Mind.ua в партнерстве с платформой открытых инноваций Re: actor и компанией KPMG в Украине готовит первый в стране Индекс инновационности украинского бизнеса. Мы хотим понять, насколько самые мощные отрасли экономики готовы к вызовам будущего, какие инновации внедряют крупнейшие игроки и куда движется рынок. Результаты оценки компаний будут озвучены 10 октября на конференции Tech Fusion 2019 и опубликованы на Mind.
Мы уже писали, что происходит, когда консервативный сектор – агро – объединяет свои усилия с высокими технологиями, и какие изменения претерпит банковская сфера с приходом в нее новейших технологических разработок. На этот раз остановимся на том, как инновации влияют на свою «колыбель» – телеком-сегмент.
Телеком – самая молодая отрасль из тех, о которых Mind рассказывает в проекте. Но, по сути, она представляет собой движущую силу всех остальных инноваций в мире. Связь – фиксированная, потом мобильная, затем скоростной интернет – изменили принципы взаимодействия людей с объектами и друг с другом, стали проводником четвертой промышленной революции. Но даже внутри этой отрасли происходит большая трансформация благодаря новым возможностям сетей и в силу сокращения прибыли от основного бизнеса.
Как в свое время мобильная связь «съела» фиксированную, так же теперь приложения и OTT-сервисы «съедают» заработки мобильных операторов и кабельных провайдеров. И те, и другие превратились в «трубу», по которой «наливается» интернет и сопутствующие сервисы. Ведь именно они стали точками роста доходности в ситуации, когда заработки от голосовой связи падают, а абонентская база уже не увеличивается привычными темпами.
Так, по данным GSMA, в октябре 2019-го в мире насчитывалось 5,15 млрд уникальных абонентов мобильной связи и 9,32 млрд всех подключений с учетом IoT, причем последние растут вдвое быстрее. 60% абонентов уже владеют смартфоном и 3,6 млрд – пользуются мобильным интернетом. Еще 1,4 млрд человек впервые воспользуются мобильным интернетом в течение ближайших семи лет.
Примерно в трети стран мира среднемесячный объем трафика одного пользователя в 2018 году превысил 5 ГБ. По данным отчета Tefficient, отрыв от прошлого года значительный, а к 2024-му ожидается пятикратный рост.
В отчете крупнейшего оператора China Mobile говорится, что в 2018 году выручка от голосовых услуг сократилась на 31,1% и составила 16,1%. Интернет принес 80,8% выручки от телеком-сервисов, и за год она выросла на 9,9%. Данные второго по размерам мобильного оператора – Vodafone – похожи. За последние три года рост трафика в сети составил 51–65%. Выручка от передачи данных за последний год выросла на 12,8% и достигла 43% в структуре выручки оператора.
Если в эпоху 3G речь шла о росте потребления трафика и доходах на приложениях для пользователей, то 4G – это уже больше про бизнес. Big data, IoT-платформы, больше подключенных устройств, искусственный интеллект, кросс-индустриальные проекты и сервисы на стыке разных технологий.
Связь 5G будет уже целиком и полностью про интернет вещей и постоянное подключение. Операторам она дает больше возможностей для интеграции в цифровую инфраструктуру и монетизации трафика. На пике развития технология может стать угрозой для провайдеров фиксированной связи. Как минимум там, где есть необходимость избавиться от проводов – на производстве и т. д.
Но пока до массового использования 5G далеко, текущие возможности мобильных сетей меняют бизнес операторов и индустрии, экономику стран и жизни миллионов людей.
В 2018 году мобильная экосистема сгенерировала $1,1 трлн, из них $680 млрд досталось операторам, а $180 млрд заработали создатели сервисов, приложений и контент-провайдеры. Но и сами операторы активно зарабатывают на сервисах. Наиболее популярны услуги в сфере финансов (мобильные цифровые кошельки) и контента (видео, аудио, книги), созданные самостоятельно или в партнерстве с провайдерами контента.
По словам визионера сферы финтеха Криса Скиннера, в Индии и других развивающихся странах Азии одной из главных причин для подключения к мобильной связи становится доступ к финансовым сервисам.
Аналогичная ситуация в Африке: кейс M-Pesa (мобильный кошелек Vodafone, работает в ряде развивающихся стран) еще несколько лет назад стал известен в мире. На африканском континенте низкий уровень проникновения банков и доступа к финансам у населения. В таких странах, как Кения, Танзания, Нигерия, ЮАР и других, банковскую карту заменил смартфон. В M-Pesa можно хранить деньги, брать микрокредиты, переводить средства.
Помимо пользовательских финансовых сервисов операторы разрабатывают b2b-решения для приема платежей, которые могут заменить кассовые аппараты. Даже в Украине над такими проектами работают Vodafone и «Киевстар». Например, Vodafone на днях представил решение «Смарт Касса» с терминалом, который принимает оплаты по QR-коду.
Миллениалы и последующие поколения испытывают большую потребность в постоянном доступе к контенту, особенно видео. И телеком вынужден реагировать на запрос рынка.
Второй по размеру оператор в Индии, Jio, позиционирует себя как цифровая платформа. Ее создатель несколько лет назад обеспечил жителям недорогой доступ к 4G-интернету, а также завалил рынок смартфонов продажами бюджетного фичерфона под собственным брендом.
У телефона есть доступ к 4G, при этом он потребляет меньше трафика и более энергоэффективен, но в нем есть все популярные интернет-сервисы, а оператор предоставляет с него доступ к контенту. В платформе Jio есть ТВ-сервис с 500 каналами, онлайн-кинотеатр, мессенджер, музыкальный сервис, новостной агрегатор и приложение с газетами и журналами, облачный сервис и цифровой кошелек. Как пишет издание ET Telecom, сервисы Jio TV/Jio Cinema стали единой точкой входа для просмотра видео для многих индийских абонентов.
Видео вообще становится самым любимым контентом у мобильных пользователей, на него приходится большая часть трафика, а аппетиты аудитории относительно качества растут. Особенно популярен такой контент в странах Азии.
Рост популярности видео в разных странах
Между операторами или провайдерами и производителями контента бывают разные условия сотрудничества – White Label, когда контент поставляется под брендом оператора, доступ к контенту без платы за трафик, доступ к библиотеке контент-провайдера с оплатой услуги единым счетом с оператором или доступ сразу к нескольким библиотекам. Например, на территории СНГ часто источником видео-контента выступают OTT-сервисы Megogo, Amediateka, аудио – «Яндекс.Музыка».
В редких случаях операторы считают целесообразным создать собственный контент-сервис или купить гиганта на рынке. Это более дорогой способ развития, но он дает большую устойчивость для бизнес-модели в перспективе. Так, самой крупной сделкой 2016 года стала покупка AT&T медиаконгломерата Time Warner за $85,4 млрд. Однако чаще речь все-таки идет о партнерстве.
Сотрудничество помогает обоим участникам сделки расширять аудиторию и укреплять ее лояльность, создавать особые услуги для b2b-сегмента и защищать свой основной бизнес.
Также операторы пытаются играть на территории мессенджеров, завлекая пользователей бесплатным или безлимитным трафиком, в том числе в роуминге. Но пока потеснить гигантов им не удается.
По оценкам GSMA, к 2025 году в мире будет насчитываться 25 млрд устройств интернета вещей, а само направление сгенерирует $1,1 трлн выручки – это в четыре раза больше, чем операторы зарабатывают на IoT сейчас.
В сфере IoT самым популярным пользовательским направлением сегодня является «умный дом». В 2018 году таким образом было подключено уже 3,2 млрд устройств. Но все-таки индустриальное применение для IoT намного шире. Сегодня это и «умные строения», и «умный город», производство, логистика, здравоохранение, энергетика и транспорт.
Помимо подключения операторы зарабатывают и на самих платформах. В феврале 2019 года Vodafone отчитался о 77 млн подключений к своей IoT-платформе в 27 странах мира в рамках 80 проектов. В мировых лидерах направления – также операторы Telefonica, AT&T, Deutsche Telekom и другие.
Собственная инфраструктура позволяет операторам и провайдерам расширять сферу деятельности на неочевидные для них направления. Так, The Sydney Morning Herald пишет, что новозеландская компания TrustPower, пятый по величине производитель электроэнергии в стране и четвертый по величине розничный продавец электроэнергии, – это еще и поставщик интернет-услуг. В Австралии Vocus и Amaysim продают электроэнергию своим абонентам мобильной и фиксированной связи.
Стартап CityTaps8 в Нигерии разработал интеллектуальные счетчики для воды, которые благодаря M2M-подключению передают данные о воде на телефоны пользователей, а они могут оплатить услугу тут же, с помощью мобильных денег оператора Orange.
Еще одно популярное направление бизнеса – аналитика больших данных. Операторы предоставляют скоринг для услуг в сфере кредитования и страхования, создания тепловых карт и т.д. В Гане, стране, которая занимает пятое место в мире по малярии, операторская биг дата помогает бороться с болезнью. Изначально медики собирали и обрабатывали информацию о поступающих звонках от пациентов вручную. Но в 2017 году для этого стали использовать аналитическую систему, которая агрегировала ту же информацию в анонимном виде и таким образом позволяла оперативно оценивать ситуацию и направлять оборудование, медикаменты и людей туда, где это необходимо.
Несмотря на многие годы отставания в развитии сетей, украинские операторы – в мировом тренде. Конечно, у нас нет и (пока) не может быть таких услуг, как продажа электроэнергии, но у операторов есть что предложить бизнесу и частным пользователям. Все три компании в последние 1,5 года развивают финтех-направление, называя его стержнем своего бизнеса.
Операторы предлагают оплачивать со счета проезд (в нескольких городах), телеком- и некоторые другие услуги, а буквально на днях запустили переводы на карту по номеру телефона с самой низкой комиссией на рынке (0,5%). lifecell планировал выпуск своей платежной карты Paycell, но пока об успехах направления никто не отчитался, а загрузки приложений из Google Play находятся в пределах тысячи – нескольких тысяч.
В Украине «не взлетели» операторские мессенджеры (попытки были у «Киевстар» и lifecell), даже бесплатный трафик в роуминге, специальные каналы и поддержка номеров других операторов не помогли сделать продукт массовым.
Все три компании развивают контент-сервисы. Например, доступ к ТВ и видео, музыке, радио, книгам и журналам и т.д., но по загрузкам приложений в магазинах видно, что кроме видео это почти не пользуется спросом у украинцев.
Vodafone единственный среди операторов делает большой упор на розницу. Новое направление бизнеса начало развиваться около полутора лет назад, сейчас открыто 240 магазинов в 70 городах, сеть выходит в топ-3 по стране. Пока для оператора это скорее расходы, и Vodafone активно вступил в борьбу с «серым» импортом смартфонов в Украину, который не дает покоя официальной рознице уже много лет.
Также все компании развивают направление услуг для бизнеса. Все операторы делают большой упор на big data аналитику: скоринг, тепловые карты и другие решения. У компаний уже есть клиенты в этом направлении. Также операторы предлагают клиентам виртуальные АТС, решения для электронного документооборота и работы в облаке, запускают проекты Smart City, первые сети NB-IoT. У lifecell уже есть коммерческие решения в сети LoRaWan в сфере умного освещения, парковок, в агро. Глобальный Vodafone открыл IoT-платформу для Украины.
Также в этом году Vodafone Украина зарегистрировал IT-компанию «Смартфлекс», которая должна будет заняться разработкой решений для материнской компании и внешнего рынка в направлениях R&D и системной интеграции. Сейчас заказчиком выступает только украинский оператор.
«Киевстар» уже много лет развивает собственную сеть фиксированного интернета и предлагает абонентам оплачивать услуги мобильной, фиксированной связи и ТВ единым пакетом. На рынке поговаривают, что два других оператора также присматриваются к покупке провайдеров для выхода на рынок фиксированного интернета.
В Украине – с одним из самых низких ARPU в мире и не самой благополучной ситуацией с внедрением 4G – развитие дополнительных бизнесов в довесок к основным для операторов – вопрос не только трендов, но и банального выживания.