Заболело в мире
11,694,766
Умерло в мире
540,157
Вылечилось в мире
6,353,451
Заболело в Украине
49,607
Умерло в Украине
1,283
Вылечилось в Украине
22,193
Звезды «панденомики»: 5 компаний-сенсаций, взлетевших на COVID-19

Звезды «панденомики»: 5 компаний-сенсаций, взлетевших на COVID-19

Как разные бизнесы сумели прочувствовать потребности карантина и среагировать на них. Или изначально занимали перспективную нишу

Этот материал также доступен на украинском
Звезды «панденомики»: 5 компаний-сенсаций, взлетевших на COVID-19
Фото: pixabay

После того как 11 марта была объявлена пандемия коронавируса, мировая экономика погрузилась во тьму неопределенности. В этой тьме многие блиставшие ранее бизнесы потерпели крах и померкли, но на их месте загорелись новые звезды: Shopify, Zoom, Twilio, Moderna, Peloton. Эти пять компаний умудрились за 100 дней коронавирусного кризиса подорожать более чем вдвое, увеличив свою совокупную рыночную стоимость почти на $150 млрд. Mind изучил, что это за бизнесы и на чем основан их прорыв.

Shopify – площадка для миллиона магазинов

Цена акций 11 марта: $580

Цена акций 18 июня: $1175

Капитализация: $132 млрд (+$67 млрд)

Канадский маркетплейс Shopify имеет вдохновляющую историю. Программист Тобиас Лютке в 2004 году загорелся идеей создать небольшой интернет-магазин досок для сноуборда, но существовавшие в то время конструкторы сайтов Microsoft Commerce и Yahoo Stores для реализации его замыслов не подошли. За два месяца Лютке написал свой программный код для управления онлайн-магазином – и понял, что развивать нужно его, а не сноубордный бизнес. В 2006-м платформа для создания и управления сайтами Shopify появилась на рынке и вскоре стала самой быстрорастущей компанией Канады.

Когда в марте вводимые правительствами запреты вынудили бизнесы массово идти в онлайн, Shopify испытал наплыв новых клиентов. Компания сообщила, что число открытий магазинов на ее платформе увеличилось на 62% в период с 13 марта по 24 апреля в сравнении с предыдущими шестью неделями.

Успех Shopify ее финансовый директор Эми Шаперо объясняет просто – компания оказалась «в хорошей позиции» на фоне пандемии COVID-19, так как помогает бизнесам быстро переместить свою торговлю в онлайн и с помощью различных приложений разрекламировать себя в интернете. В апреле платформа Тобиаса Лютке отчиталась о предоставлении услуг более миллиону бизнесов из 175 стран. А в мае Shopify обогнал на биржах подешевевший банк Royal Bank of Canada и стал самой дорогостоящей компанией Канады.

Zoom – «победитель Скайпа»

Цена акций 11 марта: $110

Цена акций 18 июня: $240

Капитализация: $67 млрд (+$36 млрд)

В марте 2020 года Zoom сотворил невероятную сенсацию, внезапно оказавшись доминирующим сервисом для видеозвонков. Когда пандемия переместила миллионы людей в их дома из офисов и школ, это должно было обеспечить прилив пользователей к софтверному гиганту Microsoft, владеющему самым известным и представительным приложением для видеосвязи Skype. Однако основной поток новых пользователей пошел в другое русло. Созданный китайцем Эриком Юанем сервис Zoom в начале пандемии люди устанавливали в четыре раза больше, чем Skype, и в девять раз больше, чем Google Hangouts.

Количество ежедневных пользователей мобильного приложения Zoom резко подскочило с 32 млн 12 марта до 200 млн к концу месяца, а в апреле достигло отметки 300 млн. В период самоизоляции Zoom стал платформой для проведения самых разнообразных собраний: от заседаний правительства Британии до встреч анонимных алкоголиков. В сервисе проходят планерки врачей, клубные вечеринки, религиозные собрания, свадьбы, занятия фитнесом и йогой.

Феномен взрывного роста популярности Zoom аналитики объясняют более интуитивным, чем у конкурентов, интерфейсом, а также простотой подключения новых пользователей. Ученикам, чтобы собраться в класс, не нужно регистрироваться – достаточно пройти по ссылке на видеоконференцию и ввести случайно сгенерированный из 9-11 цифр код. Это стало решающим фактором популяризации сервиса: преподаватели из тысяч учебных заведений пригласили в Zoom своих учеников, а те – своих друзей и родственников.

Twilio – «маг коммуникаций»

Цена акций 11 марта: $87

Цена акций 18 июня: $215

Капитализация: $30 млрд (+$18 млрд)

Twilio – поставщик облачных колл-центров. Он позволяет своим клиентам, количество которых уже превысило 200 000, интегрировать в любое приложение мессенджеры, видеочаты и голосовые звонки. И поддерживает по этим каналам дешевую и бесперебойную связь «в облаке».

Сервис Twilio, по словам его основателя Джеффа Лоусона, был создан как раз для таких кризисов как COVID-19, поскольку обеспечивает многим секторам экономики возможность работать даже в условиях, когда все люди заперты в своих домах.

В разгар пандемии спрос на программные продукты Twilio существенно возрос. В период с 18 марта по 30 апреля ежедневный приток клиентов к этой компании, по ее утверждению, в среднем оказался на 25% выше, чем в первые 11 недель 2020 года. При этом ранее зарегистрированные в Twilio пользователи также проявляли повышенную активность, заказывая дополнительный софт для оповещений, видеоконференций, голосовых звонков и обмена текстовыми сообщениями.

До пандемии Джефф Лоусон особенно гордился тем, что Twilio связывал водителей и пассажиров в таких сервисах такси, как Lyft и Uber. В марте поводов для гордости у Twilio стало больше, так как основными новыми заказчиками его облачных сервисов стала индустрия телемедицины, обеспечивающая виртуальные приемы пациентов у их лечащих врачей.

Moderna – «обещатель вакцин»

Цена акций 11 марта: $23

Цена акций 18 июня: $64

Капитализация: $23,5 млрд (+$15 млрд)

Созданная в 2010 году американская биотехнологическая компания Moderna Therapeutics примечательна тем, что за девять лет своего существования не вывела на рынок ни единого своего продукта. Но кое-что она научилась делать превосходно – убеждать политиков и инвесторов в своей способности изобрести передовое лекарство и стать основоположницей нового вида трансформационной медицины.

В декабре 2018 года Moderna удивила многих представителей научного сообщества, считавших, что компания впустую сжигает деньги. Она провела крупнейшее в истории биотехнологического сектора первичное размещение (IPO), продав 8% своих акций за $600 млн. Таким образом компания получила $7,5-миллиардную оценку бизнеса при отсутствии доходов и кумулятивных убытках в $1,5 млрд.

В 2020 году Moderna совершила еще более головокружительный взлет, заявив о создании нетрадиционным методом безопасной вакцины от коронавируса. Представители компании утверждают, что синтетические рибонуклеиновые кислоты ее экспериментального препарата mRNA-1273 превращают живые человеческие клетки в белки, похожие на белки SARS-CoV-2. Таким образом вакцина вызывает в организме нужную иммунную реакцию для защиты от COVID-19 без малейшего риска инфицировать пациента.

В марте Moderna получила $483-миллионный грант от администрации президента США на разработку вакцины mRNA-1273, и стоимость компании взлетела. Акции Moderna подскочили в цене снова после того, как 18 мая ее представители объявили об успешном проведении первой фазы тестирования вакцины на людях и о получении от властей США разрешения на дальнейшие испытания.

Peloton – «Нетфликс фитнеса»

Цена акций 11 марта: $22

Цена акций 18 июня: $51

Капитализация: $14 млрд (+$8 млрд)

Идея создать Peloton в 2012 году озарила нью-йоркского бизнесмена Джона Фоули, решившего похудеть и задумавшегося над тем, почему в тренажерном зале среди таких же тренирующихся людей ему в радость заниматься фитнесом, а дома – одолевает лень крутить педали велотренажера и тянет лечь на диван и смотреть развлекательные телепередачи по видеостримингу «Нетфликс».

Фоули решил сделать домашние тренировки столь же увлекательным занятием, как просмотр «Нетфликса» в компании друзей. Peloton разработал велотренажеры, а затем и беговые дорожки с сенсорными экранами, создающими эффект тренировок под мотивирующим руководством профессиональных инструкторов – красивых, накачанных и популярных в соцсетях – и совместно с группой других «пелотонистов» на таких же тренажерах.

Крутя педали на велосипеде Peloton, на его дисплее можно слушать и наблюдать проводящего занятие инструктора, смотреть статистику своей тренировки: текущую скорость, пройденную дистанцию, оставшееся время, пульс, сожженные калории… Устройство также выводит на экран результаты остальных участников заезда, стимулируя подняться на более высокое место в общем рейтинге или обогнать персонально кого-то одного из них.

В марте отрезанные от фитнес-залов и оказавшиеся в домашнем заточении американцы создали ажиотажный спрос на тренажеры и интерактивные сервисы Peloton. Компания сообщила, что март 2020 года закончила с 833 подписчиками на ее виртуальные фитнес-услуги, а 12 мая число ее подписчиков превысило миллион.

Джон Фоули любит повторять, что его компания «продает счастье». Однако это счастье не из дешевых. Свою базовую модель велотренажера Peloton предлагает приобрести за $2 245, позволяя погасить эту сумму в рассрочку 39-ю платежами по $58 в месяц. Но чтобы у приобретенного агрегата функционально работал сенсорный экран, «счастливчику» придется доплачивать еще по $39 каждый месяц.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате