Не отдать лишнего: какие платежи обязательны при купле-продаже квартир

И как уменьшить эти затраты

Фото: pixabay

При сделках с жилой недвижимостью на вторичном рынке и продавец, и покупатель несут определенные издержки. Причем стороны о предстоящих затратах порой даже не подозревают. И для покупателя оказывается сюрпризом тот факт, что, кроме денег, уплаченных за квартиру, он вынужден  еще раскошеливаться. Продавец удивляется тому, что ему на руки достанется не вся сумма, полученная от продажи квадратных метров.

Mind разбирался, как при грамотной организации сделки уменьшить затраты.

Комиссия риелтора

Поскольку в большинстве случаев купля-продажа недвижимости проводится при участии агента-посредника, он возьмет комиссию за свои услуги. Стандартный размер комиссионных – 5% от суммы сделки. Их уплачивает покупатель. Но если квартира дорогая или покупатель очень «сложный» и риелтор долго добивался его благосклонности, можно договориться о снижении комиссии до 3–4%. Редко, но бывает и так, что продавец и покупатель делят комиссию напополам: по 2,5% на каждого.

Услуги нотариуса

Сделки с недвижимостью подлежат нотариальному оформлению. Разумеется, за услуги нотариуса тоже нужно платить. И не исключено, что дважды: при оформлении договора задатка и при оформлении основного договора. За договор задатка нотариусы берут от 1000 грн, за основной договор – 3000–5000 грн. Нотариальные услуги стороны оплачивают пополам. Как сэкономить? Например, не заключать договор задатка в нотариальной форме. «Как правило, договор задатка составляется в простой письменной форме о том, что сторона обязуется в будущем продать, а другая – купить конкретный объект недвижимости, с указанием реквизитов сторон, суммы задатка и условий сделки», – уточняет юрист компании «Де-юре» Владимир Данилин. Этот документ имеет юридическую силу, и в случае чего его можно использовать как доказательство в суде. Кроме того, если оформлять оба договора у одного и того же нотариуса, он может сделать скидку на 500–1000 грн.

Госпошлина и взнос в Пенсионный фонд

За удостоверение договора купли-продажи недвижимости взимается госпошлина в размере 1% от оценочной стоимости квартиры. Еще нужно уплатить сбор на общеобязательное пенсионное страхование – тоже в размере 1% от стоимости квартиры. Уплата государственной пошлины законом не возложена ни на одну из сторон. Но поскольку сбор в Пенсионный фонд платит покупатель, то госпошлину оплачивает продавец. «От государственной пошлины освобождены лица, отнесенные к числу пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов и партизан, пропавших без вести; инвалиды I-II категорий», – уточняет адвокат юридической фирмы «Кушнир, Якимяк и партнеры» Ольга Чайковская-Тимкович. От уплаты взноса в ПФ освобождаются граждане, которые приобретают недвижимость и состоят на квартирном учете, и те, кто приобретает жилье впервые.

Прочие затраты

Продавец квартиры обязан провести оценку недвижимости у независимого эксперта. Без оценки нотариус не осуществит сделку. При этом в договоре купли-продажи сумма указывается не ниже оценочной. Как правило, оценщика подыскивает риелтор, и он же получает от него акт экспертизы. Стоимость оценки – от 300 грн до 1000 грн. Также на сделку нужен технический паспорт. Несмотря на то, что на сегодняшний день он не является обязательным документом для купли-продажи недвижимости, нотариусы все равно его требуют для регистрации права собственности после сделки. Поэтому, если техпаспорт утерян или старый (его «возраст» не может быть более года), придется сделать этот документ заново. Его стоимость –  от 500 грн до 1000 грн. Еще продавец должен получить информационную справку из БТИ, за нее нужно заплатить до 1500 грн.

На плечи покупателя дополнительно ложатся расходы за получение выписок и справок из государственных реестров при подготовке и заключении договора – это около 300 грн. И покупатель же платит административный сбор за государственную регистрацию права собственности в размере 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных граждан. В 2019 году – это 192,1 грн.

Налоги

Доход от сделок с недвижимостью является объектом обложения НДФЛ. Но если продажа квартиры происходит не чаще одного раза в течение отчетного налогового года и объект продажи находился в собственности налогоплательщика более трех лет (исключение – имущество, полученное в наследство), то продавец квартиры этот налог не платит.

«В противном случае продажа недвижимого имущества облагается по ставке 5% для резидентов Украины и 18% для физических лиц – нерезидентов», – объясняет Ольга Чайковская-Тимкович. Налог рассчитывается исходя из оценочной стоимости объекта продажи.

Кроме того, при начислении налога на доходы физических лиц оплачивается военный сбор в размере 1,5% от суммы сделки. «Налог и военный сбор платит продавец, так как именно он получил доход, который подлежит налогообложению», – предупреждает Владимир Данилин.

Итого

В сделках с недвижимостью больше затрат несет покупатель. Прежде всего из-за комиссии, которую он платит риелтору. Например, приобретая квартиру за $30 000, покупатель отдает около $1500 агенту по недвижимости, $300 в Пенсионный фонд и около $100 за услуги нотариуса (в расчетах не учтены  выписки и админсбор. – Mind). Итого почти $2000.

Продавец уплачивает в этой же сделке $300 госпошлины, где-то $100 за оценку, техпаспорт и справку из БТИ, и еще $100 нотариусу. Итого, затраты продавца – около $500, что в четыре раза меньше, чем покупателя. Но вот если доход от продажи квартиры попадает под уплату НДФЛ, то в результате издержки и продавца, и покупателя сравняются.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS