Акции vs пандемия: как фондовый рынок реагирует на кризисы

И при чем здесь новости

Несмотря на пандемию и коронакризис, акции Apple в июне приблизились к новому историческому максимуму после того, как аналитики Morgan Stanley сообщили о «сильных» продажах приложений в App Store.

Что происходит на фондовом рынке и как на него влияет пандемия, Mind предлагает узнать из перевода материала нобелевского лауреата экономики за 2013 год, профессора экономики Йельского университета Роберта Джеймса Шиллера (Robert J. Shiller) для Project-syndicate.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Как различные бизнесы сумели почувствовать потребности карантина и среагировать на них, читайте также в материале Mind «Звезды «панденомики»: 5 компаний-сенсаций, взлетевшие на COVID-19».

Чем хуже становятся экономические показатели и прогнозы, тем причудливее это отражается на конъюнктуре фондового рынка США. Тогда как СМИ предполагают, что цены на акции должны снижаться, они достигают рекордных максимумов – некоторый свет на такую ситуацию могут пролить теории, учитывающие психологию толпы, вирусные идеи и динамику эпидемий нарративов.

Деятельность фондовых рынков, особенно в Соединенных Штатах Америки, во время пандемии коронавируса, кажется, противоречит законам логики. С учетом того, что снижение спроса приводит к уменьшению инвестиций и занятости населения, каким образом цены акций удерживаются на плаву?

«Синдром новостей»?

Настоящее удивление вызывает то, что фактические экономические показатели и конъюнктура рынка отличаются все больше. Возможно, понять такую ситуацию помогут объяснения, которые учитывают психологию толпы, вирусные идеи и динамику эпидемий нарративов. В конце концов, динамика на фондовом рынке в большей степени обусловлена тем, как инвесторы оценивают подвижную реакцию других инвесторов на новости, чем самими новостями.

Это объясняется тем, что большинство людей просто не способны понять сущность экономических или научных новостей. А если еще и имеет место высокое недоверие к СМИ, то люди склонны полагаться на реакцию своих знакомых на новости. Процесс оценки требует времени, следовательно, несмотря на это, фондовые рынки не реагируют на новости быстро и кардинально, как это предусматривает общепринятая теория. Новости начинают новые тенденции на рынках, нет сомнений, что опытные инвесторы могут получить от этого выгоду.

Конечно, трудно понять, что на самом деле руководит рынком, но по крайней мере можно строить догадки постфактум, пользуясь имеющейся информацией.

В США можно выделить три этапа этого удивительного явления: 3% роста S&P 500 с начала кризиса, вызванного коронавирусом, в период с 30 января по 19 февраля, 34% падения с 19 февраля по 23 марта и 42% повышения начиная с 23 марта и по настоящее время. Влияние новостей на каждый из этих этапов не поддается объяснению, поскольку рынок реагирует с опозданием, исходя из реакции инвесторов.

Как ВОЗ всколыхнул рынок

Первый этап начался, когда 30 января Всемирная организация здравоохранения объявила новый коронавирус «чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения». В течение следующих 20 дней S&P 500 вырос на 3%, достигнув рекордного максимума 19 февраля.

Почему инвесторы были готовы платить за акции самую высокую цену сразу после того, как было объявлено о возможной глобальной катастрофе? Процентные ставки на этом этапе не снизились. Почему фондовый рынок не «предсказал» будущий экономический спад и не отреагировал на опережение путем снижения активности еще до того, как начался экономический кризис?

Несмотря на то что пандемия не является обычным событием, можно предположить, что большинство инвесторов в начале февраля не были уверены в том, что другие инвесторы и клиенты придадут значение этому событию, пока не заметили откликов других игроков рынка на новости и рыночные цены. Учитывая то, что в последний раз человечество сталкивалось с пандемией (гриппа) в 1918–20 годах, пока нет статистических данных о влиянии подобной ситуации на рынок. Мировая пресса уделила немного внимания началу карантина в Китае в конце января. Болезнь, вызванная новым коронавирусом, до 11 февраля даже не имела собственного названия, пока ВОЗ не назвала ее COVID-19.

