами внутри компании. А сложные – реализуем вместе с REACTOR.UA, привлекая другие компании.

Много внимания уделяем работе с данными. В компании работает автоматизированная динамическая аналитика на основе MS Power BI, которая позволяет оперативно оценить состояние выполнения поставленной цели и принять соответствующие управленческие решения.

Соучредитель платформы REACTOR.UA Евгений Саранцов посоветовал нам внедрить так называемый светофор. Это данные, которые транслируются на мониторах в офисах компании и в реальном времени показывают основные показатели бизнеса. Горит зеленый – двигаемся по плану, желтый – немного отстаем от показателей, красный – есть проблемы, на которые нужно срочно реагировать.

Автоматизация позволяет оценить состояние выполнения поставленной цели не постфактум, когда месяц закончился, а в режиме реального времени, когда ещё можно повлиять на процесс. В кабинетах, где работают торговые агенты и менеджеры, отображается состояние продаж по брендам, категориям и командам. Это усиливает конкуренцию между командами. Наши партнеры, когда бывают у нас в гостях, приятно поражены, и мы охотно делимся с ними информацией.

– Как вы мотивируете людей и не оказывают ли ваши сотрудники сопротивление инновациям? 

– Очень важно, чтобы работники имели возможность генерировать идеи и знали, что за интересные идеи они обязательно будут вознаграждены. В результатне они будут внедрять их с большей мотивацией.

Мы периодически проводим анкетирование, спрашиваем у людей, что можно было бы усовершенствовать, какую дополнительную работу они готовы на себя взять, чтобы быть более эффективными, как, по их мнению, тот или иной отдел мог бы улучшить сервис и т. д. Много интересных предложений получаем от молодых специалистов именно из среднего менеджмента. Молодые и энергичные люди всегда пытаются что-то привнести. Им нравится чувствовать свою причастность к успеху компании.

– Каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки работы с открытыми инновациями?

– Преимущества очевидны, так как платформа инноваций открывает полный доступ к идеям, стартапам, решениям, которые помогают нам решать бизнеc-задачи и находить новые возможности для бизнеса через коммуникации с инновационными компаниями.

Нас всегда интересует новый опыт партнеров, экспертов, конкурентов и компаний, которые генерируют инновационные идеи. REACTOR.UA помогает нам лучше оценить различные варианты для решения конкретной бизнес-задачи. Не только те, которые мы генерируем внутри команды, но и все, доступные на рынке. Также мы можем воспользоваться опытом других компаний и не повторять чужие ошибки или даже усовершенствовать успешные решения, которые уже были кем-то реализованы.

– Можете дать советы компаниям, которые не готовы меняться и внедрять инновации?

– Несколько лет назад мы с группой бизнесменов из Львова поехали в Японию, чтобы ознакомиться со страной и философией «кайдзен» (принцип непрерывного улучшения и совершенствования всех процессов на всех уровнях). Мы были на разных предприятиях и в компаниях, а более детальное ознакомление происходило на заводе Toyota в специально оборудованном учебном центре.

Опытный работник показывал нам операцию по сборке радиатора. Он делал это очень технично, быстро и профессионально, повторяя эту операцию несколько раз подряд. А мы с секундомером фиксировали каждый этап, который был расписан подробно и, по нашему мнению, был идеальным. Каково же было наше удивление, когда нам предложили подать свои предложения, чтобы усовершенствовать этот процесс.

CEO Berta Group: «Открытые инновации позволяют экономить время и деньги на трансформацию компании»

Но, когда мы разбили процесс на этапы и подробно начали анализировать каждое действие работника, оказалось, что многие моменты можно оптимизировать. Мы сократили время сборки на 40 секунд. Это было существенной экономией, учитывая, что полный процесс сборки занимал 174 секунды.

Совершенствованию нет предела, поэтому я советую постоянно учиться, совершенствовать все процессы на всех уровнях, диджитализоваться, используя новейшие технологии и прогрессивные программные продукты.

– Что можете посоветовать стартапам, которые хотели бы с вами работать?

– Не бояться генерировать и презентовать свои идеи. Мы открыты к сотрудничеству со всеми. Вдруг замечательная идея, которая до сих пор не нашла своего пути к реализации, сможет быть успешно реализована в сотрудничестве с BERTA group и станет началом нового успешного проекта, бизнес-направления или сервиса.

– Каким вы видите развитие BERTA group в б​удущем? На что делаете акцент в компании?

– Развитие BERTA group в будущем – это дальнейшая горизонтальная и вертикальная интеграция связанных бизнес-направлений, экстенсивное развитие на другие территории, в новые каналы сбыта, цифровая трансформация и гибкая адаптация к условиям современности. Мы концентрируемся и постоянно делаем акцент на сервисе, технологичности и эффективности.

Мы инвестируем в технологии и инновации, потому что сегодня нельзя занять свое место на рынке FMCG и расслабиться. Нужна постоянная работа в разных направлениях для сохранения и роста позиций компании.

REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. 

Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды. 

Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
  • быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в число инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате