Украина. 2030 год. Робопчелы опыляют растения. Стилизованные под птиц дроны наблюдают за порядком в городах. Квадрокоптеры «раздают» интернет вдоль трасс, железных дорог и восстанавливают связь после стихийных бедствий. Курьерские сети беспилотников доставляют лекарства и продукты. Аквадроны определяют глубину водоема, местонахождение рыбы и приманивают ее к берегу, сбрасывая прикормку в воду. Армией этих «игрушек» управляют операторы дронов – специалисты новой востребованной профессии. Наша страна входит в десятку крупнейших мировых производителей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это не кадры из фантастического фильма, а наше возможное будущее.
Недавно зародившаяся отрасль стремительно набирает обороты. В Украине объем рынка ежегодно прирастает на 50% и пока не собирается снижать темпы. Каковы перспективы беспилотников в нашей стране? Зачем их используют компании? Труд каких специалистов будет пользоваться спросом? На эти и другие вопросы нашел ответы Mind.
Динамика мирового рынка. По оценкам Gartner, к 2020 году оборот мирового рынка БПЛА превысит $11,2 млрд. В 2017 году он оценивался в $7,8 млрд, годом ранее – в $7,3 млрд. Такие данные приводятся в отчетах аналитиков J’son & Partners Consulting. По их подсчетам, в 2017 году военные дроны удерживали 53% рынка в денежном выражении и лишь 0,5% – в натуральном. Такая существенная разница объясняется тем, что боевые дроны в среднем стоят в 200 раз дороже, чем гражданские БПЛА.
Дроны гражданского назначения разделяют на потребительские и коммерческие (промышленные). В 2017 году доля первого сегмента оценивалась J’son & Partners Consulting в 23% в деньгах и 84% в штуках. Второго – 24% и 15% соответственно.
«До недавнего времени мы видели бурный рост популярности дронов, и в ее основе был интерес каждого человека к полетам. Получение красивых кадров с воздуха, возможность снимать там, где раньше это было невозможно, новые ракурсы – все это делало технологию востребованной. Несколько лет подряд дроны возглавляют чарты самых желанных подарков. Это потребительский рынок. Но БПЛА – не только хобби или селфи, дроны становятся помощниками в различных отраслях: сельском хозяйстве, добывающей промышленности, геодезии, топографии, энергетике. Это промышленный рынок», – поясняет соучредитель Drone.UA Валерий Яковенко.
По его мнению, потребительский сегмент уже близок к насыщению, а промышленный только начинает завоевывать внимание корпораций. «В ближайшие несколько лет отрасль будет развиваться, в первую очередь, за счет промышленного сегмента, и он будет составлять более 80% от всего рынка БПЛА», – прогнозирует Яковенко.
Совладелец и CEO Fly Technology Игорь Зайцев также считает, что в будущем драйвером роста отрасли станет коммерческий сегмент. «Основными сферами развития рынка дронов будет применение их в промышленных масштабах: услуги доставки, переноса грузов. Также важным фактором развития БПЛА будет их масштабирование как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения с расширением функционала и времени полета», – полагает спикер.
Ключевые игроки на мировом рынке. В мире уже более 500 производителей БПЛА. «Безусловным лидером по производству боевых дронов является Израиль. И это логично, ведь страна не один десяток лет живет в условиях военных конфликтов и заинтересована в эффективных решениях, которые позволяют сохранить жизни военных. А среди производителей гражданских дронов – в лидерах китайская компания DJI», – рассказывает глава Ассоциации национальной авиации и беспилотных систем, экс-заместитель директора госконцерна «Укроборонпром» по вопросам внешнеэкономической деятельности, совладелец Uatechnology Максим Глущенко.
DJI пока удерживает около 75% мирового рынка. «Вторым по популярности в мире брендом дронов является французский Parrot – это первые БПЛА, которые попали на полки Apple Store и стали первым массмаркет-дроном в мире. Третий лидер – Yuneec. Эти дроны завоевывают популярность, позиционируя себя как качественный американский продукт с возможностью профессионального применения», – отмечает Валерий Яковенко.
Игорь Зайцев к числу крупнейших игроков также относит Hubsan, 3dr, Walkera. «Кроме того, мировые гиганты и лидеры индустрии – Boeing и Lockheed Martin – уже разрабатывают свои грузовые дроны», – рассказывает он.
Взлет отечественного рынка. По мнению Максима Глущенко, серьезный толчок развитию беспилотной отрасли в Украине дали события на Донбассе. «Еще пять лет назад дрон в нашей стране воспринимался как некая экзотическая игрушка, которую применяют разве что телевизионщики, снимая красивые кадры с воздуха. Такая ситуация была типична как для гражданского, так, увы, и для военного секторов. Но боевые действия на востоке страны заставили обратить на беспилотники самое пристальное внимание. Зачастую полученная с воздуха развединформация спасает жизни бойцов. Добывая такие данные, военные не рискуют жизнями. Максимальный ущерб – потеря техники», – рассказывает экс-заместитель директора «Укроборонпрома». Объем расходов Украины на военные дроны не афишируются.
Оборот рынка гражданских БПЛА пока подсчитывается самими игроками. По мнению Fly Technology, объем ежегодно удваивается, в прошлом году он мог достичь $15-18 млн. В Drone.UA полагают, что это очень оптимистический расчет. «По нашим данным, в Украине была осуществлена реализация беспилотного оборудования на сумму порядка $8-9 млн в ритейл-ценах. Это оборудование как ведущих торговых марок, так и украинских производителей. В 2018 году мы ожидаем двукратный рост рынка беспилотных технологий – до $20 млн», – отмечает Валерий Яковенко.
Спикер подчеркивает, что рынок дронов – это не только продажа аппаратов. Перспективные ниши – сфера услуг и обработка данных. Эти направления могут дать такой же объем, как и реализация оборудования.
Какие производители дронов сейчас лидируют в Украине? Пока 93% рынка удерживают иностранные игроки. «Как и во всем мире, первое место занимает DJI. По разным оценкам, его доля в нашей стране достигает порядка 70-85% рынка. Почему такая большая доля? Потому что представители DJI как раз и придумали сегмент потребительских дронов, который мы называем RTF – ready-to-fly. Это устройства, которые можно достать из коробки и сразу использовать», – поясняет Игорь Зайцев.
По словам Валерия Яковенко, на вторую позицию вышел французский бренд Parrot, благодаря созданию направления промышленных решений, популярных у украинских аграриев. «Также на украинском рынке присутствует продукция компаний Aee, Sky-hero, Youneek, Zerotech, Xiaomi и других. В целом, они занимают незначительную долю рынка беспилотных платформ», – отмечает спикер.
За счет чего украинские производители смогут потеснить мировых гигантов? Перспективную нишу стали оперативно осваивать и отечественные компании. За несколько лет к разработке военных и гражданских дронов подключилось более 10 предприятий: «Антонов», «Атлон Авиа», «Политеко-Аэро», «ДеВиРо», «Меридиан», UA Technology, Ukrspecsystems, «Карболайн», DroneUA, Spaitech, Kray Technologies, «Айтек» и т.д.
По данным Валерия Яковенко, пока украинские производители гражданских дронов занимают около 7% на внутреннем рынке. Некоторые компании пытаются работать и на экспорт. К примеру, Kray Technologies выпускающая беспилотники для агросектора, осваивает рынки США и Канады. По оценкам компании, предприятия этих стран вкладывают в покупку агродронов около $1,8 млрд в год.
По мнению Игоря Зайцева, отечественные предприятия могут быть конкурентными за счет низкой стоимости производства и высокого уровня инженеров в авиастроении.
«Украинские платформы вполне конкурентны на глобальных рынках. Однако у нас проблемы с ценообразованием и излишними расходами на ведение бизнеса, связанного с технологиями двойного назначения. Дорогие и длительные процедуры сертификации оборудования, вопросы к процессу возмещения НДС и сложности на различных этапах не дают возможности украинским производителям чувствовать себя так же свободно, как зарубежные коллеги. Тем не менее, порядка 10 украинских разработчиков вполне могут стать мировыми игроками», – полагает Валерий Яковенко.
По его словам, для успеха необходимо понять, что конкурировать «железом» – убыточно. «Мы можем создавать продукты с высокой добавочной стоимостью в виде программных продуктов и систем аналитики, что позволит украинским производителям быть на шаг впереди мировой конкуренции», – предлагает спикер.
Производителям боевых дронов может помочь государство. «В короткие сроки украинские частные компании без господдержки разработали отечественные беспилотные авиационные комплексы (БпАК) с прицелом на использование в войсках. В идеале наиболее перспективные разработки после испытаний должны попасть в гособоронзаказ. Это значит, что производители такой техники получат гарантирование госфинансирование», – рассказывает Максим Глущенко. И подчеркивает: важно, чтобы в этой схеме не было коррупционной составляющей с пресловутыми откатами «нужным» людям, лоббирующим ту или иную компанию.
«Но в ближайшее время мы вряд ли увидим украинские ударные дроны, способные нести ракеты, которые поражают объекты противника. Хотя подобные работы ведутся уже несколькими компаниями. Аналоги иностранного производства стоят от нескольких до десятков миллионов долларов. Например, цена за единицу израильского Eitan – $30-35 млн. Но даже в самых простых беспилотниках класса мини, которые нужны для сбора разведданных и корректировки действий войск, в армии огромный дефицит. Надеюсь, в скором времени он начнет сокращаться», – отмечает Максим Глущенко.
Предприятия каких отраслей используют БПЛА в Украине? Пока одна из самых востребованных задач дронов – создание видеоконтента. «Беспилотники активно используют для съемки фильмов, блогов и т.д. Раньше для того, чтобы снять такое видео, нужно было вызывать вертолет», – рассказывает Игорь Зайцев.
«До недавнего времени в Украине основным промышленным сегментом, который использовал дроны, оставалась сельскохозяйственная отрасль. В структуре доходов DroneUA эта отрасль порой составляла 95%. В 2017 году каждый четвертый дрон в Украине работал в интересах сельского хозяйства. БПЛА используют Агропродинвест, Агрорегион, Кернел и т.д. Совокупный земельный банк предприятий, которые работают с дронами, превышает 4,5 млн га», – отмечает Валерий Яковенко.
По его словам, наиболее популярными сервисами являются выполнение агромониторинга с помощью дронов и создание карт полей для паевого учета предприятий. Также востребованы услуги по созданию карт засоренности растений, подсчетов всходов и расчет вегетационных индексов. «Также многие предприятия сейчас интересуются услугами по созданию карт дифференцированного внесения азотных удобрений и внесения средств защиты растений с помощью дронов», – рассказывает Валерий Яковенко.
Операционный директор группы компаний «Агро-Регион» Владимир Кравцов рассказал Mind, что их предприятия используют БПЛА для мониторинга состояния посевов и полей с 2014 года. В парке – уже 8 беспилотников, девятый украден. «Считаю, если агрокомпания еще без дрона, она должна срочно привлечь новые технологии. В дальнейшем аграриями будут востребованы БПЛА, которые смогут дольше летать, делать более детальные фотографии, в том числе мультиспектральные, механически «отстреливать» вредителей и сорняки», – отмечает Владимир Кравцов.
Руководитель управления агрономической экспертизы агрохолдинга «Мрия» Александр Хмелюк рассказывает, что в компании используется два вида БПЛА: квадрокоптеры с RGB-камерами и работающий в автоматическом режиме самолет, оборудованный мультиспектральными и RGB-камерами. «Квадрокоптер нужен региональным агрономам для обследования полей, с его помощью значительно увеличивается площадь инспектирования. Самолет используется при мониторинге полей для получения спектральных снимков с высоким разрешением для анализа густоты стояния растений, их равномерности, развития культуры. В этом году мы еще тестируем технологию на четырех культурах (подсолнечник, кукуруза, картофель и сахарная свекла) на площади 3500 га», – рассказывает Александр Хмелюк.
По его мнению, технология очень перспективна, поскольку позволяет дистанционно с оптимизацией рабочего времени получать цифровую информацию для анализа и принимать «правильные» управленческие решения. «Развитие ниши будет зависеть от качества информации, анализа, ее количества – площади обследования за один вылет/день», – считает Хмелюк.
По словам соучредителя Drone.UA, также беспилотники стали активно применяться в геодезии и топографии. Компании «Систем Солюшенс», «Банкомсвязь», «Хмельницкгеопроект» и другие начали использовать их в своей работе. «А в последние несколько месяцев ряд крупных добывающих компаний тоже стали работать с дронами для оценки объемов добытой породы, измерительных работ», – рассказывает Валерий Яковенко.
«Дроны используют для замеров доменных печей, чтобы понять есть ли утечка газа. Раньше нужно было выслать группу скалолазов, оформить им разрешения, оснастить противогазами, кислородными баллонами. Сейчас на дрон вешается, грубо говоря, лакмусовая бумажка или сенсор. А сотрудники через камеру в реальном времени видят, как работает доменная печь», – рассказывает Игорь Зайцев.
Стали осваивать БПЛА и энергетики. Недавно предприятие «ДТЭК Сети» запустило пилотный проект по мониторингу энергосетей. «Дроны были оснащены сканером, видеокамерой и тепловизором. После обработки полученной информации специалисты компании будут иметь четкие данные о проблемных участках сетей, получат изображения дефектов, которые невозможно увидеть с земли или труднодоступных мест. Новые технологии помогают сократить время на поиск аварийных участков и улучшить качество электроснабжения потребителей, так как данные позволяют осуществлять ремонт аварийных участков превентивно – на этапе, когда повреждения еще незначительные и не привели к аварийной ситуации», – рассказывает генеральный директор «ДТЭК Сети» Иван Гелюх.
По его словам, БПЛА повышают и безопасность работ для сотрудников. «Дроны становятся инструментом, усиливающим возможности компании – специалисты смогут иначе организовывать работу: меньше времени тратить на обходы участков, больше – на аналитику и превентивные ремонтные работы на потенциально аварийных участках. Считаю, эти технологии необходимы современной энергетике», – подчеркивает Иван Гелюх. И отмечает, что обследование линий электропередач с помощью беспилотников широко используется в Европе. «Мы изучаем опыт мировых лидеров в дистрибуции электроэнергии и эксплуатации электросетей, в частности Enel. Лучшие наработки планируем использовать для улучшения качества услуг и сервисов для клиентов», – сообщает генеральный директор «ДТЭК Сети».
Окончательное решение, будут ли дроны использоваться компанией на постоянной основе, будет принято после анализа результатов пилотного проекта. «Специалистам необходимо оценить экономический эффект технологии, соотнести расходы и положительные результаты для бизнеса», – рассказывает Иван Гелюх.
Потенциал для расширения сфер применения. Опрошенные спикеры полагают, что в дальнейшем дронами будут пользоваться очень многие отрасли. «Наиболее ожидаемая сфера – логистика. Это первая и последняя миля любой логистической цепочки. И сейчас технология готова к внедрению, однако несовершенство и неготовность регуляторных политик не дают возможности «взлета» этим технологиям в доставке», – отмечает Валерий Яковенко. Так, к примеру, «Нова пошта» уже несколько раз заявляла о желании использовать дроны.
«Работая четыре года на рынке, мы почти каждый день узнаем о новых сферах применения. Например, недавно делали показ коллекции сумочек на дронах для одного из глянцевых журналов. С расширением функционала дронов и простотой использования все больше компаний начинают внедрять их в свою деятельность: ЖКХ – для энергоаудита домов, лесничества – для борьбы с незаконной вырубкой, охранные предприятия – для обнаружения нарушителей. Некоторые виды дронов развивают скорость до 75 км/час, убежать от них злоумышленнику довольно тяжело. Плюс на дроны ставятся тепловизоры, ночью беспилотник может увидеть, как происходит процесс охраны и обнаружить нарушителя», – отмечает CEO Fly Technology.
Стимулы и преграды. По словам Игоря Зайцева, важным пунктом в развитии рынка будет наличие простых и прозрачных правил использования БПЛА в Украине. «Законодательное регулирование может стимулировать рост отрасли, но может и его «похоронить». Временный порядок использования воздушного пространства, инициированный Госавиаслужбой, вызывает массу вопросов и нареканий у «беспилотного» сообщества. Нужны четкие правила игры, то есть закон, понятный всем участникам процесса, в том числе производителям, эксплуатантам и контролирующим органам. Вместо этого мы имеем явно сырой документ, к тому же принятый без широкого обсуждения всех участников процесса», – считает Максим Глущенко.
Какие профессии будут востребованы в отрасли? Можно выделить две условные группы работодателей: производители и потребители дронов. Первые будут нуждаться в специалистах по разработке, проектированию, программированию. «Уже есть спрос на инженеров беспилотных систем, сборщиков подвесов и корпусов, технических специалистов центров обслуживания дронов», – отмечает Валерий Яковенко.
Компаниям, использующим БПЛА, будут нужны операторы дронов – люди, умеющие управлять дорогостоящими «игрушками», а также аналитики и специалисты по обработке собранных данных, менеджеры проектов и руководители полетных групп. Также они могут выполнять и нестандартные функции. Например, в «Мрие» работа оператора заключается в составлении плана полета, подготовке к вылету БПЛА и его запуска с помощью катапульты. После самолет возвращается в указанную точку и приземляется на парашюте.
Впрочем, в отдаленном будущем пилотов дронов, вероятно, сможет заменить ПО. В мире уже несколько компаний разрабатывают алгоритмы автономной навигации, для того чтобы минимизировать работу оператора либо вообще исключить ее. Представитель одной из них – руководитель отдела робототехники Pro-Drone Илья Шеремет – рассказал Mind, что эта компания создает полезную нагрузку для коптеров, которая при подключении наделяет их способностью делать инспекции энергетической инфраструктуры автономно. «Думаю, что в гражданском секторе пик востребованности операторов придет через пять лет, потом начнет спадать. Сейчас только появляются первые поколения по-настоящему автономных систем, где даже нет пульта управления (Airdog, Skydio R1). Поэтому лишь через лет 10 top-notch технологии станут стандартом», – полагает Илья Шеремет.
По его словам, в сфере индустриальной инспекции изначально стараются создать системы как можно более автономными, для того чтобы исключить все недостатки пилотирования человеком и сделать результаты инспекций consitant and repeatable (последовательными и повторяемыми). «В данном случае основная роль оператора заключается в сборе корректных данных и построении маршрута инспекции, иногда анализа в реальном времени. Думаю, в этом секторе востребованность специалистов будет стабильно расти», – отмечает руководитель отдела робототехники Pro-Drone.
Также будет работа и для пилотов военных коптеров. «Для боевых дронов сейчас и, надеюсь, всегда будет нужен человек, который в реальном времени должен подтвердить уничтожение цели, даже если идет ее автономный поиск. В военной разведке есть очень много нюансов работы, как проложить маршрут, откуда взлетать, как собирать и хранить данные, учитывать методы радиоэлектронной борьбы. Все это требует решений в реальном времени. Не думаю, что процессы можно будет автоматизировать в ближайшем будущем», – считает Илья Шеремет.
А в ближайшем будущем спрос на операторов БПЛА будет немалым. По прогнозам Association for Unmanned Vehicle Systems International, к 2025 году в США появится свыше 100 000 рабочих мест для пилотов дронов. В Украине открытых вакансий – пока немного. Вместе с тем, спикеры уже отмечают дефицит квалифицированных кадров. «Мы испытываем большой недостаток в операторах дронов и других специалистах. У нас есть вакансии, но подобрать качественных исполнителей не просто. Это связано, в первую очередь, с неоправданными ожиданиями самих соискателей. Работа с дронами – тяжелый труд с большим количеством командировок, полевой работой в разных погодных условиях. Чаще мы находим соискателей, которые представляют эту работу как нечто романтическое. К полной нагрузке более половины наших стажеров просто оказываются не готовыми. Всех соискателей приходится переучивать», – рассказывает Валерий Яковенко.
Игорь Зайцев полагает, что сейчас есть большой дефицит так называемых «универсальных солдат». «К примеру, в агросекторе желательно, чтобы сотрудник был и агрономом, и пилотом, который профессионально управляет БПЛА и мониторит свой участок поля. В сфере создания видеоконтента приходится сталкиваться с тем, что многие хорошие пилоты имеют отличные навыки управления дроном, но «не чувствуют кадр», им не хватает художественного представления съемки. Поэтому часто работают два человека в паре: пилот и режиссер», – рассказывает совладелец Fly Technology.
Вместе с тем, по мнению соучредителя Drone.UA, сейчас Украина входит в мировой ТОП-3 по количеству специалистов, связанных с беспилотными технологиями.
Во сколько оценивается труд операторов дронов? В США средняя зарплата пилота БПЛА составляет около $100 000 в год. «Уровень оплаты в Европе зависит от страны, индустрии, типа работы, ее сложности. К примеру, в Португалии, снимая свадьбы на самый простой коптер, можно зарабатывать от 800 евро в месяц, в Дании – от 2 000 евро. Чем сложнее, дороже пилотируемый аппарат, тем выше доход. Думаю, самые большие зарплаты – в военной сфере», – рассказывает Илья Шеремет, работающий в Португалии.
В Украине пока расценки ниже. «Стоимость услуг оператора зависит от множества факторов: какие дополнительные функции выполняет сотрудник и что, кроме управления дроном, делает человек после съемки. Если оператор только снимает фото/видео определенного места по указанному сценарию, а потом отдает «сырой» материал на монтаж другим специалистам, то его стоимость может варьироваться от 500 до 1000 грн за отлетанную батарею. Кроме того, важным аспектом является техника: если у пилота свой дрон, который снимает видео в 4К, то и стоимость такой съемки в разы увеличивается», – рассказывает Игорь Зайцев.
По словам Валерия Яковенко, размер зарплаты зависит и от региона. В областях операторы дронов зарабатывают 6 000 – 8 000 грн вместе с пакетом компенсации, в Киеве – зарплаты выше. «Мы стараемся формировать инструменты мотивации, когда весь персонал получает надбавку к зарплате в зависимости от своей персональной эффективности. Регулярно повышаем уровень компенсации», – отмечает соучредитель Drone.UA.
Где лучше получить необходимые знания для профессий?
Вузы. Украинские вузы еще не готовят разработчиков, инженеров, операторов дронов. Хотя частично освоить специальность «создателя» БПЛА можно в учебных заведениях, в которых преподается авиастроение. К примеру, Механико-машиностроительный институт при КПИ, в состав которого недавно включен факультет авиационных и космических систем, готовит специалистов по разработке, проектированию, исследованию и эксплуатации систем управления подвижными объектами, конструирования и производства авиационной техники. В Харьковском авиационном институте есть факультеты управления летательными аппаратами, авиастроения, программной инженерии и т.п. При Национальном авиационном университете – Аэрокосмический институт, Институт аеронавигаций, электроники.
Вузовской подготовки недостаточно. «80% знаний я получил из интернета», – рассказывает Илья Шеремет, закончивший факультет авиационных и космических систем КПИ и защитивший степень магистра в Варшавском политехническом университете.
Онлайн-курсы. Для желающих освоить производство беспилотников есть немало open source проектов, где можно обучиться построению дрона с нуля. Илья Шеремет советует PX4 и Ardupilot. «Там есть пошаговое описание со всеми деталями производства. Думаю, любой программист, электронщик может легко войти в этот рынок», – считает спикер.
Оффлайн-курсы. В Украине начали появляться компании, которые обучают пилотированию дронов: «Дронариум», Somedia, RTF Academy. «Актуальность профессии растет, поэтому создаются учебные курсы при поддержке либо бренда-производителя дронов или крупных игроков на рынке. К примеру, наша компания – дистрибьютор DJI – создала один из таких курсов. Главный тренер получил сертификат пилота от DJI. Есть программа как для профессионалов, так и для начинающих», – рассказывает Игорь Зайцев.
DroneUA запустил бесплатные курсы для ветеранов АТО совместно с Госслужбой занятости и министерством соцполитики. «Мы хотим, чтобы профессия оператора дрона появилась в официальном классификаторе украинских профессий, и разработали пилотный проект по обучению сотни ветеранов АТО. Оператор дрона – не просто профессия «летчика». Это комплекс знаний в картографии, сельском хозяйстве, сфере неразрушающего контроля и т.д. Такому в университетах не учат, поэтому видим необходимость в развитии собственных проектов по организации обучения», – отмечает Валерий Яковенко.
Сам себе «режиссер». Пока многие компании самостоятельно обучают специалистов или обращаются за помощью к производителям БПЛА. По словам операционного директора «Агро-Регион», у них операторами дронов становятся работающие сотрудники после инструктажа и нескольких практических занятий. В «Мрие» операторами работают специалисты GPS-отдела, которые прошли обучение у разработчика самолета.
Книги. В сети можно найти немало профильной литературы. Вот несколько новых поступлений, доступных в тематической подборке Google Play.
Building Smart Drones with ESP8266 and Arduino (Syed Omar, Faruk Towaha)
Книга о том, как создавать промышленные дроны с Arduino и ESP8266 и их модифицированные версии аппаратного обеспечения. Авторы отмечают, что читателю были бы полезны базовые знания в области электроники и программирования: книга не для новичков.
Aviation Law and Drones: Unmanned Aircraft and the Future of Aviation (David HodgkinsonRebecca Johnston)
Книга для желающих углубиться в анализ законодательных нормативов. Авторы анализируют взаимосвязь между развивающимися технологиями и попытками законодателей идти в ногу с ними. Рассматривают национальные и международные законы в области БПЛА, включая вопросы безопасности и конфиденциальности.
Responsible Drone Journalism (Astrid Gynnild,Turo Uskali)
Авторы рассказывают о возможностях и дилеммах использования беспилотников СМИ, рассуждают об ответственной журналистике. По их мнению, книга будет интересна преподавателям и студентам факультетов журналистики, а также политикам, законодателям, разработчикам и гражданам, заинтересованных в ответственном использовании беспилотных камер.