Кабмин утвердил предложение Минцифры выделить 850 млн грн на интернет-субвенцию. Если парламент поддержит эту расходную строку бюджета, в следующем году стартует еще одна «большая стройка». Провайдеры начнут протягивать оптику в отдаленные села, а их жители получат доступ к высокоскоростному проводному интернету.
Однако в этой идеальной картине мира могут возникнуть «трещины». Mind выяснял, собираются ли крупные и небольшие игроки рынка участвовать в тендерах на условиях Минцифры, когда начнется прокладка сетей и сколько сел может быть подключено к Сети.
В чем проблема? По данным исследования Минцифры, более 16 000 населенных пунктов (58% от общего количества) не охвачены оптическими сетями ни одного провайдера. Почти 4 млн украинцев живут в селах, где нет фиксированного скоростного интернета. К нему не подключены 40% школ, 92% библиотек, 37% больниц.
Игроки рынка самостоятельно не рискуют осваивать отдаленные регионы. Во-первых, окупаемость инвестиций в селах с небольшим количеством платежеспособных абонентов может растянуться на десятки лет. Во-вторых, несмотря на принятый закон «О доступе к инфраструктуре», ее собственники – облэнерго, местные власти и т. д. – порой выставляют непрогнозируемые «уникальные» требования и заоблачные тарифы за пользование своим имуществом.
Предлагаемое решение. Минцифра планирует не изобретать велосипед, а перенять успешный иностранный опыт. К примеру, в середине 1990-х правительство Эстонии компенсировало интернет-провайдерам 90% затрат на покрытие отдаленных регионов. «Мы заплатили за прокладку сетей до хот-спотов: администраций, библиотек, школ и т. д. А частные компании от хот-спотов протянули кабели к домохозяйствам уже за свой счет», – ранее рассказывал Mind вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций, глава государственных IT-программ Эстонии Сийм Сиккут.
Отечественное министерство предлагает схожее решение: оплатить прокладку оптики до социальных объектов в селах, где еще нет провайдеров фиксированного интернета. А далее игроки рынка смогут самостоятельно привлекать абонентов. «Мировой опыт говорит: если есть существенный цифровой разрыв между городом и селом – необходима господдержка. Наша цель – обеспечить 95% сельского населения доступом к фиксированному интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с», – поясняет директор директората развития цифровой инфраструктуры Минцифры Юрий Мацык.
Сколько сел может быть «покрыто» на 850 млн грн? В Минцифре рассчитывают, что этих денег хватит на прокладку оптики более чем к 5000 селам. Сумма каждого отдельного проекта будет зависеть от километража. «Наша задача – в автоматическом режиме определить оптимальное расстояние до населенного пункта от ближайших оптических сетей и по нему рассчитать сумму, которая необходима для проведения оптики», – поясняет Мацык.
Когда стартует «большая стройка»? «Опытные госслужащие говорят: как правило, принятый бюджет становится доступным для использования с апреля. Надеюсь, в апреле-мае начнутся первые тендеры», – рассказывает директор директората развития цифровой инфраструктуры Минцифры.
Кто будет проводить тендеры? Объединенные территориальные громады, в отдельных случаях – областные администрации. «Мы отдаем управление деньгами на места, чтобы минимизировать коррупционные риски, которые ранее встречались при распределении субвенций. Средства предоставят тем громадам, которые подадут заявки и подтвердят отсутствие оптических линий. Они сами будут определять победителей», – поясняет Мацык.
Смогут ли громады прописать условия тендера под «своих» претендентов? В министерстве уверяют, что не допустят таких коррупционных рисков. «Мы создаем пакет шаблонов документов, необходимых для проведения конкурсов и проверки выполненных работ, в том числе готовим технические требования и параметры. Также по каждому тендеру будет мониторинг победителей (выполнение ими условий). Если выявим «непонятные» действия – запустится механизм остановки выплат за выполненные работы. Этот механизм будет разработан совместно с казначейством», – рассказывает Юрий Мацык.
По его словам, министерство использует подход, при котором участникам должны быть предоставлены равные возможности: «Нам особенно важно поддержать малых и средних провайдеров».
Почему не прошло предложение «Укртелекома»? Ранее УТ презентовал свою концепцию сокращения цифрового разрыва. «Мы провели пилотное исследование по одной из областей. Министерство, «Укртелеком» и еще один участник рынка выдали свои предложения по объему необходимых средств. Расходы в расчетах УТ были в три раза больше наших, таким образом предложение «Укртелекома» оказалось неинтересным. Это раз. Второе – для нас важно соблюсти равные условия для всех участников рынка», – поясняет Мацык.
Какие провайдеры смогут участвовать в конкурсах? Как национальные, так и локальные. Главное, чтобы игроки смогли выполнить условия тендеров. Победители должны будут предоставить услугу доступа в интернет со скоростью не менее 100 Мбит/с и в тестовом режиме дать возможность пользоваться скоростью 1 Гбит. Также мы будем рекомендовать на каждом социальном объекте создать локальную сеть и запустить открытый Wi-Fi.
Все это нужно сделать преимущественно за свой счет: игроки получат 30% аванса, 70% поступит только после контрольной процедуры проверки выполненных работ. В Минцифре уверяют, что оплату услуг из бюджета не придется ждать по полгода. «Тендеры начнут проводить после того, как средства уже будут распределены на ОТГ. Оплата будет оперативной. Задержка может быть только в случае, если проверка скорости и других технических параметров выявит недоработки. Оплата будет отложена до их устранения», – поясняет Мацык.
Есть ли дополнительные условия? Еще одно требование, точнее пожелание государства, – некоторое время победитель тендера должен бесплатно предоставлять услуги школам, медпунктам и другим социальным объектам. «Провайдер получит в свое пользование сеть, построенную за госчет. Думаю, взамен государство может попросить о небольшой услуге. Это не новая просьба. Во многих населенных пунктах провайдеры для получения разрешения от сельрады предоставляют бесплатный доступ школам. Да, пока не 1 Гбит. Но сегодня рынок настолько быстро развивается, что разница между 100 Мбит и 1 Гбит начинает нивелироваться в стоимости. К тому же школы будут выбирать трафик в первой половине дня – в период, когда потребление другими абонентами не слишком высоко. Поэтому на пропускную способность сети это не будет особенно влиять», – отмечает Мацык.
Готовы ли провайдеры участвовать в тендерах на таких условиях? Опрошенные Mind игроки рынка говорят, что в целом условия выполнимы. Их смущают другие нюансы. Причем у каждого свои «боли» и замечания.
Не понятно, что подключать. Совладелец интернет-провайдера с Западной Украины, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что объехал немало сел без доступа в интернет по созданной Минцифрой карте. «Оказалось, что это не села, а хутора, где нет ни школ, ни больниц, ни библиотек. И жителей там скоро не будет: пару хат со стариками. То есть не понятно, к каким социальным объектам провайдерам нужно тянуть оптику. В нашем регионе не нашел школ без доступа в интернет. Скорее всего, не подключенные к сети сельские школы остались только в Донецкой и Луганской областях (в прифронтовой зоне, куда провайдеры опасаются заходить)», – говорит спикер.
Он напоминает, что в прошлом году с подачи министерства образования было выделено 700 млн грн на цифровизацию сельских школ: «Теперь будут подключать по второму кругу или в первый раз деньги просто распилили?»
Другой анонимный спикер поясняет, что большинство тендеров по образовательной субвенции МОН не состоялись: в основном не было участников, провайдеры посчитали, что им не хватит выделяемых денег на выполнение работ: «Насколько слышал, освоено только 30% из 700 млн грн. Причем в состоявшихся тендерах 90% финансирования ушло не на строительство доступа к объекту, а на сетевое оборудование, разводку по зданию и т. д.».
В МОН ранее сообщали, что в течение 2019–2020 годов в Украине были проведены тендеры на подключение интернета и прокладывание локальных сетей почти в 10 000 школ. И. о. министра образования и науки Сергей Шкарлет в недавнем интервью Mind рассказывал, что сейчас в Украине только 74 школы не подключены к интернету.
В Минцифре же говорят, что высокоскоростного интернета нет у 6000 школ. Такая огромная разница в цифрах связана с тем, что МОН учитывает учебные заведения с любым видом дата-связи (мобильный, фиксированный радиодоступ, спутник и т. д.). А в Минцифре заявляют, что для нормального процесса обучения школы должны быть подключены к оптике.
«Подвешенная» проблема с доступом к инфраструктуре. Основатель группы компаний «Ланет» Виктор Мазур говорит, что требования Минцифры жесткие, но они выполнимы. «Нас такие условия не отпугивают. Проблема в другом. В этих тендерах провайдерам нужно очень аккуратно считать OPEX, связанный с оплатой сервитута энергетикам. Уверен, что в госкомпенсацию эта сумма не будет заложена. А размер сервитутов растет с повышением минимальной зарплаты. Это большая проблема для провайдеров. Когда принимался закон «О доступе к инфраструктуре», такую норму продавили энергетики. Тогда не раз говорил им: «Кому вы собираетесь продавать электроэнергию, если у молодых людей не будет доступа в интернет или им придется платить в разы больше, чем в городе? Не имея современной инфраструктуры, молодежь бежит в города или за границу», – поясняет Мазур.
В «Киевстар» полагают, что решить проблему может принятие законопроекта №4118 «О внесении изменений в Закон Украины «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей» и другие законодательные акты Украины по развитию телекоммуникационных сетей».
«Надеемся на содействие государства в устранении пробелов в законодательстве для открытия доступа к инфраструктурным объектам на равных и прозрачных условиях, а также возможность разделения затрат и дальнейшего совместного использования сетей одновременно несколькими операторами», – отмечает начальник департамента фиксированной связи «Киевстар» Сергей Сухорук.
По его словам, оператор пока просчитывает коммерческую целесообразность инвестиций в ФШПД в отдаленных регионах: «В целом же верим в предложенную идею сокращения цифрового разрыва. Понимая важность диджитализации всей страны, готовы к сотрудничеству с государством, а также другими провайдерами».
Заместитель главы комитета ВР по цифровой трансформации Александр Федиенко тоже считает, что провайдерам необходимо комплексное решение проблемы. «Когда они получат беспрепятственный доступ к опорам энергетиков и адекватные тарифы – самостоятельно станут продвигаться в регионы. А дотирование государством, субвенции и т. п. – механизмы, благодаря которым вряд ли будет эффективный результат. К примеру, на блокирование российского ТВ ранее выделили немалые деньги. Недавно вернулся из Луганской и Донецкой областей. Не заметил блокирования. На мой взгляд, деньги были просто освоены», – полагает нардеп.
850 млн грн может не хватить. Так считают в «Укртелекоме». «В целом мы поддерживаем готовность государства возмещать затраты оператора/провайдера на строительство оптических сетей. Но по нашему опыту строительства подобных оптических сетей в сельской местности (охватываем фиксированным интернетом 2760 населенных пунктов, из которых более 1500 – села), – заявленная сумма для 5000 населенных пунктов не выглядит достаточной», – говорит глава пресс-департамента «Укртелекома» Михаил Шуранов.
Проводить тендеры должны не ОТГ. Это еще одно мнение УТ. «Укртелеком – крупнейший оператор-провайдер ШПД – считает, что государство должно инвестировать в развитие национальной оптической сети с контролируемым качеством строительства и предоставляемых услуг. Убеждены, что проведение тендеров на уровне ОТГ не обеспечит максимальную эффективность инвестиций государства в интернетизацию сельской местности. Считаем, преодоление цифрового разрыва в Украине – инфраструктурная задача национального уровня и должна ставиться и решаться на уровне страны, а не отдельной громады», – заявляют в пресс-службе оператора.
У небольших провайдеров – противоположное мнение.