«Коронованный» ритейл: как изменились вкусы потребителей

«Коронованный» ритейл: как изменились вкусы потребителей

И чего они ожидают в дальнейшем

Цей матеріал також доступний українською
«Коронованный» ритейл: как изменились вкусы потребителей
Фото: pixabay

С началом кризиса все компании стали активно пересматривать свой подход к ведению бизнеса, адаптироваться под новую реальность и подстраиваться под предпочтения потребителя. Особенно остро это ощутили на себе такие направления как туризм, HoReCa, ритейл, которые стремительно росли и развивались до пандемии. В то же время именно кризис стал толчком для изменений в подходах к бизнесу. Что изменилось, в частности, для ритейла, и как бизнес может использовать новые условия рассказал Mind директор по продажам в канале Key Account компании AB InBev Efes Украина Константин Кожанов.

В последние годы мы наблюдаем кардинальные изменения рынка ритейла – появилось много новых разноформатных торговых точек с интересными, можно сказать, уникальными концепциями.

Как изменилcя ритейл в 2020 году?

Сложный для многих 2020 год, который принес в нашу жизнь понятие «локдаун», сделал привычным явлением доставку на дом продуктов и товаров, появившуюся сейчас уже у всех крупных торговых сетей. В разгар пандемии население делало акцент на покупках товаров первой необходимости, но этот период был коротким. Буквально за 2-3 недели ритейл переформатировался и начал работать в новых реалиях.

Несмотря на быструю реакцию на изменившийся рынок, гипермаркетам сейчас необходимо активнее бороться за клиента в сложных условиях бурного развития «магазинов у дома». Потребителям не хочется тратить время на дальние поездки, учитывая, что подобные магазины вполне могут закрыть практически все их потребности.

Наиболее пострадал, безусловно, сегмент HoReCa. Но по сравнению с западной частью Европы, где наблюдались более жесткие карантинные ограничения, да и больше 50% продаж пива происходит именно через бары и рестораны, в Украине ситуация выглядит иной. Мы ожидаем, что продажи пива через ритейл продолжат расти, учитывая последние события в ресторанном бизнесе.

Кризис спровоцировал изменения рынка в сторону modern trade. Если говорить о пиве, то люди переключились с покупок в традиционных магазинах на канал современной торговли. Если в 2019-м modern trade занимал порядка 48% рынка, то сейчас это больше 50%. И с приходом пандемии этот тренд существенно усилился. Также практически в два раза выросла покупка внутри торговых точек, хотя количество чеков сократилось – это говорит о том, что люди стали реже ходить в магазин, но покупать больше за один раз, стараясь закупить товары впрок.

Как изменились продажи напитков?

Также мы продолжаем наблюдать рост спроса на напитки в удобной упаковке. Потребитель при походе в магазин стремится купить больше, поэтому берет большими объемами. Таким образом он старается получить свою выгоду: покупая больше, но тратя меньше.

В пандемию большой рост показала безалкогольная категория. Украинцы переживали и много думали о здоровье – себя и своих близких. Кроме того, вырос сегмент премиального и супер премиального пива. Потребители ушли либо в дешевый сегмент, либо в премиальный, что стало для многих большой неожиданностью.

В 2021 году тренд здорового образа жизни продолжит развиваться. На рынках других стран эта тенденция уже давно преобладает. По моим прогнозам, безалкогольный сегмент продолжит расти, хотя алкогольный лагер все еще будет занимать до 80% рынка. Усиливают свои позиции и радлеры (вкусовое пиво), а также сидр и квас.

Каждый кризис – это период возможностей: кто быстрее сможет подстроиться, тот и получит преимущество. Поэтому изучение предпочтений потребителей, отслеживание тенденций на ключевых рынках и быстрая адаптация под них – основной путь к успеху.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате