17 ноября, за день до формального окончания действия Стамбульского соглашения, «зерновой коридор» из портов Одессы официально пролонгирован еще на 120 дней. Соответствующее соглашение было прописано в Стамбуле. Гарантами его выполнения остаются Турция и ООН.
«Я приветствую согласие всех сторон продолжить реализацию Черноморской зерновой инициативы для облегчения безопасного судоходства при экспорте зерна, продуктов питания и удобрений из Украины», – заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
На проходящем в это же время саммите G20 вопреки прогнозам месячной давности тема «зернового коридора» в открытой части программы явно не была приоритетной. Возможно, ввиду того, что после демонстративного выхода из соглашения россия была вынуждена вернуться к его выполнению и вряд ли располагала силами для повторного демарша, который бы потребовал консолидированной реакции. Однако в кулуарах саммита прошло несколько двухсторонних встреч на эту тему, в том числе между Антониу Гутерришем и министром иностранных дел россии Сергеем Лавровым.
«Отец» зерновой сделки, президент Турции Реджеп Эрдоган, также посетивший саммит на Бали, выразил уверенность, что договоренности продолжат действовать и после 19 ноября.
На то, что Стамбульская сделка останется в силе, указывал и самый честный и непредвзятый показатель – биржевые котировки зерновых культур. Цены на пшеницу на основных площадках – Чикаго и парижской MATIF – демонстрировали стабильность и даже немного, на уровне одного процента, снижались.
Продление «зернового коридора» заставило весь мир облегченно вздохнуть, поскольку поставки украинского зерна дают шанс удержать раскручивающуюся продовольственную инфляцию и контролировать гуманитарный кризис. Для Украины сохранение морского экспорта – практически безальтернативное условие функционирования экономики и выживания ключевой аграрной отрасли. Mind разбирался – какова цена этого достижения?
Что Украина предполагает вывезти по «зерновому коридору – 2.0»? За первые 120 дней работы зерновой инициативы Украина, по данным Мининфраструктуры, экспортировала более 11 млн тонн агропродукции в 38 стран мира.
В следующие четыре месяца, с поправкой на традиционно менее активную навигацию в зимний период, объемы украинской морской торговли вряд ли могут разительно увеличиться. Учитывая излишек на рынке в 15+ млн тонн и поступивший новый урожай (40+ млн тонн) полноценно разгрузить его за этот срок не удастся.
Почему 120 дней гарантированного экспорта мало для украинских производителей? Следующий отчетный период Зерновой инициативы – 19 марта 2023 года.
Учитывая динамику геополитических событий, этот срок кажется вполне адекватным горизонтом для планирования. Однако для агросектора с его полугодовым циклом производства этого недостаточно, даже если принять на веру, что российская сторона будет придерживаться договоренностей.
Неслучайно украинская сторона настаивала на продлении Соглашения на более длительный срок – год, чтобы дать возможность аграриям планировать деятельность на сезон, а трейдерам – осуществлять форвардные закупки и тем самым заводить деньги в отрасль.
Исходя из финального результата, добиться этого не удалось. Поэтому к началу весенних полевых работ, если ничего не изменится на фронте и/или в архитектуре Стамбульской сделки, вопрос об объеме и структуре посевных площадей будет оставаться открытым. В зависимости от погоды, получить определенность по этим вопросам сельхозпроизводителям нужно уже в конце февраля – начале марта.
Также обсуждался вариант включения в Зерновое соглашение Николаевского порта, работа которого стала теоретически возможна после освобождения области от оккупантов. Вероятно, этот вопрос будет актуализирован после закрепления украинских военных в регионе и ревизии состояния портовой инфраструктуры, несколько месяцев находившейся под обстрелами.
Что должно улучшиться в работе «зернового коридора»? Из позитивных изменений в работе «зернового коридора» можно ожидать активизацию прохождения инспекции на Босфоре, где в настоящее время скопилось около 100 судов. Пока неизвестно, произойдет ли это за счет увеличения групп инспекторов или смягчения процедуры проверки. В частности, обсуждался вариант сделать избирательной инспекцию покидающих Украину груженных зерном кораблей.
Тем не менее, даже на ограниченный срок и не безупречно работающий «зерновой коридор» остается кислородной подушкой для аграрной отрасли. «Масштабируемой и экономически жизнеспособной альтернативы морскому экспорту масла не существует», – говорится в отчете крупнейшего украинского переработчика маслосемянн – холдинга «Кернел».
«Никакого другого пути, кроме как сохранение зернового соглашения, я не вижу», – подчеркивает президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.
Украина и россия обеспечивают около 30% мирового экспорта пшеницы и ячменя, 20% кукурузы и более 50% подсолнечного масла. рф также является крупнейшим экспортером удобрений с долей в 15%.
Что хочет получить россия? Подписанию в июле Зернового соглашения соседствовал еще один договор. Согласно ему, ООН обязалась способствовать продвижению на мировой рынок российского зерна и удобрений. Уже к сентябрю стало очевидно (в первую очередь – россии), что успехи в этом направлении гораздо более скромные, чем динамика украинской зерновой торговли.
Вряд ли ООН саботировала свое обещание. Однако перечень антироссийских санкций и их разнообразие делали высокорисковыми любые сделки с товаром made in Russia, что отражалось в стоимости страховки и фрахта.
Комментируя продление «зернового коридора», Антониу Гутерриш сказал, что ООН также «полностью привержена устранению оставшихся препятствий для экспорта продуктов питания и удобрений из российской федерации».
По словам лаврова, ООН «дала письменные заверения в добрых намерениях» Запада (США и ЕС), которые устранят препятствия для экспорта российского зерна и удобрений. Предполагается, что все экономические операторы, участвующие в российских цепочках поставок удобрений и зерна, не столкнуться с санкциями. Это позволит судам из рф заходить в порты Европы, а иностранным – в российские порты. Формально это возможно и сейчас, однако операторы прибегают к самосанкциям, поскольку опасаются юридических последствий. россия сможет использовать тот же маршрут через Черное море, по которому перевозит зерно Украина.
Также обсуждалась возможность разблокирования работы государственного россельхозбанка, который выступает партнером по экспортным аграрным операциям – возвращение финучредждению подключения к Swift. На сегодня не известно, было ли получено на это согласие. Пока более вероятной выглядит версия, что российскому кредитору будут открыты корреспондентские отношения в американских банках, но не Swift.
Получит ли рф доступ к аммиакопроводу? Главное, чего добился кремль в обмен на продление Стамбульского соглашения – это возобновление использования аммиачного трубопровода, который идет по территории Украины к Одессе. Близкие к переговорам источники, на которых ссылаются британские СМИ, отмечают, что, судя по всему, жалобы на низкие темпы экспорта зерна и банковские санкции были лишь прикрытием, а настоящей целью россии был аммиак.
Аммиакопровод «Тольятти – Одеса» был остановлен «Укрхимтрансаммиаком» после 24 февраля. До вторжения по нему транспортировалось около 2,3 млн тонн аммиака, что эквивалентно $2,4 млрд экспортной выручки. Плата Украине за транзит составляет всего около $100 млн. Еще 1,9 млн тонн аммиака россия экспортировала через порты Балтии, но там российскому товару тоже не рады.
Крупнейшими покупателями удобрений из Одессы в 2021 году были Марокко (800 000 тонн), Турция (600 000), Индия (360 000) и Тунис (190 000).
Аммиак – ключевой компонент нитратных удобрений, недостаток которых мир уже чувствует. Кампания за возврат на рынок российской агрохимии, в том числе – в пользу климатически-сложных стран Африки, началась в сентябре. Ее спикерами были, в том числе, представители ООН и Мировой продовольственной программы.
Насколько реально исполнить эти «желания»? Предполагается, что для того, чтобы избежать политического напряжения и облегчить коммуникацию сделки внутри Украины, аммиак производства российского «Уралхима» будет закуплен американским сырьевым трейдером Trammo еще до того, как будет запущен в трубопровод. Это снимет вопрос о транзите российского товара через территорию Украины.
«Уралхим» принадлежит российскому олигарху Дмитрию Мазепину, который находится под санкциями – поэтому для сделки американскому трейдеру очевидно понадобятся дополнительные гарантии и разрешения. Официального подтверждения, что этот формат согласован всеми сторонами, пока нет.
Также прокачка аммиака и его накопление на Одесском припортовом заводе исключает ведение боевых действий в том районе, поскольку любой прилет грозит масштабной экологической катастрофой. Как можно прогарантировать такой режим тишины и «аммиачное перемирие» – неизвестно.