IPO для «Дії»: насколько реально вывести этот актив на биржу – мнения экспертов
Получат ли акционеры доступ к персональным данным украинцев

Заместитель министра цифровой трансформации Алексей Выскуб заявил о планах трансформировать ГП «Дія» во «что-то наподобие ПрАТ» и вывести актив на IPO. Многие читатели восприняли заявление как странную шутку. Продукты этого госпредприятия – одноименные портал и мобильное приложение – имеют доступ к закрытой информации, в том числе, к персональным данным граждан страны. Спустя несколько дней Минцифра не опровергла заявление Выскуба, что дает повод предполагать: «Дію» действительно готовят к IPO.
Mind попросил инвестаналитиков и экспертов пояснить:
- насколько реально вывести такой актив на фондовую биржу;
- были ли в истории случаи, когда на IPO выходила компания, продукты которой имеют доступ к госреестрам или другой закрытой информации;
- как может быть оценена «Дія»;
- каких инвесторов может заинтересовать этот актив (кроме российских спецслужб).
Спойлер: в выходе на IPO есть преимущества для пользователей. Публичное акционерное общество окажется под более пристальным контролем и аудитом. Топам компании придется повысить кибербезопасность, техническую проработку сервисов, изменить тон коммуникации и перестать игнорировать жалобы пользователей.
Справка. По данным Опендатабот, 2020 год ГП «Дія» закончило с доходом – 60,8 млн грн, чистой прибылью – 45 000 грн. Результаты за 2021-й пока не опубликованы. В финансовом плане говорится, что в прошлом году предприятие планировало получить около 87 млн грн дохода и 670 000 чистой прибыли.


Максим Филиппов,
управляющий партнер GR Capital:
– Вывод «Дії» на украинскую биржу выглядит вполне реально. А требования зарубежных бирж, как правило, включают аудированную по международным стандартам отчетность за несколько последних лет. Также есть требования по корпоративному управлению, которые достаточно дорого обеспечить при выручке в несколько миллионов долларов, которую сейчас мы видим в планах у «Дії».
Государственные компании, как и частные, выходят на IPO. И это большой плюс для их владельцев – народа, так как предприятия становятся более прозрачными, ликвидными и предсказуемыми.
Но важно учитывать один ключевой фактор независимо от формы собственности: выход на IPO имеет смысл только, когда компания уверена в высоком спросе на ее акции. В данном случае есть несколько нюансов.
Первый: компании, как «Дія» с небольшой выручкой, невысокими темпами роста (а рост с $2 млн до $3млн за один год для предприятия с околобесплатным привлечением пользователей – это небольшой рост) и только с большими будущими планами на монетизацию – интересуют очень ограниченный круг инвесторов.
Второй: компании, работающие с чувствительной информацией, а тем более с доступом к госреестрам, как правило, воспринимаются очень рисковыми. Не добавляют уверенности слухи о частых взломах и утечке данных.
Третий: наше государство сложно назвать хорошим акционером на фоне ситуаций с давлением на Набсовет «Нефтегаза» и ручное назначение СЕО. Вряд ли кто-то поверит долгосрочно в заверения правительства.

Тарас Козак,
основатель и президент инвестиционной группы «УНИВЕР»:
– Вывести подобный актив на IPO возможно. Компания, которая имеет доступ к секретным материалам или гостайне, может быть частной. К примеру в США частная компания производит атомные бомбы. У отечественного ПАО «Мотор Сич», за технологиями которого «гоняются» в мире, доля государства очень мала. По закону об акционерных обществах, акционеры не имеют доступа к операционной деятельности компании, в том числе, к закрытой информации.
Если «Дія» или другие государственные компании станут частными акционерными обществами с контрольным пакетом государства (50 + 1 акция) – это, как минимум, позволит их капитализировать. При необходимости частные акционеры легче внесут дополнительные средства на развитие. К тому же стандарты управления акционерным обществом – значительно выше. Это позволит создать нормальный наблюдательный совет, более эффективно управлять предприятием, привлечь иностранных специалистов и т.п. К слову, готовится постановление правительства, по которому ProZorro станет ЧАО.
Как может быть оценен актив («Дія»), пока сказать сложно. Думаю, монетизация компании возможна: чем больше людей подключится к порталу или мобильному приложению, тем больше бизнесов заинтересуются возможностью продавать свои услуги через этот механизм.
Насколько этично государству зарабатывать на доступе к гражданам страны? Возьмем, к примеру, кейс «Укрпошты». Украинские и иностранные компании пользуются услугами этого госпредприятия для того, чтобы доставлять посылки гражданам Украины. В случае с «Дією» – такой же механизм. Или еще пример – некогда государственный «Укртелеком». Доступ к пользователям «Дії» фактически ничем не отличается от доступа в «Укрпоште» или «Укртелекоме». Если гражданин не захочет получать услуги – он не будет пользоваться приложением «Дія» или получать какие-то услуги от бизнеса.
Думаю, когда компания будет готова к выходу на IPO, появится большая очередь желающих войти в актив. Лично я стану покупать акции, если в тот момент цена будет перспективной: доходность инвестиций будет более высокой в сравнении с другими активами. В то же время, перед выходом на IPO любая компания прогнозирует оценку акций. Если цена низкая – откладывает выход на биржу, пока ситуация не нормализуется. Конечно, в нынешних условиях, когда есть угроза с Востока, – рано выходить. Надеюсь, вскоре горячие дни закончатся. Украина станет инвестиционно привлекательной.

Дмитрий Овчаренко,
CEO Alcor, вице-президент по финансово-правовым вопросам ассоциации IT Ukraine:
– Закон не запрещает реорганизацию государственных предприятий в акционерные общества. Даже наоборот, прямо предусматривает такую возможность. Примеры долго искать не нужно: вспомните «Укроборонпром», на котором стартовал такой переход в прошлом году.
Другое дело, что такая организационно-правовая форма, как частное акционерное общество (тот самый «ПрАТ» из интервью), не предполагает публичное предложение акций, – это право публичных акционерных обществ. С учетом этого, возможно, следует рассматривать превращение «Дії» в акционерное общество и его выход на IPO, что потребует изменение типа акционерного общества в публичное, как две пусть и пересекающиеся, но все же разные инициативы.
Не слышал, чтобы компании такого типа выходили на IPO. Не уверен, что в ее сегодняшнем виде – платформа, ориентированная на предоставление государственных услуг в Украине, – «Дія» сильно заинтересует инвесторов. Все же это история не про прибыль и маржинальность. Но вот «Дія», которая занимается экспортом таких решений за рубеж, организовывает, настраивает и поддерживает процессы цифровой трансформации в других странах – это уже интересно. Насколько экспорт таких технологий приемлем с точки зрения безопасности – вопрос открытый.

Андрей Колодюк,
основатель UVCA:
– Вероятность выхода «Дії» на IPO можно оценивать по двум «вещам»: идея и ограничения. В идее монетизации (доступ к пользователям) какая-то суть есть. Но есть и достаточно существенное ограничение.
Чтобы вывести этот актив на IPO – нужно провести приватизацию предприятия. Сомневаюсь, что можно приватизировать компанию, у которой есть доступ к объектам критической инфраструктуры (госреестрам).
Но понимаю, что у нас можно изменить любые законы. Если все же это случится, не уверен, что актив заинтересует инвесторов. Вливания в компанию, в основе которой заложен госсервис, рискованы для инвесторов.

Евгений Саранцов,
основатель платформы открытых инноваций REACTOR.UA:
– Еще год назад говорил, что «Дія» будет частной компанией. Других вариантов нет. Только вопрос, насколько этично использовать государственную монополию для капитализации актива.
Практика вывода госактивов на фондовую биржу не нова. К примеру, Дубай планирует вывести на IPO 10 государственных компаний.
Понятно, что инвесторам выгодно инвестировать в госмонополии. Но где же тогда свободный рынок?

Эдуард Рубин,
сооснователь Kharkiv IT Cluster, основатель Telesens:
– Во многих странах акционерные компании с государственной долей выведены на биржу. Удивительного здесь ничего нет. Например, в Норвегии – Telenor и Statoil. На компании под госконтролем приходится всего 4% рыночной капитализации в развитых странах. Госкомпании преобладают на рынках стран Персидского залива – Катара и ОАЭ, здесь на них приходится более 80% всей рыночной капитализации, а также во Вьетнаме, Саудовской Аравии, Малайзии и Китае. В России, например, этот показатель близок к 50%.
По поводу доступа к закрытой информации. К примеру, данные пользователей Telenor хранятся в базе данных. Они равноценны данным из госреестра. Также надо понимать, что доступ к госреестру – это не сам реестр. В Минцифре уверяют, что «Дія» не хранит данные у себя в БД.
В нынешнем виде актив не интересен для инвесторов. Вероятно, появятся дополнительные платные сервисы, которые будут приносить доход. И уже от этого будет зависеть заинтересованность инвесторов.
Я бы купил акции «Дії», если это будет стабильное предприятие с хорошим бизнес-планом. Также надо понимать, как на него будет влиять государство, какая защита его деятельности будет при смене власти.

Валерий Красовский,
CEO и соучредитель Sigma Software Group:
– На биржу реально вывести любую компанию, которая может представлять интерес для инвесторов, для этого она должна заниматься бизнесом. Вообще, это очень интересная история для Украины и цифровизации в целом. Но здесь, безусловно, сначала необходимо начать генерировать бизнес, возможно, продавать решение в другие страны, расширять и делать платные сервисы и многое другое.
Государственные компании довольно часто выводятся на биржу. Например, польская страховая PZU – в 2010 году, Казахская компания по управлению электросетями – в 2014-м (она, безусловно, имеет доступ к данным граждан), нефтяной гигант Saudi Aramco – в 2019-м.
Я бы не проводил связи между выходом на биржу и доступом к информации о гражданах. Большое количество банков, частных компаний, к примеру, тот же Facebook, находятся на бирже и имеют доступ к огромному количеству персональных данных.
Как может быть оценен такой актив? В настоящее время его невозможно оценить, не зная бизнес-модель.
Каких инвесторов может заинтересовать актив? Спецслужбам такой актив не интересен, как и акции других компаний. Покупая акции, ты не получаешь доступа к информации в базах данных компании, это всего лишь инструмент для заработка. Я бы приобрел акции, если актив будет интересен и будет генерировать прибыль.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].
Дія молодці. Видчуває моє серце, що скоро через Дію можна буде переводити криптовалюту в гривню. Я правда уже почитала багато інформації , наприклад https://changeit.com.ua/news/kak- obnalichit-bitkoin-v-ukraine/ , і знаю як легко обминяти валюту в криптообминниках, але в Дії це мабуть ще легше буде зробити.