«Умный» хаос: что не так со Smart City в украинских городах
Что мешает городским властям запускать полноценно функционирующие и реально нужные жителям сервисы

«Жители Киева и всех областных центров Украины теперь будут меньше стоять в пробках: в городах установлены специальные Smart-датчики, анализирующие трафик. А технология распознавания лица отныне помогает бесконтактно оплачивать товары не только в магазинах, а и в общественном транспорте. Система сканирует лицо пассажира маршрутки – и деньги автоматически списываются с его счета. В городах полноценно заработала и «умная» система освещения: лампы в уличных фонарях включаются на основании данных об оживленности движения. Эти же лампы оснащены сенсорами, которые замеряют данные об окружающей среде: температуру, загрязнение воздуха, уровень шума, наличие людей и т.п. Также почти во всех домах установлены Smart-счетчики потребления воды и газа, а во дворах – «умные» мусорные контейнеры, сигнализирующие перед своим заполнением. Полученные с датчиков данные стекаются в муниципальные мониторинговые центры», – это не полностью фантастическая история. Вымысел в ней лишь один: названия иностранных городов заменены украинскими.
В других странах Smart City начали появляться еще с 2009 года. В Украине они тоже вроде бы есть. Если верить целевым программам и периодическим рапортам местных чиновников. Но неблагодарные жители замечают лишь точечные и не всегда полноценно работающие решения. И задают риторический вопрос, зачем тратить бюджет города на такой «полуфункционал».
Mind попробовал проследить, как на самом деле «умнеют» наши города, и попросил экспертов рассказать, что же может помочь превратить их в Сингапур, Барселону или Женеву.
«Киев – самый комфортный город для жизни»: лозунги и реалии
Концепция Smart City строится на трех простых принципах: комфорт, удобство и безопасность жителей. И предполагает запуск самых актуальных сервисов, которые помогут сделать таковой жизнь горожан.
«Умный» город – это не только онлайн-инструменты электронного управления, вроде e-петиций или e-референдума. Smart City, прежде всего, о комфорте и безопасности жителей общины. Концепция включает не менее 10 компонентов: системы мониторинга трафика и управления общественным транспортом; системы качества воздуха и воды; инструменты электронного управления и демократии; разумное освещение, свободный доступ к Wi-Fi; сбор и анализ BigData; безопасность персональных данных; e-услуги населению и т. п.», – поясняет эксперт по цифровой трансформации госуслуг Евгения Поремчук.
Это в теории. А что на практике? Самым «умным» украинским городом в прошлом году признали Мукачево. Таковы итоги «рейтингового соревнования по внедрению инновационных решений в городскую инфраструктуру в рамках Kyiv Smart City Forum 2020». Мукачево победило сразу в двух номинациях: лучший цифровой и мобильный город. Какие же Smart-инновации помогли так взлететь? «В Мукачево внедрено много электронных сервисов. Это системы электронного документооборота АСУД «ДОК ПРОФ 3» и здравоохранения eHealth, геоинформационная система «ArcGIS», ПО для финансового анализа и бухгалтерского учета, а также муниципальная «Карта мукачевца». В городе второй год действуют электронные билеты в общественном автотранспорте. На завершающем этапе находится веб-портал Smart City. Мукачево совместно с прaвоохранительными оргaнaми внедряет проект по видеонаблюдению нa улицах города и сел. Уже установлено 99 видеокамер», – говорится на сайте «Урядового курьера». Почему именно эти сервисы стали приоритетными, как половина из них делает жизнь горожан удобной, комфортной или безопасной – осталось загадкой.
Киев, по итогам этого же конкурса в 2018 году, назван «самым комфортным городом для жизни – за самые высокие стандарты проживания и уровень удовлетворенности населения». Кто входил в состав жюри, неизвестно.
Городские власти начали пытаться превратить столицу в Smart City еще в 2015 году. С тех пор запущено несколько десятков проектов, сотни пиарных релизов и… несколько уголовных производств.

На финансирование только одной целевой программы «Электронная столица» в 2015 – 2018 годах предусмотрено 460,5 млн грн, в 2019-2022 – 7,3 млрд грн из горбюджета.

Сколько средств уже «инвестировано» – неизвестно. В департаменте информационно-коммуникационных технологий КГГА посчитали нужным отчитаться только по итогам 2016 года. На запрос Mind пока не ответили.
В этой программе множество прекрасных лозунгов: «повышение уровня и качества жизни граждан города Киева», «гарантирование безопасности граждан», «оперативное и качественное предоставление административных и социальных услуг населению, приближение их к требованиям жителей и европейских стандартов», «улучшение работы городского хозяйства и экологии города» и т. п.
Но на что именно расписывались деньги? По данным самого свежего документа на сайте КГГА, в 2019 году затраты программы «Электронная столица» включали следующие пункты:

Как связаны кабельное ТВ, Smart City и КГГА – не совсем понятно. Также не известно, на создание и поддержку каких именно платформ заложено более 400 млн грн. В КГГА пока молчат. Рискнем предположить, что речь о 14 сервисах, указанных на сайте Kyiv Smart City.
Открываем первый по списку – «Портал открытых данных». Он создан «для обнародования открытых данных Киевского горсовета, КГГА, районных администраций и предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности территориальной общины города Киева». На портале заходим в раздел «Финансовая отчетность». И там видим просто исчерпывающий объем информации: два отчета управления экологии и природных ресурсов.
Возвращаемся к затратам на Kyiv Smart City за 2019 год. Помимо программы «Электронная столица» одобрено финансирование еще пяти проектов.

Ищем первый – сайт для поиска работы MegaJob. Google тут же подсказывает, что портал с таким названием и концептом работает в Беларуси с 2016 года. Зачем в 2019 году одобрять выделение 1,86 млн грн из горбюджета на создание клона и аналога многих украинских частных сервисов? Причем здесь Smart City? На эти вопросы тоже пока не ответили в КГГА.
Еще один мощный проект – «Безопасная столица». Начиная с 2017 года в закупку около 7000 видеокамер, систему видеонаблюдения, облачного хранилища город вложил около 450 млн грн. С тех пор мэр Киева Виталий Кличко не раз заявлял, что система видеонаблюдения доказала свою эффективность, преступность в местах расположения камер упала более чем на 56%. А медиа писали о сомнительных тендерах при создании этой системы.
Простые же горожане задавали еще один риторический вопрос: «В число этих 7000 камер входит и 617 – для фиксации номеров авто, 31 – для анализа трафика. Как они уменьшили пробки и число «оленей» на дорогах?». Незначительные изменения горожане заметили, когда летом прошлого года Нацполиция запустила собственную систему фиксации скорости, включив пару десятков камер по всей стране, а водители стали притормаживать возле них.
Для сравнения возьмем Минск – город, который, в отличие от Киева, не входит в топ-100 мировых Smart City. Киевлянин въезжая в Минск, не знает, сколько и каких камер установлено на дорогах, но сразу замечает, что они работают по косвенным признакам. На полупустых «взлетных полосах» никто не «летает», нет припаркованных «как мне удобно» авто особенно возле пешеходных переходов, остановок и т. д.
Это лишь несколько примеров «комплексного» и «эффективного» движения в сторону Smart City. О многолетнем запуске е-билета, внезапном превращении приложения Kyiv Smart City в «Киев цифровой» и других приключениях «электроников» можно написать «Войну и мир».
«Миллиарды гривен, которые годами выделяются на киевское IТ, не привели к появлению удобных, качественных и эффективных сервисов… В городе до сих пор нормально не работает электронный билет в общественном транспорте, несмотря на выброшенные сотни миллионов гривен на оборудование и валидаторы. До сих пор работает только часть из тысяч камер, которые хаотично установленны по городу, но так и не объединены в общую систему. В результате ситуационный центр, которым постоянно гордятся городские чиновники, – это, фактически, красивые экраны, демонстрирующие очень мало реальной онлайн-информации», – недавно заявлял в Facebook глава комиссии Киевсовета по диджитализации Максим Нефьодов.
«Наташа, мы все уронили»: насколько реально исправить ситуацию
Казалось бы, в чем проблема? В мире уже созданы тысячи готовых и адекватных решений для Smart City, которые можно оперативно запустить и в украинских городах. Mind попросил игроков, помогающих реализовывать Smart-проекты, экспертов и чиновников пояснить, что тормозит запуск полноценно работающих, действительно нужных горожанам сервисов и как преодолеть эти барьеры.

Александр Краковецкий,
Microsoft Regional Director, основатель и CEO DevRain, резидент Reactor.ua:
– Выделю несколько тезисов, которые помогут понять, что не так со Smart City в украинских городах.
Во-первых, Smart City имеет четкое позиционирование (на локальном и глобальном уровнях), а жители города понимают свою роль в этом процессе. Есть города для туристов, предпринимателей, индустриальные города, мультикультурные и многонациональные хабы. Есть города-сателлиты, города с индустриальными парками. Несмотря на это, что базовые потребности во всех городах одинаковы (чистый воздух, безопасность, парковки и т.д.). Все остальные потребности могут отличаться. Поэтому для начала городам нужно определиться со своим позиционированием. Пример: если город позиционирует себя как туристический, то там органично начнут появляться отели, бары, рестораны, развлекательные комплексы, а предприниматели будут более склонны создавать туристические сервисы и приложения.
Во-вторых, Smart City – это не только о технологиях. Точнее, технологии здесь выступают лишь как инструмент достижения стратегических целей, а также как средство сбора данных. Собственно, Smart City – это о данных, и о сервисах на их основе. Наличие качественных открытых наборов данных означает, что будут появляться сервисы от технического и бизнес-сообщества.
Лучшее из того, что я видел в плане организации работы с данными, реализовано в Барселоне. Город собирает данные, отдает партнерам. Последние делают качественную аналитику на коммерческих условиях, используя технологии и сервисы техгигантов. Город, используя качественную аналитику, в свою очередь, принимает разумные решения. Бизнес получает прибыль, а значит, может экспортировать свои услуги в другие города и страны. Техгиганты получают средства за потребление сервисов и поэтому заинтересованы присутствовать в этом городе/стране, например, построить дата-центр. Жители получают качественные сервисы, которые предоставляет город, экономя за счет эффективности принимаемых решений.
Однако в Украине города судятся за право не открывать важные данные.
В-третьих, Smart City тесно связано с государственно-частным партнерством, B2G, B2G2C и Civic tech. Давайте расшифруем эти понятия. Государственно-частное партнерство заключается в том, чтобы выполнение части обязанностей переложить на бизнес. Город обеспечивает легальность процесса, получает определенную часть средств от деятельности, но обеспечивает выполнение задач бизнеса. Пример: в Израиле функции медицинской службы возложены на общественную организацию Маген Давид Адом.
Business-for-Government (B2G) – модель, по которой бизнес является источником решений для правительства или мэрии. Технологии используются для улучшения работы этих организаций.
Business-for-Government-for-Citizens (B2G2C) – модель, по которой бизнес предоставляет решения для правительства или мэрии, но ими пользуются жители города. По последней модели часто работают Civic Tech проекты. Они улучшают коммуникацию между жителями города и властью с помощью программных решений.
Как правило, эти проекты не имеют простой модели монетизации (в противном случае это был бы классический бизнес), и, как правило, создаются группами волонтеров, некоммерческими организациями, частными компаниями, которым помогают специально созданные технические специалисты или команды, работающие непосредственно в мэрии или правительстве. Для Civic Tech решений социальное влияние важнее прибыли. Однако для развития все равно нужны средства, как правило, это микс источников финансирования – гранты, государственное финансирование, спонсорство и коммерческая деятельность (которая практически никогда не покрывает даже операционные расходы).
Если благотворительные фонды в Украине чувствуют себя еще более-менее, то с поддержкой Civic Tech проектов все очень и очень плохо.
Четвертое. Smart City – это большие объемы данных Следовательно, для реализации проектов требуется качественная инфраструктура. Законодательство в Украине в IT-сфере настолько устарело, а изменения настолько медленные, что внедрение любого решения может занимать 5–10 лет.
Пятое. Чтобы передать или продать что-то городу, нужно пройти ряд процедур, а затем выиграть тендер. Формально все хорошо. Но в реальности я еще ни разу не видел грамотно созданного технического задания, которое, собственно, и является тем документом, на основе которого можно хотя бы приблизительно рассчитать стоимость проекта. Кстати, IТ-специалисты, которые, как правило, работают на западный рынок, получают вознаграждение с привязкой к валюте.
Следовательно, у нормальных IТ-компаний есть небольшой выбор: либо не участвовать в подобных тендерах, где сумма фиксируется в гривне и не может быть изменена, или закладывать в стоимость дополнительные риски, что практически гарантирует проигрыш в тендере. Поэтому на бумаге имеем большую экономию, по факту – через криво внедренные решения город теряет несколько раз. Сначала на разработке и внедрении, затем – из-за несовершенства внедренного решения.
Судебные иски и уголовные дела – дополнительный «бонус». Конечно, в таких условиях нормальные IТ-компании не будут спешить работать с государственными органами и предлагать свои услуги.
Что же делать городам?
- Перестать обманывать себя и жителей, что решения, которые они внедряют, делают города умными.
- Создать стратегию города, определить ключевые приоритеты.
- Создать фонд развития и поддержки инновационных решений.
- Создать площадку для внедрения пилотных проектов.
- Создать экосистему решений и партнеров с четким объяснением, какие решения, партнеры и, главное, почему были избраны.
- Дать венчурным фондам и инвесторам 100% гарантию внедрения интересных городу решений, если последние проинвестируют в них.
- Создать ежегодное событие, на которой будут рассказывать о количестве созданных рабочих мест в городе, успехи и неудачи при реализации и внедрении.

Оксана Деркач,
менеджер по развитию продуктов lifecell:
– Мы реализуем проекты на базе LoRaWAN и NB-IoT еще с 2018 года. В число клиентов входят не только частные компании, но и поставщики газа, воды, электроэнергии. «Львовоблэнерго», «Кировоградгаз», водоканал «Петропавловское», «Луцкводоканал» пользуются услугами телеметрии: удаленное снятие показателей потребления электроэнергии, тепла, воды и газа, а также их анализ. Также оператор подписал с городскими и областными администрациями ряд меморандумов и декларативных соглашений о сотрудничестве, которые включают пункт о содействии в цифровизации и внедрении решений Smart City.
Наш опыт показывает: есть немало барьеров, мешающих полноценному запуску таких решений в Украине. Первый – дефицит финансирования. Очень часто на запуск «космических» проектов (а администрации, как правило, считают IoT-проекты именно таковыми) нет денег в бюджете города, региона. В ЕС, США, Канаде, Индии, Австралии и других странах есть государственные программы дотирования Smart City. В Украине же действует Программа развития муниципальной инфраструктуры Украины (ПРМИУ, UMIP), в рамках которой происходит субсидирование и Smart City. Но скорость развития этого направления оставляет желать лучшего.
Еще один существенный стоппер – непонимание технологий и их преимуществ. Фраза «экономия 75% в первый же год» зачастую воспринимается как нечто из области фантастики. Бывает, что и сами поставщики решений не являются профессионалами в своем деле.
В моей практике был случай, когда мы предложили решение на LoRaWAN одной из городских администраций, на что получили ответ: «Не работает ваша LoRa». Оказалось, что они уже пытались самостоятельно внедрить проект и даже закупили необходимое оборудование, но поставщик не смог его корректно настроить. Очень сложно в таком случае убедить клиента попробовать другое IoT-решение.
Отдельно акцентирую внимание на решениях по мониторингу окружающей среды. Пока на законодательном уровне не будут определены требования к наличию IoT-датчиков, параметры для замера, их нормы и штрафы в случае отклонения от норм, городам такие решения интересны не будут. Ведь очень часто знание актуальной информации об экологической ситуации в городе приводит его жителей к негодованию и вызывает претензии к администрации.

Евгения Поремчук,
эксперт по цифровой трансформации государственных услуг:
– На рынке действительно много предложений от компаний по разработке или запуску готовых решений. Однако есть несколько «но».
Во-первых, это отсутствие комплексного подхода. Вам предложат готовые решения для мониторинга нагрузки автомобильного трафика. Или для слежения за качеством воздуха. Или систему управления освещением.
Однако надо помнить, что концепция Smart City включает в себя 10 компонентов. Если хотите назвать свою общину Smart, необходимо внедрять их все, возможно постепенно. Я не знаю о существовании универсальных комплексных решений «под ключ», их нужно разрабатывать под конкретную общину, что существенно отразится на бюджете.
Другой вариант – собирать готовые решения и пытаться их скомпоновать в единую систему Smart City. Неизвестно, какой путь окажется дешевле.
Во-вторых, не IТ единым. Говоря о Smart City, мы часто забываем, что это не только набор IТ-инструментов. Для успешного старта необходимы правовая составляющая (нормативные акты или распорядительные документы, на основе которых разрабатывается и запускается Smart City), организационная составляющая (эффективный менеджмент, направленный на результат, а не на процесс) и финансовая составляющая (наличие бюджетных, спонсорских или донорских средств). Также не стоит забывать о кадрах. Специалисты, которые настроили и запустили систему уедут. А кто потом будет ее поддерживать и обслуживать?
И напоследок – готовность к инновациям. Smart City – это о реформах, а глубинные реформы редко приносят быстрые победы. Я несколько раз наблюдала ситуацию, когда глава общины пытался имплементировать инновационные решения, однако сталкивался с сокрушительной критикой жителей с замечаниями о целесообразности подобных инвестиций. В результате реформы завершались, не начавшись. Причина – отсутствие четкой стратегии коммуникации с жителями. Общество должно понимать, какие именно выгоды люди получат от внедрения Smart City. И важно, чтобы результаты этих улучшений совпадали с ожиданиями самих жителей.

Евгений Саранцов,
основатель платформы открытых инноваций Reactor.ua:
– У нас с командой Reactor было несколько проектов в сфере Smart City. Были хорошие идеи, интересные международные команды, некоторые решения даже «примеряли» к определенным локациям. Но, к сожалению, далее дело не пошло, и ни один из наших проектов так и не дождался реализации. Это был неприятный, но полезный опыт, который показал, что:
- в Украине крайне мало институций, которые бы реально занимались развитием концепции умных городов;
- для нас пока невозможен путь западных стран, где государство является инициатором и главным заказчиком инновационных разработок, где проводится объективный отбор решений и на высоком государственном уровне курируется внедрение и дальнейшее функционирование инноваций.
Все это существенно тормозит или вообще сводит на нет попытки «смартситизировать» украинские города.
Вижу три шага, при которых ситуация могла бы по крайней мере сдвинуться с мертвой точки.
- Запретить муниципалитетам и государственным компаниям (исключение: специализированные и критические для функционирования государства) создавать Smart-решения собственными силами.
- Закупать Smart-решения через аукцион, где объектом торга является не цена, а стоимость жизненного цикла продукта.
- В условиях тендеров ввести обязательную независимую оценку таких параметров, как инновационность, экологичность и социальность.
Это поможет расширить круг поставщиков решений, даст возможность вступать с ними в длительное инновационное партнерство, а также, надеюсь, постепенно изменит подход к работе с инновациями в госструктурах.

Илья Польшаков,
директор по развитию новых направлений бизнеса «Киевстар»:
– В мире действительно много цифровых решений, позволяющих городам оперативно реагировать на события, гибко перестраиваться в новых обстоятельствах, принимать решения на основании данных, а не по наитию.
Ключевое – такие решения должны быть объединены в единую экосистему, где разные ее составные части могут реагировать и действовать независимо, на основании всех накопленных или собранных данных. Запустить и внедрить такие решения с технической точки зрения несложно. А работать оно начнет только тогда, когда вокруг технологии или решения будут выстроены процессы в единую цепочку или экосистему, включая работу служб города.
Возьмем, к примеру, решения по «умному» учету или smart metering, которые позволяют водоканалам или другим энергетическим коммунальным предприятиям удаленно собирать данные о потреблении ресурсов в конкретных домах. Такие решения исключают необходимость контролерам ежемесячно обходить тысячи домов с целью собрать показатели или совершить регулярную проверку счетчиков. Благодаря автоматически собранным данным с датчиков давления или температуры можно оперативно выявлять утечки и аварии.
Для примера приведу проект, который мы успешно пилотировали и запустили с Херсонским водоканалом. В рамках проекта в 12 многоквартирных домах Херсона были установлены «умные» водомеры нового образца с модемами, которые работают на технологии NB-IoT. «Умное» оборудование собирает данные об объеме подачи воды в заданное время и передает на обработку на сервер управляющей компании в специально разработанное программное обеспечение. Для работы устройств используется отдельная VPN-сеть «Киевстар».

Вадим Сидоренко,
советник министра инфраструктуры по вопросам IoT, основатель и СЕО IoT-компании Оmo Systems:
– Есть три основных барьера. Если их преодолеть – все нормально запустится.
- Работа с устаревшими устройствами. Например, поменять все счетчики на новые – дорого, а решений, которые могут работать с ранее установленным оборудованием, особо то и нет, учитывая, что разновидность устройств очень большая. Проблему можно решить, если кто-то из украинских компаний сможет адаптировать датчики к уже установленному оборудованию.
- Для эффективного запуска Smart City нужна синергия с бизнесом. К примеру, если бы не было интернет-провайдеров и нужно было бы протягивать провода по всей стране для подключения интернета в школах, – государству пришлось бы вложить в проект огромные инвестиции. Аналогичная ситуация и со Smart City: выделено подключать счетчики – очень дорого. Но если в доме делается сеть интернета вещей для разных задач и заодно подключаются датчики – то получаем совсем другую «математику».
- Не нужно забывать об обслуживании. Просто купить датчики и софт – недостаточно. Потом никто не понимает, что с ним делать, как его ремонтировать, видоизменять под новые потребности и т.д. В итоге даже если что-то и купили, то или вообще не пользуются, или не получают максимум выгоды от системы.

Александр Федиенко,
замглавы комитета ВР по вопросам цифровой трансформации:
– Сегодня многие города имеют свою стратегию Smart City и пытаются ее внедрять. Как правило, акцент ставится на безопасность, вернее, на видеонаблюдение. Но переход в Smart City предполагает внедрение целого комплекса современных технологий.
Что могло бы помочь украинским городам более оперативно стать «умными»? Понимание, что все станет прозрачно. Этого пока очень сильно боятся органы власти многих городов. И осознание того, что жители смогут влиять на многие решения, принимаемые городским советом.

Вадим Бортник,
директор директората региональной цифровизации Минцифры:
– Smart City – система, которая собирает большие объемы данных для эффективного управления городом. Среди источников могут быть: мобильные операторы, транспорт, системы водоснабжения, электросети, мусорные контейнеры, камеры и даже светофоры или фонарные столбы. За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, собранные данные от жителей и устройств обрабатываются и анализируются. И эта информация становится ключом к эффективности города.
Цифровизация мира неизбежна. Онлайн-технологии – уже неотъемлемая составляющая нашей жизни. Но только внедрив их на все уровнях – от общенационального до бытового – мы изменим страну. Минцифра уже больше года строит цифровое государство. Мы делаем Украину удобным сервисом, который упрощает жизнь, а не создает дополнительные проблемы. Умные технологии в городах, инновации, автоматизация процессов становятся базовыми вещами, которые помогают чувствовать себя безопасно и удобно в новом мире.
Сегодня в Украине почти все города, в той или иной мере, внедряют как целые программы Smart City, так и отдельные решения. Развиваются е-билеты, е-документооборот, управление транспортом, системы диспетчеризации и т.д.
Министерство цифровой трансформации Украины разрабатывает концепцию Smart City, которая должна решить такие вопросы, как масштабирование уже существующих решений в городах, обеспечить автоматическую интеграцию и обмен данными между ними.
Наша основная цель – создание безопасных, удобных и комфортных условий для граждан. Диджитализация – это путь к новой Украине. Успешному цифровому государству, где каждый будет получать лучший сервис, социальную защиту, а все процессы будут справедливыми и безопасными.
Поэтому качество жизни жителей города, их удобство и безопасность – еще один приоритетный для нас вопрос. Важно, чтобы люди могли влиять на происходящее и напрямую взаимодействовать с городской властью и инфраструктурой через электронные инструменты. Это возможно осуществить при помощи электронного кабинета жителя. Тут он сможет видеть всю информацию о своем городе, получать административные, социальные, коммунальные услуги, а также в сфере здравоохранения, транспорта и коммуникации.
Для нас также важна эффективность системы управления. Это внедрение электронного документооборота, мониторинг и принятие решений на основе данных, муниципальные реестры, регулирование работы коммунальных служб городов.
Часто города не имеют достаточно ресурсов и компетенции для разработки решений с нуля, адаптации и внедрения уже представленных на рынке. В таком случае, облегчить задачу может уже готовая типовая программа умного города, откуда местные органы власти смогут взять то, что им нужно и внедрить пошагово.
Минцифра сейчас работает над реализацией стратегии цифровой трансформации в регионах. Многие проблемы в городах можно преодолеть при помощи эффективного менеджмента. На каждом этапе важно привлекать специалистов, которые уже имели опыт внедрения подобных решений. Для этого важно построить организационную структуру, из людей, которые хотят перемен и знают, как создать в Украине комфортные условия для жизни. Мы называем таких людей CDTO, это заместитель мэра по цифровой трансформации, сфокусированный на том, чтобы при помощи цифровых технологий сделать свой город удобным и эффективным.
ОБНОВЛЕНО
Уже после выхода материала редакция Mind получила от департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА ответ на запрос о том, почему с внедрением Smart City в столице возникает столько сложностей. Приводим его без сокращений:
Департаменту как главному распорядителю средств для выполнения мероприятий (заданий) Программы за период 2017–2020 годы были инвестированы средства в сумме 2,8 млрд грн.
На вопрос о финансировании развития кабельного телевидения в рамках Программы отмечаем, что документ является инструментом создания условий для достижения целей Стратегии развития города Киева до 2025 года. Одним из таких условий является реализация концепции Smart City – развитие города путем широкого внедрения инноваций, информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности города для повышения качества услуг, уменьшения стоимости и потребления ресурсов, обеспечения взаимной коммуникации власти и граждан. К вышеупомянутым технологиям относится, в частности, и развитие кабельной сети.
Результатом реализации Программы являются:
- построение коммуникаций, которые позволят вовремя адресно доносить всю необходимую информацию жителям города независимо от того, какие телеканалы они будут смотреть;
- построение городской OTT-платформы на базе существующего специализированного коммунального предприятия «Киевтелесервис»;
- организация предоставления жителям города дополнительных городских услуг с использованием возможностей ОТТ-платформы;
- постепенное переключение жителей города, которые принимают эфирное ТВ (T2), на ОТТ-платформу;
- используя возможности ОТТ-технологии, город должен стать основным поставщиком информации для жителей.
Что касается реализации портала MegaJob (далее – Проект), сообщаем следующее. В 2018 году Проект был признан победителем Общественного бюджета г. Киева и не выполнялся в рамках выполнения мероприятий Комплексной городской целевой программы «Электронная столица» на 2019–2022 годы», утвержденной решением Киевского городского совета от 18 декабря 2018 года №461/6512.
Согласно Положению об общественном бюджет города Киева, утвержденному решением Киевского городского совета от 22 декабря 2016 года № 787/1791 и учитывая цель Проекта, ответственным за реализацию последнего был определен Департамент, а исполнителем, согласно приказу Департамента от 6 июля 2018 года «О реализациюи общественных проектов в 2018 году» – КП ГИВЦ.
В 2019 году для реализации проектов между КП ГИВЦ и ООО «Академия навыков» по результатам закупки по коду ДК 021: 2015 (CPV) «Единый закупочный словарь» – 72210000-0 Услуги по разработке пакетов программного обеспечения (Создание и сопровождение портала «Megajob» ) был заключен договор от 26 марта 2019 года № 4616 «Создание и сопровождение портала «Megajob» общей стоимостью 799 тыс. грн. (Далее – Договор).
Согласно календарному плану, который является приложением №1 к Договору, на реализацию проектов предусмотрено соответствующее количество рабочих дней в соответствии со следующими этапами:
1) первый этап (формирование требований и разработка технического задания) – 15 рабочих дней
2) второй этап (дизайн и прототипирования) – 20 рабочих дней
3) третий этап (верстка, программирование и тестирование) – 25 рабочих дней
4) четвертый этап (опытная эксплуатация) – 10 рабочих дней.
В рамках выполнения условий договора, КП ГИВЦ по первому этапу (формирование требований и разработка технического задания) было выплачено 99 000, 00 грн. Услуги по второму – четвертому этапам Договора в 2019 году Исполнителем не представлены, а следовательно, Заказчиком в лице КП ГИВЦ не оплачены.
В 2020 году не было доказано соответствующего финансирования для реализации проекта.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].