В течение нескольких недель накануне 19 февраля общественное внимание к насущным проблемам, таким как глобальное потепление, длительная стагнация или избыточный долг, постепенно угасало. В Соединенных Штатах главной темой для обсуждения все еще оставалось дело об импичменте президенту Дональду Трампу, рассмотрение которого было завершено 5 февраля, и большинство политиков считали нецелесообразным поднимать панику из-за возможного приближения страшной трагедии.

О панических настроениях

Второй этап ознаменовался резким падением S&P 500 на 34% в период с 19 февраля по 23 марта, которое напоминало крах фондового рынка 1929 года. Однако по состоянию на 19 февраля, были зафиксированы лишь единичные случаи смертей от COVID-19 за пределами Китая. В этот период в мыслях инвесторов изменился не один, а целая совокупность связанных между собой нарративов.

Некоторые свежие новости были полной чепухой. Например, 17 февраля появилось первое упоминание об ажиотажном спросе на туалетную бумагу в Гонконге, это новость мгновенно превратилась в очень популярную историю вроде шутки. Конечно же, увеличивалось и количество стран, из которых поступали новости о распространении болезни. ВОЗ объявила коронавирус пандемией 11 марта. Интернет-запросы о «пандемии» достигли максимума в период с 8 по 14 марта, а пик запросов со словом «коронавирус» наблюдался с 15 по 21 марта.

Похоже, что во время второго этапа люди пытались получить базовое представление об этом удивительном явлении. Подавляющее большинство из них не могли сразу же сориентироваться в этом вопросе, это касалось и тех людей, которые могли влиять на рыночный курс ценных бумаг.

На фоне продолжающегося спада фондового рынка начали появляться яркие истории о трудностях и дестабилизации бизнеса, вызванных карантином. Например, сообщалось, что во время карантина в Китае некоторые жители были вынуждены есть пескарей и червей, чтобы прокормиться. Из Италии поступали истории о том, что медицинские работники в перегруженных больницах были вынуждены выбирать пациентов, которые смогут получить лечение. Неслыханной популярностью пользовались рассказы о Великой депрессии 1930-х годов.

Как работают реальные финансовые показатели

Начало третьего этапа, во время которого рыночный индекс S&P 500 вырос на 40%, было ознаменовано появлением некоторых реальных новостей о бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике. 23 марта, после того как размер процентной ставки упал практически до нуля, Федеральная резервная система США объявила о создании передовой программы инновационных кредитных линий. Через четыре дня Трамп подписал Закон о помощи, льготах и экономической безопасности в связи с коронавирусом (CARES) на сумму в $2 трлн, предусматривающий беспрецедентное бюджетно-налоговое стимулирование.

бюро переводов Профпереклад, агентство переводов Профпереклад Оба мероприятия и аналогичная реакция других стран напоминают действия, предпринятые государствами во время глобального кризиса 2008–2009 годов, следствием которых стало постепенное, но очень значительное повышение цен на рынке. По состоянию на 19 февраля 2020 года индекс S&P 500 увеличился в пять раз по сравнению со своей нижней границей в марте 2009-го. Большинство людей понятия не имеют, что запланировано Федеральной резервной системой США или что написано в законе CARES, но инвесторам известен по крайней мере один недавний пример того, когда такие меры сработали.

Широко упоминались свидетельства о меньших, но все равно значительных обвалах фондового рынка с последующим быстрым восстановлением темпов роста, которые имела место уже после 2018 года. А жалобы на то, что не была осуществлена покупка по более низким ценам или в 2009 году, создают впечатление, что к 2020-му произошло достаточное падение рынка. Поэтому в такой момент распространился СУВ (страх упущенных возможностей), который укрепил веру инвесторов в то, что возвращение на рынок будет безопасным.

На всех трех этапах наблюдается очевидное влияние настоящих новостей на функционирование фондового рынка во время COVID-19. Но изменение курсов ценных бумаг в ответ на новости не обязательно происходит быстро и логично. На самом деле, это очень редкое явление.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS