Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети балтийская страна
Спецпроект
Естонія

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети балтийская страна

Как эстонцам удалось сэкономить 1400 лет рабочего времени и стать мировым лидером по числу стартапов на душу населения

Цей текст також доступний українською
Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети балтийская страна
На улицах Таллинна
Фото: pixabay

«Oh, no! Мы никого не убиваем: в Эстонии и так мало людей», – смеется координатор программы Startup Visa Мерилин Лукк, отвечая на вопрос о сути хэштега #estonianmafia. Нищая после развала СССР страна выбрала иной путь: построила электронное государство и создала в нем экосистему хэдхантинга талантов и стартапов со всего мира. В итоге ВВП по ППС на душу населения в 2018 году достиг $34 096 (39-е место среди 186 стран). Для сравнения: в Украине этот показатель почти в четыре раза ниже: $9283 и 112-я позиция рейтинга.

Как это невидимое e-gov приносит прибыль стране? Из чего оно создано? И насколько успешно Украина перенимает опыт Эстонии? На эти и другие вопросы Mind искал ответы в пресс-туре, организованном для украинских журналистов эстонской программой E-Residency.

Фундамент: интернет в каждый дом

Четверть века назад в Эстонии существовала проблема цифрового разрыва: жители отдаленных регионов не имели доступа к высокотехнологичным возможностям. Но в середине 1990-х правительство предложило частным консорциумам мобильных операторов и интернет-провайдеров простую «штуку»: компенсировать 90% затрат на строительство сети. «Не только в отдаленных регионах. По всей стране. Мы заплатили за прокладку сетей до хот-спотов: администраций, библиотек, школ и т. д. А частные компании от хот-спотов прокладывали кабели к домохозяйствам уже за свой счет», – уточняет вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций, глава государственных IT-программ Эстонии Сийм Сиккут.

«В 2016 году Эстония заняла первое место в мировом рейтинге Global Information Technology Report по покрытию мобильным интернетом», – рассказывает спикер e-Estonia Аннет Нума. Сейчас 99% населения имеют доступ к фиксированному и мобильному интернету, практически везде есть wi-fi.  Отсутствие дата-связи у 1% эстонцев (около 13 000 человек) Сиккут считает проблемой, которую важно решить: «Будем финансово стимулировать игроков рынка».

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Сийм Сиккут, вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций, глава государственных IT-программ Эстонии
Фото: Евгения Подгайная/Mind

За фиксированный интернет эстонцы платят около 25 евро в месяц. «С мобильной связью другая история: если ее оплачивает работодатель – чек несколько евро. Если человек сам платит – до 10 евро в месяц», – поясняет government CIO.

Отвечая на вопрос, когда в Эстонии запустили 4G, Сиккут задумался. Надолго. «О, это было так давно. Кажется, в 2012 году». Осенью прошлого года Министерство экономики и коммуникаций уже утвердило условия 5G-конкурса. Вскоре должен состояться первый тендер на три лицензии в диапазоне 3,6 ГГц. Стартовая цена лота – 1,6 млн евро. Правительство надеется заработать на тендере около 4,8 млн евро и в дальнейшем ежегодно получать за каждую лицензию около 250 000 евро. Чуть позже должен пройти второй аукцион в спектре 700 МГц. А в следующем году – третий. На нем будут разыгрываться частоты диапазона 2,6 ГГц.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
На улицах Таллинна
Фото: Евгения Подгайная/Mind

«Надеемся, что в 2020–2021 году операторы начнут строить 5G-сеть. Украинские игроки не спешат вкладывать в 5G, потому что не видят спроса от клиентов? Кто будет 5G потребителем в Эстонии? Это не проблема государства. Наша задача – дать возможность мобильным операторам предоставлять услуги. А бизнес должен сам думать, как и каких клиентов привлечь. Даже если сейчас нет спроса, нужно строить инфраструктуру, чтобы в дальнейшем не упустить окно возможностей», – считает Сиккут.

Каркас: государственные услуги онлайн

«Бегать должны данные, а не люди», – говорит менеджер по коммуникациям e-Governance Academy Ану Вахтра-Хеллат, описывая X-Road – децентрализованную платформу обмена данными между госведомствами. Это ядро е-gov Эстония запустила еще в 2001 году.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Ану Вахтра-Хеллат, менеджер по коммуникациям e-Governance Academy
Фото: Евгения Подгайная/Mind

X-Road позволяет простым гражданам и бизнесу получать 99% госуслуг по интернету в режиме 24/7. К примеру, не тратя времени на очереди можно зарегистрировать новорожденного, записать ребенка в школу, продать авто, оформить пенсию, получить рецепт врача по результатам анализов, лицензию на рыбную ловлю, свидетельство о смерти, зарегистрировать компанию, подать налоговую декларацию и т. п. Работодатель автоматически получает копию больничного, выписанного врачом сотруднику.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд вспоминает, что при запуске платформы вначале наблюдалось легкое сопротивление новшествам со стороны причастных структур. «К примеру, мы хотели, чтобы  новорожденный сразу получал ID-карту. Врачи ответили, что не занимаются регистрационной работой. Мы пояснили: «Вам и не нужно. Вы вносите только медицинские данные ребенка, а система все делает за вас. Она распознает все вводные и  информирует управление регистрацией населения о появлении новорожденного. После чего ребенок автоматически регистрируется, и ему выдается ID-карта. Это полностью автоматизированный сервис и процесс», – рассказывает Керсти Кальюлайд.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Керсти Кальюлайд, президент Эстонии
Фото: president.ee

Сейчас через X-Road нельзя только жениться, развестись и продать недвижимость. Подключить эти опции к системе очень просто. Но эстонцы не делают этого ради безопасности граждан. «Эмоции после ссоры могут быстро угаснуть, а развод  будет уже зарегистрирован в системе», – смеются спикеры.

Читайте также:  Президент Эстонии: «Вы не можете просить машины бороться с коррупцией. Сломать коррупционную систему должны политики»

Интересно, что госорганы имеют право запрашивать у гражданина данные только один раз. «Если в дальнейшем какому-либо из ведомств потребуется эта информация, оно попросит данные у первого госоргана, а не будет требовать от гражданина еще раз предоставить сведения», – поясняет Аннет  Нума.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Аннет Нума, спикер e-Estonia
Фото: Евгения Подгайная/Mind

Платформа очень популярна: ежегодно X-Road обрабатывает 500 млн запросов, ежедневно более 1000 организаций и предприятий Эстонии пользуются системой. Эстонцы подсчитали, что X-Road уже помогла им сэкономить 1400 лет рабочего времени.

Вход в систему – через ID-карту (есть у всех эстонцев), Smart-ID (у 29%) или Mobile ID (у 16%). Для защиты в X-Road используется масштабируемая цепочка блоков KSI, которую изобрели эстонцы. Проще говоря, KSI Blockchain не позволяет изменить информацию в системе: ни хакеры, ни системные администраторы, ни само правительство не могут манипулировать данными.

С 2003 года правительство предлагает белым хакерам награду за нахождение уязвимостей. Пока это сделать никому не удалось. «Практически каждый день мы видим попытки посягательства на данные. Нас атакуют со всего мира, не только из России. Но ни одна попытка не увенчалась успехом», – рассказывает Сийм Сиккут.

Четко проработан и принцип прозрачности: в своем аккаунте гражданин видит, кто и когда запрашивал информацию о нем. «Если запрос неправомерный, чиновник будет привлечен к ответственности. У нас были случаи, когда госслужащие теряли работу из-за излишней «любознательности», – поясняет Аннет Нума.

В ближайшее время правительство хочет усовершенствовать платформу: запустить «невидимое государство». К X-Road смогут подключиться частные компании, а госорганы будут видеть всю их внутреннюю финансовую отчетность. Не сложно представить, насколько «позитивно» такую идею восприняли бы украинские компании. «Эстонский бизнес не против: предприятия смогут экономить на оплате труда бухгалтеров, им не нужно будет составлять и подавать отчеты, система автоматически соберет нужные ей данные», – поясняет Сийм Сиккут.

Украина около двух лет перенимает эстонский опыт: строит свою платформу «Трембита» на ядре X-Road.

Технически система была готова к запуску в конце прошлого года. Но пока к ней подключились только пять госведомств: МВД, ГФС, Минфин, Пенсионный фонд и  Госслужба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками. Всего до сентября 2020 года свои базы данных должны интегрировать с платформой 55 ведомств. Чем объясняется «расторопность» госорганов – излишней бюрократией или нежеланием терять коррупционные источники дохода – риторический вопрос.

Пока через «Трембиту» стартовал обмен данными только между Национальной службой здоровья и Госслужбой по лекарственным средствам и контролю за наркотиками. Обмен данными должен помочь реализации правительственной программы «Доступные лекарства». Госбюджетом на 2019 год предусмотрен 1 млрд грн на полное или частичное возмещение стоимости лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и диабетом II типа.

Наполнение: сервисы и программы

Создав комфортную среду, малочисленная по населению Эстония начала заманивать к себе иностранные таланты и компании. Посол Украины в Эстонии Марьяна Бетса рассказывает, что в последние годы прибалтийская страна переманила около 2000 украинских айтишников.

Сейчас в Эстонии работают 3700 IТ-компаний, они генерят около 7% ВВП страны. Также в стране 550 успешных стартапов или 40 проектов на тысячу населения. По этому показателю Эстония лидирует в мире. В среднем по ЕС – пять стартапов на тысячу населения.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Единороги Эстонии – Skype, Playtech, Transferwise и Bolt (Taxify)
Фото: Евгения Подгайная/Mind

К 2020 году Эстония намерена достичь планки в 1000 стартапов: за оставшиеся полгода привлечь еще 450 проектов. «Ключевые «поставщики» – Россия, Украина и Турция. Основной инструмент – Startup Visa», – рассказывает ее координатор Мерилин Лукк. Эту программу Эстония запустила в 2017-м для неграждан ЕС и уже получила 1400 заявок из 85 стран. Прошедшие конкурсный отбор иностранные стартапы могут переехать работать в Эстонию (не нужно дополнительно получать разрешение на работу), пользоваться преимуществами e-gov (онлайн-услугами, открывать компании и банковские счета) и правительственными программами инкубации.

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Стена славы эстонской «мафии»
Фото: Евгения Подгайная/Mind

Еще один «канал» поставки талантов и компаний – стартовавшая в 2014 году программа E-Residency. Виртуальные резиденты могут быстро зарегистрировать бизнес в Эстонии, получают легкий доступ к мировым рынкам и международным платежным системам. К июню 2019 года в системе зарегистрированы 54 555 е-резидентов и около 7200 компаний из 157 стран.

Украина занимает первое место по числу зарегистрированных компаний (729) и третье – по количеству е-резидентов (3431).  

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна

По мнению управляющего директора E-Residency Отта Ваттера, Украина входит в тройку лидеров, так как из нашей страны поступают большие объемы экспорта IT- услуг в ЕС. «Для предпринимателей более выгодно вести бизнес с партнерами из ЕС при помощи компаний, зарегистрированных в Евросоюзе. А е-резиденство в Эстонии – простой и недорогой способ завести компанию в ЕС. Только за последний год количество е-резидентов из Украины увеличилось вдвое», – говорит Отт Ваттер. Также многие украинцы получают виртуальное гражданство ради доступа ко всему функционалу PayPal.

Читайте также: Окно в ЕС: Путеводитель для украинских предпринимателей – где и как лучше выходить на европейский рынок

Эстония зарабатывает на своих «плюшках»: получение е-резидентства стоит 100 евро, регистрация бизнеса – 190 евро. За 2500 евро частные компании Эстонии предлагают пакет «All inclusive»: удаленную регистрацию компании, открытие счета в эстонском банке, услугу юридического адреса, услугу контактного лица в течение первого года работы компании, базовое бухгалтерское обслуживание и т. п.  

По данным Отта Ваттера, за четыре года со старта программы Эстония получила около 17 млн евро дохода. В расчет включен прямой доход от уплаты налогов зарегистрировавшимися компаниями, а также непрямой – от уплаты налогов эстонскими предприятиями, которые оказывали услуги е-резидентам. За этот же период затраты проекта составили 7 млн евро. Итого прибыль – 10 млн евро.  

Эстонская «мафия»: чем затягивает в свои сети прибалтийская страна
Отт Ваттер, управляющий директор E-Residency
Фото: Евгения Подгайная/Mind

Тем временем Украина уже который год обещает запустить государственный фонд стартапов. И эти обещания традиционно активизируются в преддверие выборов или в периоды всплесков негативной информации о деятельности правительства.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно